Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Страховой О.А.,
судей Весёлой И.Н., Вениченко О.В.,
при секретаре Райковой Н.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. А. Новиковой И.В. на решение Абаканского городского суда от 10 сентября 2013 года, которым удовлетворено заявление прокурора г. А. в интересах Российской Федерации об оспаривании бездействия Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. А..
Заслушав доклад судьи Весёлой И.Н., объяснения представителя Управления МВД России по г. А. Мангазеевой Н.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителей прокурора г. А. Васильевой Е.В., Минчук Е.А., выразившей согласие с решением суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. А. обратился в суд в интересах Российской Федерации с заявлением об оспаривании бездействия Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. А. (далее УМВД России по г. А., Управление), выразившегося в непринятии мер к изъятию водительских удостоверений у граждан, лишенных права управления транспортными средствами, мотивируя заявленные требования следующим. Прокуратурой города в 2012 году была проведена проверка по фактам изъятия ОГИБДД УМВД России по г. А. водительских удостоверений у привлеченных к административной ответственности лиц, в ходе которой установлено, что с начала 2012 года из 311 постановлений суда о назначении административного наказания в виде лишения права на управление транспортными средствами фактически не исполнено 45, то есть органами внутренних дел не изъято 45 водительских удостоверений. В связи с выявленным нарушением федерального законодательства прокуратурой г. А. начальнику УМВД России по г. А. было внесено представление. По результатам рассмотрения указанного представления 2 должностных лица УМВД России по г. А. привлечены к дисциплинарной ответственности. По результатам проведенной в мае-июне 2013 года проверки установлено, что по 13 судебным постановлениям, по которым лица лишены права управления транспортными средствами, не изъяты водительские удостоверения. С учетом 2012 года всего не изъято 49 водительских удостоверений. В 2013 году ОГИБДД УМВД России по г. А. направило начальнику ОУУП и ПДН УМВД России 5 писем (от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ) с указанием фамилий граждан, у которых подлежат изъятию водительские удостоверения, дат их рождения и места жительства. Однако на сегодняшний день УМВД России по г. А. обязанности по изъятию водительских удостоверений у лиц, лишенных на основании судебных постановлений права управления транспортными средствами, не исполнены, что не обеспечивает исполнение принципа неотвратимости наказания. Обжалуемое бездействие нарушает интересы Российской Федерации, так как не способствует обеспечению законности и исполнению судебных постановлений о лишении водительских прав. Просил суд признать незаконным бездействие УМВД России по г. А., выразившееся в непринятии мер к изъятию водительских удостоверений у граждан, лишенных права управления транспортными средствами судом, по письмам ОГИБДД УМВД России по г. А. от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ; обязать УМВД России по г. А. устранить нарушение законов, осуществить изъятие водительских удостоверений у привлеченных к административной ответственности лиц по решению суда, указанных в письмах ОГИБДД УМВД России по г. А. от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании старший помощник прокурора г. А. Кузнецова О.Л. заявленные требования уточнила в части указания сроков обязания УМВД России по г. А. осуществить изъятие водительских удостоверений. В остальной части требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении и письменных пояснениях.
Представитель УМВД России по г. А. Новикова И.В. в предварительном судебном заседании заявленные требования не признала, суду пояснила, что обязанность по сдаче водительского удостоверения в орган внутренних дел (ОГИБДД) законом возложена на самих граждан, при этом сотрудники ОГИБДД составляют протокол изъятия. Однако личная несознательность отдельных граждан приводит к тому, что они уклоняются от сдачи удостоверения. В этом случае сотрудниками Управления принимаются необходимые меры по изъятию удостоверений, как-то: данные о гражданах, лишенных права управления транспортным средством, вносятся в автоматическую базу данных и при остановке транспортного средства водитель проверяется по данной базе; по месту проживания направляются уведомления о необходимости сдать удостоверения, сотрудники в телефонном режиме связываются с гражданами; информируются участковые уполномоченные полиции, которые с 2013 года оказывают содействие по уведомлению граждан о необходимости сдачи удостоверения. Указала на пропуск срока обращения прокурора в суд с настоящим заявлением. Просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований.
