Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Соскал О.М.,
судей Болат-оол А.В., Железняковой С.А.,
при секретаре Салчак А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Болат-оол А.В. гражданское дело по иску Ажы Э.Н., Темир-оол Ч.В., выступающих также в интересах несовершеннолетних А., Л., к мэрии г. Кызыла, Министерству строительства и модернизации коммунального хозяйства Республики Тыва о признании нуждающимися в получении социальной выплаты на приобретение жилья, возложении обязанности включить в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты и выдать свидетельство о праве на социальную выплату по апелляционной жалобе Ажы Э.Н. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 24 апреля 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Ажы Э.Н. обратился в суд с иском к мэрии г. Кызыла, Министерству строительства и модернизации коммунального хозяйства Республики Тыва о признании нуждающимся в получении социальной выплаты на приобретение жилья, возложении на ответчика обязанности выдать свидетельство о праве на социальную выплату, указывая на то, что в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище на 2002-2010 г.г.", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года N285, его семья в количестве четырех человек имеет право на получение социальной выплаты на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечному жилищному кредиту. 23 апреля 2009 года он подал в мэрию г. Кызыла заявление о включении его семьи в состав участников данной подпрограммы с приложением документов, указанных в п. 15 вышеуказанных Правил. 01 февраля 2011 года он дополнительно подал в мэрию г. Кызыла заявление с приложением документов, необходимых для признания его семьи нуждающейся в получении социальной выплаты; ему ответили, что документы вложены в учетное дело и будут повторно рассмотрены на комиссии. Постановлением мэрии г. Кызыла от 31 августа 2009 года N 1493 был утвержден список молодых семей - участников указанной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" городского округа г. Кызыл на 2010 год, в котором его семья значится под N 110. Постановлением мэрии г.Кызыла от 31 августа 2011 года N1094 утвержден список молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище на 2011-2015 годы" городского округа г. Кызыл, в котором его семья значится под N52. В настоящее время мэрия г. Кызыла не включает его семью в список претендентов на получение социальной выплаты, ссылаясь на то, что данная социальная выплата предоставляется в порядке очередности. Полагает, что разрешение требования о предоставлении социальной выплаты не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других лиц указанной категории, нуждающихся в получении социальной выплаты, и времени постановки их на учет, в ней нет положения о предоставлении социальной выплаты в порядке очередности, не установлен срок предоставления. Просил признать его семью нуждающейся в получении социальной выплаты на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечному жилищному кредиту, обязать ответчиков включить его семью в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплаты и выдать свидетельство о праве на социальную выплату.
В ходе производства по делу в дело в качестве соистца вступила Томур-оол С.В. К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Управление Федерального казначейства по Республике Тыва и Министерство финансов Республики Тыва.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 24 апреля 2013 года в удовлетворении иска Ажы Э.Н., Темир-оол Ч.В. отказано.
Ажы Э.Н. с решением суда не согласился и подал апелляционную жалобу, ссылаясь на то, что судом не установлено, как формируются списки молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в мэрии г. Кызыла; какова процедура признания молодых семей нуждающимися в получении социальной выплаты; создаются ли комиссии при формировании списка и при признании нуждающимися в получении социальной выплаты. Просит решение суда отменить и принять новое решение.
В судебное заседание Ажы Э.Н. не явился, заявлением от 10 октября 2013 года просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель мэрии г. Кызыла К. с апелляционной жалобой не согласился и просил в удовлетворении жалобы отказать.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, об уважительности причин неявки не сообщили. Судебная коллегия в порядке ч.ч. 3, 4 ст. 167 ГПК РФ рассматривает дело в их отсутствие.
Выслушав пояснения представителя мэрии г. Кызыла Каражикпай Д.Э., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Согласно п. 2 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675 была утверждена Федеральная целевая Программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в состав которой включена Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".
В разделе VI названной Подпрограммы указано, что механизм реализации Подпрограммы предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам Подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат. Социальная выплата предоставляется на приобретение у любых физических и (или) юридических лиц одного (нескольких) жилого помещения (жилых помещений) или строительство индивидуального жилого дома, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, и может быть использована в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам. Право использовать социальную выплату на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома предоставляется молодым семьям - участникам Подпрограммы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями Подпрограммы на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года N 285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
Пунктом 5 указанных Правил установлено, что участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В соответствии с п. 6 указанных Правил применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлен ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Подп. "г" п. 15 вышеуказанных Правил предусмотрено, что для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства ... документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, или свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), и документы, подтверждающие признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа), но не ранее 1 января 2006 г.
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, в рамках которой утверждены подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" и Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Пунктом 6 указанных Правил также установлено, что участником подпрограммы может быть молодая семья, в которой возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет, и которая признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил.
Содержание п. 7 указанных Правил аналогично содержанию п. 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года N 285.
