Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от 23 октября 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Чикашовой М.Н.,
судей Железняковой С.А., Дамдын Л.Д.,
при секретаре Салчак А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Дамдын Л.Д. гражданское дело по иску Салчака Д.Ч. к Управлению Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков по Республике Тыва о взыскании недоплаты материальной помощи в виде выплаты компенсационного характера за работу в местностях с особыми климатическими условиями в 2013 году по апелляционной жалобе начальника Управления Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков по Республике Тыва на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 23 июля 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Салчак Д.Ч. обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что он работает водителем автомобиля группы материально-технического обеспечения УФС России по Республике Тыва по контролю за оборотом наркотиков по Республике Тыва на основании приказа Управления N 247-лс с 17.10.2008 года. 29 мая 2013 года ему предоставлен отпуск за 2013 год, а также оказана материальная помощь в размере **. С суммой материальной помощи не согласен, считает, что размер материальной помощи определен неправильно и необоснованно снижен. Просил взыскать сумму недоплаты материальной помощи в виде выплаты компенсационного характера за работу в местностях с особыми климатическими условиями в 2013 году в размере **.
Решением суда исковое заявление Салчака Д.Ч. к Управлению Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков по Республике Тыва удовлетворено. Суд взыскал с Управления Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков по Республике Тыва в пользу Салчака Д.Ч. ** в счет доплаты материальной помощи в виде выплаты компенсационного характера за работу в местностях с особыми климатическими условиями, 917 рублей государственную пошлину в доход соответствующего бюджета.
Не согласившись с решением суда, начальник Управления ФСКН России по РТ подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить ввиду незаконности и принять новое решение. Считает, что судом неверно истолкованы нормативные акты, определяющие порядок оплаты труда работников органов наркоконтроля и соответственно их материального вознаграждения, а именно приказы ФСКН России от 28.08.2008 г. NN 271, 265, из которых следует, что материальная помощь не является выплатой стимулирующего характера. В соответствии с п. 2 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 г. N 583, приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 г. N 818 утвержден перечень видов выплат стимулирующего характера (далее - Перечень). Указанный перечень является исчерпывающим. При этом материальная помощь, как выплата стимулирующего характера, Перечнем не предусмотрена. Также судом необоснованно взыскана государственная пошлина с ответчика, так как в соответствии с ч. 19 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
В судебном заседании представитель ответчика апелляционную жалобу поддержал по указанным в ней основаниям.
Проверив материалы дела, выслушав стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащей оставлению без изменения по следующим основаниям.
Судом первой инстанции установлено, что согласно приказу Управления ФСКН России по РТ N 247-лс от 17 октября 2008 года Салчак Д.Ч. . работает водителем автомобиля по группе материально-технического обеспечения Управления Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков по Республике Тыва (далее УФСКН по Республике Тыва). Из ответа начальника финансовой группы УФСКН по Республике Тыва следует, что Салчаку А.Д. материальная помощь в сумме ** начислена без учета районного коэффициента (40%) и процентной надбавки за стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (50%).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции признал, что Управление ФСКН России по РТ необоснованно снизил размер материальной помощи на **, при этом исходил из того, что недоплата материальной помощи за работу в местностях с особыми климатическими условиями подлежит взысканию в целях социальной защиты и поощрения за длительный стаж работы работникам, и она является выплатой стимулирующего характера, носит компенсационный характер согласно Перечню видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 г. N 822.
Судебная коллегия согласна с выводом суда первой инстанции о взыскании недоплаты материальной помощи по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, предусмотренных ст. 316 - 317 ТК РФ.
По смыслу указанных статей следует, что процентная надбавка к заработной плате является составной частью заработной платы - базовой основы для исчисления оказанной истцам материальной помощи в соответствии с п. 3 Инструкцией о порядке, условиях, размерах выплаты за качество выполняемых работ и оказания материальной помощи работникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденной Приказом ФСКН России от 28 августа 2008 года N 265 во исполнение п. 16 Положения об оплате труда и материальном стимулировании работников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ", утвержденного Приказом ФСКН РФ от 28 августа 2008 года N 271 и предусматривающего оказание материальной помощи работникам органов наркоконтроля.
Следовательно, районный коэффициент применяется к материальной помощи, но только к тем, которые предусмотрены системой оплаты труда.
Согласно ст. 144 ТК РФ, системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актам РФ.
