Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Соскал О.М.,
судей Болат-оол А.В., Железняковой С.А.,
при секретаре Салчак А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Болат-оол А.В. гражданское дело по иску прокурора г. Кызыла Республики Тыва в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному казенному учреждению Департамент городского хозяйства мэрии г. Кызыла о возложении обязанности ликвидировать несанкционированное размещение отходов производства и потребления по апелляционной жалобе муниципального казенного учреждения Департамент городского хозяйства мэрии г. Кызыла на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 29 мая 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Кызыла Республики Тыва обратился в суд с иском к муниципальному казенному учреждению Департамент городского хозяйства мэрии г. Кызыла (далее - Департамент городского хозяйства мэрии г. Кызыла) о возложении обязанности ликвидировать несанкционированное размещение отходов производства и потребления, указывая на то, что в нарушение ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации на земельном участке на расстоянии полуметра с северной стороны жилого дома ** имеется несанкционированная свалка бытовых отходов (пластиковые и стеклянные бутылки, кучи золы, битых стекол). Отраслевым органом мэрии г. Кызыла, осуществляющим полномочия по благоустройству городских территорий, является Департамент городского хозяйства мэрии г. Кызыла. В результате бездействия должностных лиц Департамента городского хозяйства мэрии г. Кызыла нарушаются права населения на благоприятную окружающую среду, создаются препятствия к осуществлению гражданами и муниципальным образованием прав по использованию земли как основы жизни и осуществления хозяйственной и иной деятельности, происходит загрязнение окружающей среды. Просил обязать Департамент городского хозяйства мэрии г. Кызыла ликвидировать несанкционированное размещение отходов производства и потребления, находящееся на земельном участке на расстоянии полуметра с северной стороны жилого дома **, путем вывоза мусора на полигон твердых бытовых отходов.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 29 мая 2013 года иск прокурора удовлетворен. Суд обязал Департамент городского хозяйства мэрии г. Кызыла ликвидировать несанкционированное размещение отходов производства и потребления на земельном участке на расстоянии полуметра с северной стороны жилого дома **, путем вывоза мусора на полигон твердых бытовых отходов в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Департамент городского хозяйства мэрии г. Кызыла с решением суда не согласился и подал апелляционную жалобу, ссылаясь на то, что судом нарушены нормы материального и процессуального права. Так, согласно п. 2.1.1 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории г. Кызыла, утвержденных решением Кызылского городского Хурала представителей от 25 января 2005 года N 33, юридические и физические лица должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории города, в том числе на прилегающих и закрепленных территориях. В соответствии с п. 2.1.6 указанных Правил уборка территорий частного домовладения осуществляется по периметру строения, огражденного участка земли либо в створе, до проезжей части дороги. Несанкционированная свалка бытовых отходов находится в непосредственной близости к жилому дому **. Прокурор не привел правовых обоснований необходимости уборки территории земельного участка частного домовладения. Доказательств принадлежности земельного участка муниципальному образованию "Город Кызыл Республики Тыва" в материалах дела не содержится. Просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска прокурора.
В судебном заседании представитель Департамента городского хозяйства мэрии г. Кызыла К. апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям поддержала.
Прокурор Ч. и представитель третьего лица по делу - Управления Роспотребнадзора по Республике Тыва О. с апелляционной жалобой не согласились и просили решение суда оставить без изменения.
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе.
В силу п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно ст.ст. 8 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В п. 22 ст. 12 Устава городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", утвержденного решением Хурала представителей г. Кызыла 05 мая 2005 года N 50, также сказано, что к вопросам местного значения городского округа г. Кызыл относятся организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 29 марта 2013 года прокуратурой г. Кызыла, мэрией г. Кызыла и Управлением Роспотребнадзора по Республике Тыва проведена совместная проверка соблюдения законодательства в области обращения с отходами производства и потребления на территории г. Кызыла, в результате которой на территории земельного участка на расстоянии полуметра с северной стороны жилого дома ** выявлено несанкционированное место размещения отходов производства и потребления.
