Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Кунгаа Т.В.,
судей Железняковой С.А., Куулар Л.Д.,
при секретаре Мангыр С.Т.,
с участием прокурора Ойдуп У.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора Бай-Тайгинского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к главе сельского поселения сумона Хемчик Бай-Тайгинского района Республики Тыва об устранении нарушения федерального законодательства о муниципальной службе путем расторжения служебного контракта по апелляционной жалобе главы - председателя Хурала представителей сельского поселения сумона Шуйский Бай-Тайгинского района Республики Тыва Номчула К.С. на решение Бай-Тайгинского районного суда Республики Тыва от 24 сентября 2013 года.
Заслушав доклад судьи Куулар Л.Д., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Исполняющий обязанности прокурора Бай-Тайгинского района Республики Тыва обратился в суд с иском к в интересах неопределенного круга лиц к главе сельского поселения сумона Хемчик Бай-Тайгинского района Республики Тыва об устранении нарушения федерального законодательства о муниципальной службе путем расторжения служебного контракта. В обоснование иска указал, что в результате проверки исполнения законодательства о муниципальной службе, противодействии коррупции в администрации сельского поселения сумона Хемчик Бай-Тайгинского района Республики Тыва были выявлены нарушения законодательства о муниципальной службе. В ходе проверки было установлено, что на должность председателя администрации сельского поселения сумона Хемчик был назначен С. в отсутствие документов о высшем профессиональном образовании, что исключает возможность его пребывания в указанной должности. Просил суд обязать главу сельского поселения сумона Хемчик Бай-Тайгинского района Республики Тыва в лице Номчула К.С. устранить нарушения федерального законодательства о муниципальной службе путем расторжения трудового контракта и освобождения С. от занимаемой должности председателя администрации сельского поселения сумона Хемчик Бай-Тайгинского района.
Решением Бай-Тайгинского районного суда Республики Тыва от 24 сентября 2013 года иск исполняющего обязанности прокурора Бай-Тайгинского района Республики Тыва удовлетворен. Судом постановлено: "Обязать главу сельского поселения сумона Хемчик Бай-Тайгинского района Республики Тыва в лице Номчула К.С. устранить нарушения федерального законодательства о муниципальной службе путем расторжения трудового контракта и освобождения от занимаемой должности председателя администрации сельского поселения сумона Хемчик Бай-Тайгинского района С.".
Ответчик - глава сельского поселения сумона Хемчик Бай-Тайгинского района Республики Тыва Номчула К.С.подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указал на то, что С. характеризуется как перспективный специалист, имеет стаж и опыт руководителя.
Прокурор Ойдуп У.М. в судебном заседании возражала против апелляционной жалобы.
Ответчик Номчула К.С., третье лицо - Сенги-Доржу И.С. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела от них не поступало, судебная коллегия рассматривает дело в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей (ч. 1). Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы (ч. 2). В случае, если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту, уставом поселения, а в отношении должности главы местной администрации муниципального района (городского округа) - уставом муниципального района (городского округа) и законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации (ч. 3).
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона Республики Тыва "О муниципальной службе", должности муниципальной службы подразделяются на группы: высшие должности муниципальной службы, главные должности муниципальной службы, ведущие должности муниципальной службы, старшие должности муниципальной службы, младшие должности муниципальной службы.
Частью 2 ст. 8 Закона Республики Тыва "О муниципальной службе" установлено, что должности муниципальной службы устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с Реестром муниципальных должностей муниципальной службы, утверждаемым законом Республики Тыва.
В силу ст. 8(1) Закона Республики Тыва "О муниципальной службе" для замещения должностей муниципальной службы в Республике Тыва (далее - должности муниципальной службы) квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) (далее - стаж муниципальной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований, определенных в приложении 1 к настоящему Закону.
Приложением 1 к указанному Закону установлено, что для замещения должностей муниципальной службы определяются следующие типовые квалификационные требования к уровню профессионального образования: для высших, главных, ведущих должностей муниципальной службы, а также категории "специалисты" старших должностей муниципальной службы - наличие высшего профессионального образования.
В соответствии с реестром должностей муниципальной службы, утвержденным Законом Республики Тыва "О Реестре должностей муниципальной службы в Республике Тыва" должность председателя администрации сельского поселения относится к категории "руководители" главной группы должностей муниципальной службы.
Таким образом, наличие высшего профессионального образования для замещения должности председателя администрации сельского поселения является обязательным в силу прямого указания в законодательстве.
В силу п. 11 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ основанием прекращения трудового договора является, в том числе нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (ст. 84 настоящего Кодекса).
Согласно статье 84 Трудового кодекса РФ, трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил его заключения (пункт 11 части первой статьи 77 настоящего Кодекса), если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, в том числе, в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как следует из материалов дела, решением Хурала представителей сумона Хемчик Бай-Тайгинского района Республики Тыва от 03 апреля 2012 года ** С. назначен на должность председателя администрации сельского поселения сумона Хемчик Бай-Тайгинского района Республики Тыва, с ним заключен служебный контракт от 03 апреля 2012 года.
Из копии диплома о среднем специальном образовании ** следует, что С. 20 апреля 1994 года окончил ** колледж ** по специальности ** с присвоением квалификации **.
Документов, подтверждающих наличие у С. высшего профессионального образовании, материалы дела не содержат.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что назначение С. на должность председателя администрации сельского поселения и заключение с ним служебного контракта осуществлены с нарушением законодательства. С. не соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым к уровню профессионального образования, необходимому для замещения указанной должности.
Поскольку единственным способом устранения нарушения законодательства является расторжение служебного контракта и освобождение С. от занимаемой должности, то суд обоснованно возложил данную обязанность на главу сельского поселения.
Доводы апелляционной жалобы не могут являться основанием к отмене решения суда, поскольку были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую оценку. Каких-либо дополнительных доводов, которые бы ставили под сомнение правильность и обоснованность выводов суда первой инстанции, жалоба не содержит.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Бай-Тайгинского районного суда Республики Тыва от 24 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 04 декабря 2013 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.