Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Чикашовой М.Н.,
судей Баутдинова М.Т., Железняковой С.А.,
при секретаре Идам-Сюрюн А.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Железняковой С.А. гражданское дело по исковому заявлению Сибирского таможенного управления к Куулару К.В. о взыскании выплаченной пенсии по апелляционной жалобе представителя Сибирского таможенного управления на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 20 июня 2013 года,
с участием представителей истца Платаковой Т.В., Съединой Т.В., ответчика Куулара К.В.,
УСТАНОВИЛА:
Сибирское таможенное управление (далее - СТУ) обратилось в суд с иском к Куулару К.В. о взыскании суммы выплаченной пенсии, указав, что с05 февраля 2007 года по 03 февраля 2012 года Куулар К.В. проходил службу в таможенных органах Российской Федерации в должностиначальника **. Согласно приказу ФТС России от 27 января 2012 года N-к "Об увольнении со службы К.В. Куулара" ответчик был уволен со службы в соответствии с п\п З п.1 ст. 48 ФЗ "О службе в таможенных органах " по выслуге срока службы, дающего право на пенсию, с 03 февраля 2012 года. 03 апреля 2012 года ответчиком составлено заявление о назначении пенсии, 20 апреля 2012 года данное заявление поступило в СТУ, то есть Куулар К.В. решил реализовать свое право на пенсионное обеспечение в соответствии с законом только в апреле 2012 года. Кроме того, ответчиком было подано заявление о включении в размер пенсии по выслуге лет надбавки на иждивенцев, так как на его иждивении находятся два нетрудоспособных члена семьи. Ответчику была назначена пенсия за выслугу лет, которая составила ** рубля ** копеек. В размер данной пенсии были включены: должностной оклад, оклад по званию, надбавка за выслугу лет, надбавка на иждивенцев, районный коэффициент. Согласно ст. 6 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", при поступлении пенсионеров на военную службу или службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе любых других государств) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается. Согласно выписке из приказа министерства внутренних дел ** от 24.04.2012 года Nл\с Куулар К.В. был назначен стажёром по должности ** с 25 апреля 2012 года. Однако заявление о прекращении выплаты ответчику надбавки на иждивенцев было составлено им только 04 июня 2012 года, поступило в СТУ 13 июня 2012 года, а заявление о прекращении выплаты пенсии по выслуге лет было составлено ответчиком только 02 августа 2012 года и поступило в СТУ 13 августа 2012 года. Согласно выписке из приказа от 25 июля 2012 года N л\с, Министерством внутренних дел ** Куулар К.В. назначен на должность ** с 26 июля 2012 года. Период прохождения службы в органах внутренних дел на должности стажёра включается в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, и является периодом, в течение которого приостанавливается выплата пенсии за выслугу лет. Ответчик известил СТУ о поступлении на службу в органы внутренних дел по ** письмом от 01.08.2012 года. Таким образом, ответчик не исполнил письменное обязательство об уведомлении пенсионного отдела СТУ обо всех обстоятельствах, которые могут повлиять на размер пенсии, в его действиях усматривается недобросовестность. Ответчику без установленных законом оснований была выплачена пенсия за период с 25.04.2012 по 30.06.2012 г. в размере ** Просит взыскать с Куулара К.В. сумму выплаченной пенсии за период с 25.04.2012 по 30.06.2012 в размере **.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 20 июня 2013 года в удовлетворении исковых требований Сибирского таможенного управления отказано.
