Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Чикашовой М.Н.,
судей Кунгаа Т.В., Соскал О.М.,
при секретаре Салчак А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Соскал О.М. гражданское дело по исковому заявлению Ахпашева В.П. к Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству внутренних дел по Республике Тыва о признании состоящим на жилищном учете, признании незаконным решения об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата, признании права на получение государственного жилищного сертификата и об обязании выдать жилищный сертификат по апелляционной жалобе представителя Министерства внутренних дел по Республике Тыва Начын М.Ю. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 05 июня 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Ахпашев В.П. обратился в Кызылский городской суд Республики Тыва с иском к Министерству внутренних дел по Республике Тыва о признании решения об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата незаконным, о признании права на получение государственного жилищного сертификата в 2012 году и об обязании выдать государственный жилищный сертификат.
В обоснование иска Ахпашев В.П. указал на то, что является пенсионером МВД по Республике Тыва. Согласно выписке из приказа N **/лс от ** года, он уволен со службы **. На момент увольнения имел выслугу лет в календарном исчислении (включая службу в армии) - ** год ** месяца ** дня, в льготном исчислении - ** лет ** месяцев ** дней. Из выписки из протокола жилищно-бытовой комиссии ОВД Администрации Тандынского кожууна от ** года N ** следует, что он поставлен на учет по улучшению жилищно-бытовых условий с 03 июня 1992 года. Из протокола жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Тыва от ** года N ** следует, что комиссия удовлетворила его просьбу о включении в список кандидатов на участие в Подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище", ссылаясь на то, что он состоит на учете по улучшению жилищных условий с 03 июня 1992 года. 01 июля 2011 года обратился с заявлением в ЖБК МВД по Республике Тыва о включении в состав участников Подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством". К указанному заявлению приложил все необходимые документы. 21 сентября 2011 года он включен в состав кандидатов на получение государственного жилищного сертификата на 2012 год. Однако 26 марта 2012 года ему отказано в выдаче государственного жилищного сертификата на основании телеграммы МВД России от 11 марта 2012 года, согласно которой в 2012 году государственные жилищные сертификаты выдаются кандидатам, включенным в сводный список и имеющих право на первоочередное получение сертификатов, а также кандидатам вставшим на жилищный учет до 1984 года. Считает отказ МВД по Республике Тыва в предоставлении государственного жилищного сертификата в 2012 году необоснованным и противоречащим действующему законодательству. Просил признать незаконным решение МВД по Республике Тыва об отказе в выдаче ему государственного жилищного сертификата в 2012 году, признать право на получение государственного жилищного сертификата в 2012 году, обязать МВД по Республике Тыва устранить выявленные нарушения законодательства и выдать государственный жилищный сертификат в 2012 году, взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размер ** руб.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил требования, указав в качестве ответчиков МВД Российской Федерации и МВД по Республике Тыва, просил признать его состоящим на жилищном учете с 03 июня 1992 года, признать незаконным решение об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата в 2012 году в соответствии с Подпрограммой "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, обязать МВД Российской Федерации устранить выявленные нарушения законодательства и выдать государственный жилищный сертификат, возместить расходы по оплате госпошлины в размере ** руб.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 05 июня 2013 года исковые требования Ахпашева В.П. удовлетворены частично. Ахпашев В.П. признан состоящим на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 03 июня 1992 года и за ним признано право на получение государственного жилищного сертификата в соответствии с Подпрограммой "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы". Суд обязал МВД Российской Федерации и МВД по Республике Тыва выдать Ахпашеву В.П. государственный жилищный сертификат на состав семьи из двух человек. В удовлетворении остальных требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель МВД по Республике Тыва Начын М.Ю., действующая по доверенности, просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. Считает, что суд не принял во внимание факт умышленного введения истцом в заблуждение членов жилищно-бытовой комиссии об отсутствии у него в собственности жилого помещения, тогда как с 09 февраля 1997 года он имел в собственности жилой дом и земельный участок в **. Полагает, что данное обстоятельство согласно ст.56 Жилищного кодекса РФ является основанием для снятия Ахпашева В.П. с учета по улучшению жилищных условий, поскольку истец ухудшил свои жилищные условия. Кроме того, полагает вывод суда о том, что государственный жилищный сертификат подлежит выплате Ахпашеву В.П. на семью из двух человек, является необоснованным.
Проверив дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, апелляционная инстанция приходит к следующему выводу.
В силу ч. 3 ст. 40 Конституции РФ определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что отдельные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия с помощью безвозмездных субсидий на приобретение жилья, право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" (далее Правила), в соответствии с которым право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации:сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более; граждане, уволенные с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы (службы) которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти (абз. 3 подп. "а" п. 5 Правил).
Согласно пункту 6 Правил, в рамках подпрограммы получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и изъявившие такое желание.