Подп. "д", "е" п. 15(1) Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050, также предусмотрено, что для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 настоящих Правил молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства копию кредитного договора (договор займа), заключенного в период с 1 января 2006 г. по 31 декабря 2010 г. включительно; документ, подтверждающий, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил на момент заключения кредитного договора (договора займа), указанного в подпункте "д" настоящего пункта.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что 21 апреля 2009 года Ажы Э.Н. обратился в мэрию г. Кызыла с заявлением о включении его семьи в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2006-2010 годы. К данному заявлению была приложена, в частности, копия кредитного договора N
Согласно кредитному договору от 02 июля 2008 года N ** (ОАО) предоставил Ажы Э.Н., Темир-оол Ч.В. кредит по программе "Молодая семья" в сумме ** руб. под ** % годовых на приобретение трехкомнатной благоустроенной квартиры, расположенной по адресу: ** на срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с графиком платежей (приложение N 1 к кредитному договору от 02 июля 2008 года) ежемесячное погашение основного долга и процентов за пользование кредитом производится ежемесячно, начиная с августа 2008 года и по **.
Из свидетельства о государственной регистрации права от 22 августа 2008 года следует, что Ажы Э.Н., Темир-оол Ч.В. на основании договора купли - продажи от 11 августа 2008 года принадлежит на праве общей совместной собственности 3-х комнатная квартира, расположенная по адресу: **
Постановлением мэра г. Кызыла от 31 августа 2009 года N1493 утвержден список молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечением жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, городского округа г. Кызыл на 2010 год, в котором семья истцов в составе трех человек (Ажы Э.Н., Темир-оол Ч.В., сын Ажы Э.Э.) значится под N110.
Распоряжением министра строительства, жилищного и коммунального хозяйства Республики Тыва от 07 ноября 2010 года N 135 внесены изменения в распоряжение министра строительства, жилищного и коммунального хозяйства Республики Тыва от 16 февраля 2010 года N19 "Об утверждении сводного списка молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечением жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, изъявивших получить социальную выплату в 2010 году: указанный список молодых семей изложен в новой редакции; семья истцов в составе 3-х человек включена в данный список под N.
Постановлением мэра г. Кызыла от 15 апреля 2011 года N611 внесены изменения и дополнения в постановление мэра г. Кызыла от 31 августа 2009 года N1493: включен новый пункт 1 следующего содержания "Признать нуждающимися в улучшении жилищных условий молодые семьи согласно приложению N 1"; пункт 1 постановлено считать пунктом 2.
Постановлением мэра г. Кызыла от 31 августа 2011 года N1094 утвержден список молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" от городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" на 2012 год, в который семья истцов в количестве 4-х человек включена под N.
Распоряжением министра строительства и модернизации коммунального хозяйства Республики Тыва от 13 февраля 2012 года N 4 утвержден сводный список молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", изъявивших желание получить социальную выплату в 2012 году. Семья истцов в количестве 4-х человек включена в данный список под N.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что семья Ажы Э.Н. не могла быть включена в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, поскольку на момент заключения кредитного договора она не была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в порядке и по основаниям, установленным ст.ст. 51 и 52 Жилищным кодексом РФ.
С данным выводом суда судебная коллегия согласна, т.к. он основан на правильном применении норм материального права и соответствует обстоятельствам дела.
Семья Ажы Э.Н. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий только постановлением мэра г. Кызыла от 31 августа 2009 года N (в редакции постановления мэра г. Кызыла от 15 апреля 2011 года N), тогда как кредитный договор со Сбербанком Российской Федерации заключен 02 июля 2008 года.
Также суду не представлены сведения о том, что члены данной семьи были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий до вступления в силу Жилищного кодекса РФ.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в определении от 27.05.2010 N 738-О-О, требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их выплаты определяются федеральным законодателем и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции. Правительство Российской Федерации, действуя в соответствии со своими полномочиями, предусмотренными статьей 114 (пункты "в" и "ж" части 1) Конституции Российской Федерации, абзацами третьим и пятым части первой статьи 13 и абзацами вторым и седьмым статьи 16 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в рамках осуществления нормативно-правового регулирования в социальной сфере общественных отношений, в целях содействия решению жилищных проблем молодой семьи утвердило указанные Правила, регламентирующие предоставление этим семьям социальной выплаты. Закрепив в них право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации было вправе, как это следует из статей 38 (часть 1), 40 и 114 (пункты "в" и "ж" части 1) Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть и специальные условия для получения выплаты (подпункт "а" пункта 5 и подпункт "г" пункта 15 Правил) - признание молодой семьи в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения кредитного договора (договора займа) и ограничение по возрасту, который для каждого из супругов не должен превышать 35 лет на день принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты. Такое регулирование нельзя расценивать как нарушение конституционных прав граждан.
Кроме того, само по себе включение молодой семьи в список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не свидетельствует о том, что она будет включена в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в планируемом году, утверждаемый органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и получить социальную выплату, так как п. 25 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года N 285, установлено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в планируемом году на основании сводного списка и с учетом предварительных контрольных цифр, определенных в соответствии с пунктом 25 настоящих Правил, и размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих такие жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что у семьи истцов право на участие в подпрограмме "Обеспечение жильём молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы и на получение социальной выплаты по этой подпрограмме не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, постановленного в соответствии с законом.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 24 апреля 2013 годаоставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение вступает в силу со дня его вынесения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 10 октября 2013 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.