Согласно п. 1.2 Положения о Департаменте городского хозяйства мэрии г.Кызыла, утвержденного постановлением мэра г. Кызыла от 14 декабря 2010 года N 3109, департамент является отраслевым органом мэрии г. Кызыла, осуществляющим полномочия по решению вопросов местного значения в сфере благоустройства городских территорий, охраны окружающей среды.
В соответствии с п.п. 2.24, 2.25, 2.27, 2.28 вышеуказанного Положения основными задачами Департамента городского хозяйства мэрии г. Кызыла являются координация деятельности предприятий в сфере благоустройства, независимо от форм собственности и по заключаемым договорам подрядными организациями по благоустройству, обеспечению чистоты и порядка на территории города Кызыла; участие в разработке и планировании работ по ремонту объектов внешнего благоустройства и текущем содержании города, уборке стихийных свалок; организация вывоза твердых и жидких бытовых отходов; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, охрана окружающей среды.
Правильно применив нормы материального права, суд пришел к обоснованному выводу о том, что в обязанности Департамента городского хозяйства мэрии г. Кызыла входит организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории г. Кызыла, в том числе на земельном участке на расстоянии полуметра с северной стороны жилого дома **
Суд обязал Департамент городского хозяйства мэрии г. Кызыла ликвидировать несанкционированное размещение отходов производства и потребления, указав на то, что непринятие мер по ликвидации несанкционированной свалки влечет невозможность обеспечения безопасности жизни и здоровья населения, охраны окружающей среды.
Судебная коллегия с данным выводом согласна, так как в соответствии с вышеуказанным Положением Департамент городского хозяйства мэрии г. Кызыла является отраслевым органом мэрии г. Кызыла, осуществляющим полномочия по решению вопросов местного значения в сфере благоустройства городских территорий, охраны окружающей среды, и на него возложена обязанность по участию в текущем содержании города, уборке стихийных свалок, организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Пунктами 2.1.1, 2.1.6 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории г. Кызыла, утвержденных решением Кызылского городского Хурала представителей от 25 января 2005 года N 33 (действовавших на момент принятия решения судом первой инстанции), действительно установлено, что юридические и физические лица должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории города, в том числе на прилегающих и закрепленных территориях, в соответствии с настоящими Правилами. Уборка территорий частного домовладения осуществляется по периметру строения, огражденного участка земли либо в створе, до проезжей части дороги.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд не применил при разрешении спора п.п. 2.1.1, 2.1.6 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории г. Кызыла, является необоснованным по следующим основаниям.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания принадлежащего ему имущества несёт собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
По смыслу названной нормы именно собственник содержит принадлежащее ему имущество, что выражается в поддержании его пригодного и безопасного для эксплуатации состояния, несении соответствующих расходов. Бремя содержания имущества может быть возложено на другое лицо только в силу закона или согласно договору.
В соответствии с п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок осуществления права собственности и других вещных прав, к которым также относятся частные случаи несения бремени содержания имущества лицом, не являющимся собственником, определяется гражданским законодательством.
В соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
Из системного толкования изложенных норм следует, что оспариваемые правоотношения регулируются нормами гражданского законодательства, и возложение на собственников, владельцев, пользователей индивидуальных жилых домов и земельных участков обязанности по содержанию территории, прилегающей к указанным объектам, может быть осуществлено на основании федерального закона или на основании договора.
Поскольку федеральное законодательство не предусматривает возложение на собственников, владельцев, пользователей индивидуальных жилых домов и земельных участков обязанности по содержанию территории, прилегающей к указанным объектам, то пункты 2.1.1, 2.1.6 вышеуказанных Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории г. Кызыла противоречат федеральному законодательству и не подлежат применению.
Довод апелляционной жалобы о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства принадлежности муниципальному образованию "Город Кызыл Республики Тыва" земельного участка, на котором находится несанкционированное размещение отходов производства и потребления, не может быть принят во внимание по следующим основаниям.
В соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа и организация сбора вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения.
Ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
Следовательно, Департамент городского хозяйства мэрии г. Кызыла на территории г. Кызыла отвечает за организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, по существу сводятся к переоценке выводов суда, изложенных в решении, и не ставят под сомнение правильность постановленного решения.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 29 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11 октября 2013 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.