Как следует из анализа содержания Подпрограммы, она имеет своей целью обеспечение жилыми помещениями граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет такие обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует и установлено судом, что общая продолжительность службы Ахпашева В.П. в органах внутренних дел Республики Тыва в календарном исчислении составляет более 10 лет (в календарном исчислении ** год ** мес. ** дня, в льготном - ** лет ** мес. ** дн.). Ахпашев В.П. уволен из органов внутренних дел по состоянию здоровья; состоит на учете в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий с 03 июня 1992 года, что подтверждается материалами дела. В 2002 году истец был включен в список кандидатов на получение государственного жилищного сертификата, но сертификат не получал. В 2011 году Ахпашев В.П. вновь включен в число кандидатов на получение государственного жилищного сертификата в 2012 году.
В 2012 году Ахпашеву В.П. было отказано в выдаче государственного жилищного сертификата, поскольку выдача государственных жилищных сертификатов производиться в пределах выделенного для МВД РФ финансирования кандидатам, включенным в сводный список, имеющих право на первоочередное получение сертификатов, членам семей сотрудников внутренних дел погибших (умерших) в период прохождения службы, а также кандидатам вставшим на жилищный учет до 1984 года.
С выводами суда о том, что Ахпашев В.П. признан состоящим на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 03 июня 1992 года и за ним признано право на получение государственного жилищного сертификата в соответствии с Подпрограммой "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" судебная коллегия согласна.
Из протокола заседания ЖБК ОВД ** от 10 октября 1995 года следует, что комиссией в ходе рассмотрения вопроса об утверждении списка очередников, нуждающихся в улучшении жилищно-бытовых условий и не имеющих жилья установлено, что Ахпашев В.П. состоял на учете с 03 июня 1992 года. Данный вывод суда представителем ответчика не оспаривался.
Из материалов учетного дела Ахпашева В.П. следует, что для реализации своих жилищных прав истец неоднократно просил включить его в список кандидатов на участие в Подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" и предоставлял все необходимые документы.
Таким образом, требования истца о признании его состоящим на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 03 июня 1992 года и признания его права на получение государственного жилищного сертификата в соответствии с подпрограммой "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы являются обоснованными и заявленными в соответствии с нормами законодательства.
Между тем, судом первой инстанции принято решение о возложении обязанности по выдачи государственного жилищного сертификата на МВД по Республике Тыва и на состав семьи из двух человек. Данный вывод суда противоречит требованиям закона.
Согласно подп. "а" п. 18 Правил, выдачу сертификатов осуществляют гражданам-участникам подпрограммы, указанным в подп. "а" и "б" п. 5 Правил, - федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба.
Таким образом, с учетом данной нормы выдача сертификата осуществляется МВД Российской Федерации.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции в части возложения обязанности по выдаче государственного жилищного сертификата на состав семьи из двух человек, так как указанное требование истцом не заявлялось, суд вышел за рамки заявленных исковых требований. Кроме того, вопрос о выдаче государственного жилищного сертификата на членов семьи заявителя решается комиссией с учетом представленных истцом документов.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд не принял во внимание факт умышленного введения истцом в заблуждение членов ЖБК об отсутствии у него в собственности жилого помещения, тогда как с 09 февраля 1997 года он имел в собственности жилой дом и земельный участок в **, поэтому Ахпашев В.П. подлежит снятию с учета по улучшению жилищных условий, поскольку истец ухудшил свои жилищные условия, не является основанием для отмены состоявшегося решения.
Ст. 56 Жилищного кодекса РФ, на которую ссылается представитель ответчика, предусматривает основания снятия граждан с учета по улучшению жилищных условий. Данных о том, что истец снят с учета по улучшению жилищных условий, ответчиком не представлено, поэтому исходя из представленных сторонами доказательств истец продолжает оставаться нуждающимся в улучшении жилищных условий и состоит на учете по улучшению жилищных условий.
С учетом представленных сторонами доказательств истец включен в списки получателей ГЖС в 2012 году, но до настоящего времени не обеспечен ГЖС. Ответчик не предоставил суду доказательств того, что ими были совершены все предусмотренные законом действия, направленные на обеспечение Ахпашева В.А. ГЖС. Ответчик не доказал суду, что со стороны истца имело место непредставление или неполное представление документов.
В силу п. 7 Правил из числа граждан - участников подпрограммы, указанных в подпункте "а" пункта 5 настоящих Правил, социальные выплаты предоставляются в первую очередь гражданам, указанным в абзацах девятом и десятом этого подпункта.
Ахпашев В.П. в число граждан, указанных в абзацах девятом и десятомподпункта "а" пункта 5 Правил не входит, поэтому выдача истцу государственного жилищного сертификата подлежит с учетом очередности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 05 июня 2013 года изменить, абзац 4 резолютивной части решения суда изложить в следующее редакции:
"Обязать Министерство внутренних дел Российской Федерации выдать Ахпашеву В.П. государственный жилищный сертификат согласно очереди".
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.