Управление ФСКН России по РТ заключил с Салчаком Д.Ч. индивидуальный трудовой договор, согласовало надбавки компенсационного, стимулирующего характера. Заключение коллективного договора ведомственными нормативными актами не предусмотрено.
Приказом ФСКН России от 28 августа 2008 года N 265 утверждена Инструкция о порядке, условиях, размерах выплаты за качество выполняемых работ и оказания материальной помощи работникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, (далее - Инструкция).
Пунктом 3.1. Инструкции, установлено, что для оказания материальной помощи предусматриваются средства в размере двух месячных фондов заработной платы в год на каждого работника.
Пункт 3.2. предусматривает, что размер материальной помощи определяется из расчета заработной платы, получаемой работником на момент ее оказания.
Материальная помощь оказывается, как правило, при уходе работника в ежегодный основной оплачиваемый отпуск в случае разделения ежегодного основного оплачиваемого отпуска в установленном порядке части материальная помощь оказывается только один раз при предоставлении любой из частей указанного отпуска.
Приказом ФСКН России от 28 августа 2008 года N 271, утверждено Положение об оплате труда и материальном стимулировании работников органов по контролю а оборотом наркотических средств и психотропных веществ, (далее -Положение).
Пунктом 1 Положения установлен порядок, условия оплаты труда и материального стимулирования работников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее - органы наркоконтроля) и распространяется на работников, осуществляющих в органах наркоконтроля трудовую деятельность на основании трудовых договоров, а также на условиях внутреннего или внешнего совместительства
Глава II Положения предусматривает порядок начисления и выплаты заработной платы, согласно которому, заработная плата работника включает:
- должностной оклад (тарифную ставку) по занимаемой должности (профессии) в зависимости от квалификации;
- выплаты стимулирующего характера в соответствии с Перечнем видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 г. N 818 с изменениями, внесенными Приказами Минздравсоцразвития России от 19 декабря 2008 г. N 739н и от 17 сентября 2010 г. N 810н (в ред. Приказа ФСКН РФ от 11.11.2011 N 484);
- выплаты компенсационного характера в соответствии с Перечнем видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 г. N 822 с изменениями, внесенными Приказами Минздравсоцразвития России от 19 декабря 2008 г. N 738н и от 17 сентября 2010 г. N 8, зарегистрирован в Минюсте России 13 октября 2010 г. (в ред. Приказа ФСКН РФ от 11.11.2011 N 484);
- другие выплаты стимулирующего и компенсационного характера, установленные в органах наркоконтроля в пределах выделенных бюджетных средств на оплату труда.
Таким образом, нормативными актами ФСКН России установлен порядок оплаты труда работников наркоконтроля, а также их материального стимулирования. Поскольку выплаты компенсационного характера за работу в местностях с особыми климатическими условиями входят в заработную плату, то начисление материальной помощи истцу должно осуществляться с учетом данной выплаты, так как северный и районный коэффициент входит в заработную плату работника, а п. 3.1 Инструкции предусмотрено оказание материальной помощи в размере двух месячных фондов заработной платы в год на каждого работника.
Судом установлен факт недоплаты истцу материальной помощи в местностях с особыми климатическими условиями в 2013 году.
Следовательно, в нарушение требований п. 3.1. вышеуказанной Инструкции, при оказании материальной помощи Салчаку А.Д. ответчик необоснованно снизил сумму материальной помощи, тем самым ущемил права другой стороны по соглашению от 13 октября 2008 г. (л.д. 81). Выплаченная им материальная помощь была исчислена, исходя из заработной платы, но без составляющей ее части районного коэффициента и надбавки за работу в местностях с особыми климатическими условиями.
Данные действия ответчика противоречат как заключенным соглашением с истцом, так и действующему законодательству.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию норм материального права, с которым судебная коллегия не может согласиться.
В силу п. 19 ст. 333.36 НК РФ государственные органы, выступающие в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, т.е. подлежат освобождению от ее уплаты по любым делам независимо от того в качестве истцов или ответчиков принимали участие в деле.
С учетом изложенного, поскольку Управление Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков по Республике Тыва является государственным органом, то оно подлежит освобождению от уплаты госпошлины.
Между тем суд первой инстанции необоснованно взыскал с Управления Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков по Республике Тыва государственную пошлину в размере 917 рублей.
В остальной части решение суда является законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит решение суда в части взыскания государственной пошлины подлежащей отмене, в остальной части оставлению без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 23 июля 2013 года в части взыскания государственной пошлины с Управления Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков по Республике Тыва отменить.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28 октября 2013 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.