Не согласившись с решением суда, представитель Сибирского таможенного управления Платакова Т.В., действующая на основании доверенности, подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить полностью и принять новое решение, ссылаясь на то, что выводы суда противоречат фактическим обстоятельствам дела и нормам действующего законодательства. Контракт заключается не только в случае поступления лица на службу, но и в случае зачисления лица в образовательное учреждение высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме по результатам прохождения вступительных испытаний, то есть контракт может быть заключен и не с сотрудником органов внутренних дел, а с гражданином (либо его законными представителями), который только поступает в образовательное учреждение высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и не является ни сотрудником внутренних дел, ни лицом, проходящим службу в органах внутренних дел. Во время испытания стажёр выполняет обязанности и пользуется правами в соответствии с замещаемой должностью в органах внутренних дел и условиями трудового договора, то есть лицо уже выполняет задачи и функции, возложенные на органы внутренних дел, и тем самым он несёт службу. Кроме того, стажёр осуществляет свои трудовые функции именно по определённой должности внутренних дел. В "Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов", утвержденном постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 г. N 367, должность "стажёр" отсутствует, в то время как "оперуполномоченный" либо "старший оперуполномоченный" являются должностями в системе органов внутренних дел. Поэтому судом необоснованно сделан вывод о том, что стажёр не является лицом, поступившим на службу, только потому, что правоотношения с ним регулируются трудовым договором и трудовым законодательством. Государство предоставляет стажёру те же гарантии, что и сотруднику органов внутренних дел, в связи с тем, что он несёт службу, исполняет обязанности именно по должности сотрудника внутренних дел, тем самым реализуя функции органов внутренних дел. Также не согласны с доводами суда о том, что выплаты компенсационного и стимулирующего характера стажёрам производятся в пределах, предусмотренных для гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений системы МВД России, поскольку выплата денежного довольствия стажёрам производится за счёт и в пределах средств, предусмотренных на денежное довольствие по соответствующей должности сотрудника (п.128 приказа МВД России от 14.12.2009 г. N 960 "Об утверждении Положения о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации"). Кроме того, согласно приказу МВД России от 27.08.2008 N 751 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583" стажёрам выплачивается ежемесячная процентная надбавка за выслугу лет на основании приказа руководителя по представлению комиссии по установлению стажа работы. Законодателем предусмотрена норма о том, что срок испытания, то есть период стажёрства засчитывается именно в стаж службы в органах внутренних дел. Следовательно, в период стажёрства лицо уже является лицом, поступившем на службу в органы внутренних дел, в противном случае данный период не подлежал бы зачёту в выслугу лет.
В судебном заседании представители истца Платакова Т.В., Съедина Т.В., действующие на основании доверенностей, апелляционную жалобу поддержали по доводам, изложенным в ней.
Ответчик Куулар К.В. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 50 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах определяется Правительством Российской Федерации. Организация пенсионного обеспечения сотрудников таможенных органов и членов их семей возлагается на пенсионную службу Федеральной таможенной службы.
Пунктом 4 Инструкции о порядке пенсионного обеспечения сотрудников таможенных органов Российской Федерации и членов их семей, утверждённой приказом ФТС России от 21 апреля 2011 года N 833, пенсионное обеспечение сотрудников и членов их семей осуществляется в системе таможенных органов Российской Федерации пенсионной службой ГФЭУ и отделами (отделениями) пенсионного обеспечения региональных таможенных управлений (далее - подразделения пенсионной службы) во взаимодействии с кадровыми, финансовыми, иными подразделениями таможенных органов, а также учреждений, находящихся в ведении ФТС России (далее - учреждения), структурными подразделениями ФТС России.
В силу ст. 5 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, приобретают право на пенсии: а) за выслугу лет, если они имеют предусмотренную настоящим Законом выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
Статья 6 указанного выше Закона РФ предусматривает, что лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы. Пенсионерам из числа лиц, указанных в статье I настоящего Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.
Судом первой инстанции установлено, что приказом Федеральной таможенной службы N-к от 27 января 2012 года Куулар К.В. уволен 03 февраля 2012 года в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 48 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию).
04 апреля 2012 года Кууларом К.В. подано заявление о назначении пенсии по выслуге лет, а также заявление о назначении надбавки на иждивенцев.
Факт назначения и выплаты ответчику пенсии документально не подтверждён, однако сторонами не оспаривался.
Приказом министерства внутренних дел по ** от 24 апреля 2012 года N л\с Куулар К.В. назначен стажёром по должности ** (за счёт должности **) МВД по ** с 25 апреля 2012 года.
04 июня 2012 года Кууларом К.В. подано заявление о прекращении выплаты надбавки на детей с 25 апреля 2012 года в связи с поступлением в МВД по РТ на должность стажёра по должности **, получено заявление истцом 13 июня 2012 года.
25 июля 2012 года приказом министерства внутренних дел по ** N л\с Куулар К.В. назначен с 26 июля 2012 года на должность ** ** как прошедший испытательный срок.
02 августа 2012 года Кууларом К.В. подано заявление о приостановлении выплаты пенсии с 26 июля 2012 года в связи с назначением на должность ** ** и заключением контракта о службе в полиции, получено заявление истцом 13 августа 2012 года.
Отказывая в удовлетворении иска Сибирского таможенного управления о взыскании с ответчика выплаченной пенсии за период с 25 апреля 2012 года по 30 июня 2012 года, суд первой инстанции пришёл к выводу, что Куулар К.В. поступил на службу в органы внутренних дел с 26 июля 2012 года, то есть с момента назначения его на должность ** ** ** и заключения с ним контракта о прохождении службы, период с 25 апреля 2012 года по 25 июля 2012 года, когда он был принят на работу в МВД ** ** в качестве стажёра по должности **, не является службой в органах внутренних дел, несмотря на то, что указанный период включается в стаж службы в органах внутренних дел (выслугу лет), в связи с чем Куулар К.В. в указанный период имел право на получение пенсии, назначенной ему Федеральной таможенной службой.
Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции согласна.
Статьёй 7 Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" определено, что правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.
В статье 1 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дано понятие службы в органах внутренних дел. Под службой в органах внутренних дел понимается федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации, а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации; Должностями в органах внутренних дел являются должности сотрудников органов внутренних дел, которые учреждаются в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, его территориальных органах, подразделениях, организациях и службах. Под должностями, не являющимися должностями в органах внутренних дел, но служебная деятельность на которых является службой, понимаются должности, которые сотрудник органов внутренних дел занимает а) при зачислении его в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения (ст. 36 Федерального закона); б) при прикомандировании к федеральному органу государственной власти, иному государственному органу или к организации с оставлением в кадрах федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (ст. 32 Федерального закона).
Как установлено частью 1 статьи 10 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сотрудником органов внутренних дел является гражданин, взявший на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава и которому в установленном настоящим Федеральным законом порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава.
Специальное звание присваивается гражданину, поступившему на службу в органы внутренних дел, при назначении на должность в органах внутренних дел (ст. 43 Федерального закона).
Как следует из статьи 20 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" правоотношения на службе в органах внутренних дел между Российской Федерацией и гражданином возникают и осуществляются на основании контракта, заключённого в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В статье 24 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" указано, что для гражданина, поступающего на службу в органы внутренних дел, в целях проверки уровня его подготовки и соответствия должности в органах внутренних дел, на замещение которой он претендует, устанавливается испытание на срок от двух до шести месяцев, за исключением случаев, установленных частями 10 и 11 настоящей статьи. На период испытания кандидат назначается стажёром на соответствующую должность в органах внутренних дел без присвоения ему специального звания. Во время испытания стажёр выполняет обязанности и пользуется правами в соответствии с замещаемой должностью в органах внутренних дел и условиями трудового договора. В период испытания со стажёром заключается срочный трудовой договор, на стажёра распространяется действие трудового законодательства, а также частей 1 - 3 статьи 68 настоящего Федерального закона.
Системный анализ вышеуказанных правовых норм свидетельствует о том, что моментом поступления на службу в органы внутренних дел является назначение на соответствующую должность в органе внутренних дел с присвоением специального звания и заключение контракта о прохождении службы, в период же прохождения испытания гражданин лишь претендует на замещение должности в органе внутренних дел.
Указанная позиция подтверждается также постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 года N 6-П, в котором приостановление выплаты пенсии в связи с возвратом гражданина на военную или правоохранительную службу связывается с приобретением им статуса военнослужащего или сотрудника правоохранительных органов.
Таким образом, поскольку ответчик Куулар К.В. в период с 25 апреля по 25 июля 2012 года являлся стажёром, а не сотрудником органа внутренних дел, не имел специального звания, исполнял свои обязанности на основании трудового договора, а не контракта о службе, ему выплачивался только должностной оклад и выплаты компенсационного и стимулирующего характера, предусмотренные для гражданского персонала подразделений системы МВД России (без оклада по специальному званию, без ежемесячной надбавки за стаж службы, без ежемесячной надбавки за особые условия службы, без премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей, без надбавки к должностному окладу за выполнение задач, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время, которые ему стали выплачивать с 26 июля 2012 года), то нельзя этот период отнести к службе в органах внутренних дел, с которой закон связывает приостановление выплаты пенсии. Следовательно, в указанный период на основании ст. 57 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" Куулар К.В. имел право на получение пенсии, назначенной ему Федеральной таможенной службой.
Суд апелляционной инстанции на основании абзаца второго части 2 статьи 327.1 ГПК РФ вправе в интересах законности проверить обжалуемое судебное постановление в полном объёме, выйдя за пределы требований, содержащихся в апелляционной жалобе, и не связывая себя доводами жалобы.
Суд апелляционной инстанции в интересах законности считает необходимым выйти за пределы доводов, содержащихся в апелляционной жалобе представителя истца, и проверить решение суда в части исковых требований Сибирского таможенного управления о взыскании с ответчика входящей в состав пенсии надбавки на иждивенцев.
В соответствии со ст. 17 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" к пенсии за выслугу лет, назначаемой лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона (в том числе исчисленной в минимальном размере), начисляются следующие надбавки:
б) неработающим пенсионерам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах "а", "б" и "г" части третьей статьи 29, статьях 31, 33 и 34 настоящего Закона:
при наличии одного такого члена семьи, - в размере 32 процентов расчётного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона;
при наличии двух таких членов семьи, - в размере 64 процентов расчётного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона;
при наличии трёх и более таких членов семьи, - в размере 100 процентов расчётного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.
Согласно ст. 57 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, выплачиваются полностью независимо от наличия у пенсионеров заработка или другого дохода. Пенсионерам, поступившим на работу или имеющим доход от занятия предпринимательской деятельностью, не выплачиваются только надбавки к пенсии, предусмотренные для неработающих пенсионеров пунктом "б" статьи 17 и статьёй 24 настоящего Закона.
На основании ст. 55 вышеуказанного закона перерасчёт размеров пенсий за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца, назначенных лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, производится:
а) с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчёт размеров пенсий в сторону уменьшения.
В силу ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счёт другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретённое или сбережённое имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьёй 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Как установлено судебной коллегией, ответчик Куулар К.В. при подаче заявления о назначении ему надбавки к пенсии брал на себя обязательство незамедлительно сообщать обо всех изменениях, влияющих на размер выплачиваемой надбавки на иждивенцев либо лишающих права на её дальнейшее получение (трудоустройство, возникновение права на получение надбавки у других членов семьи и т.п.), 25 апреля 2012 года он устроился на работу в МВД **, однако сообщил об этом истцу только 13 июня 2012 года, когда ему уже была выплачена надбавка на иждивенцев за май и июнь 2012 года, что он не отрицал в судебном заседании, в связи с чем в его действиях усматривается недобросовестность и данное обстоятельство является основанием для взыскания с него в пользу истца выплаченных надбавок на иждивенцев с учётом районного коэффициента в размере **
Поскольку истец освобождён от уплаты госпошлины на основании п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ, то в соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина в размере ** подлежит взысканию с ответчика в доход бюджета муниципального образования городской округ "Город Кызыл Республики Тыва".
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 20 июня 2013 года изменить, изложив в следующей редакции:
"Иск Сибирского таможенного управления удовлетворить частично.
Взыскать с Куулара К.В. в пользу Сибирского таможенного управления ** в счёт возврата надбавки на иждивенцев.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с Куулара К.В. государственную пошлину в размере ** в доход бюджета муниципального образования городской округ "Город Кызыл Республики Тыва""
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 03 октября 2013 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.