Суд постановил решение, которым требования прокурора г. А. удовлетворил, возложил на УМВД России по г. А. устранить нарушение законов, осуществить изъятие водительских удостоверений у привлеченных по решению суда к административной ответственности лиц, указанных в письмах ОГИБДД УМВД России по г. А. от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в срок до 01.11.2013.
С решением не согласился представитель УМВД России по г. А. Новикова И.В.
В апелляционной жалобе она указывает, что судом не дана должная оценка представленным сведениям о проделанной работе сотрудников Управления. Каждому из указанных в списках правонарушителей были направлены уведомления о необходимости сдачи водительских удостоверений с разъяснением положений закона о последствиях, связанных с невыполнением такого требования. На момент принятия судебного решения было изъято 20 водительских удостоверений, в 5 случаях написаны заявления об их утрате. По поручению ОГИБДД УМВД России по г. А. участковыми уполномоченными также была проведена работа, направленная на изъятие водительских удостоверений путем поквартирного обхода по адресам, указанных в письмах. Отмечает, что указанные проведенные действия не регламентированы нормативными документами МВД России и осуществляются в соответствии со сложившейся практикой. Обязанность сдать водительское удостоверение в органы ОГИБДД законодатель возлагает на лицо, в отношении которого вынесено постановление в виде лишения права управления транспортным средством. Настаивает на пропуске прокурором срока для обращения в суд с настоящим заявлением.
В возражениях и дополнений к ним на апелляционную жалобу прокурор г. А., его представители Васильева Е.В. и Минчук Е.А. выразили согласие с решением суда.
Выслушав объяснения присутствующих лиц, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст.ст. 254, 255 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Частью 1 ст. 32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрено, что постановление судьи о лишении права управления транспортным средством, за исключением трактора, самоходной машины и других видов техники, исполняется должностными лицами органов внутренних дел.
В соответствии с п. 14 ч.1 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 N3-ФЗ "О полиции" на полицию возложена обязанность исполнять решения суда (судьи) о лишении права управления транспортным средством.Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ОГИБДД УМВД России по г. А. в адрес начальника ОУУП и ПДН УМВД России по г. А. в целях надлежащего исполнения постановлений о лишении права управления транспортными средствами были направлены письма, содержащие списки лиц, лишенных права управления транспортными средствами в г. А. (л.д. 5-9).
Как указывал заявитель, изъятие водительских удостоверений у данных лиц УМВД России по г. А. в полном объеме не произведено.
Прокурором представлен список лиц, у которых не изъяты водительские удостоверения - ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18 (л.д. 10).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, применив ч. 1 ст.32.5, ч. 1 ст. 32.6 КоАП РФ, пришел к выводу о бездействии УМВД России по г. А. в принятии мер к изъятию водительских удостоверений у граждан, лишенных судом права управления транспортными средствами, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.
Довод представителя УМВД России по г. А. о пропуске срока для обращения в суд с настоящим заявлением отклонен судом первой инстанции по тем основаниям, что указанные в заявлении нарушения выявлены в мае 2013 г., что подтверждается имеющейся в материалах дела информацией о результатах проверки исполнения ОГИБДД УМВД по г. А. административного законодательства при привлечении виновных лиц к административной ответственности (л.д. 76-78), заявление подано прокурором в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть с соблюдением предусмотренного ч. 1 ст. 256 ГПК РФ трехмесячного срока.
Судебная коллегия считает возможным согласиться с выводом суда в части соблюдения срока обращения в суд с настоящим заявлением, в связи с чем отклоняет довод апелляционной жалобы о пропуске прокурором такого срока.
Между тем, судебная коллегия находит ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что законом на органы внутренних дел возложена обязанность по изъятию водительских удостоверений во исполнение постановлений суда (судьи) о лишении права управления транспортным средством, поскольку он постановлен при неправильном применении норм материального права.
Согласно ч. 1 ст. 32.6 КоАП РФ (в редакции от 24.07.2007, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 23.07.2013 N 196-ФЗ, то есть до 01.09.2013) исполнение постановления о лишении права управления транспортным средством соответствующего вида или другими видами техники осуществляется путем изъятия соответственно водительского удостоверения, удостоверения на право управления судами (в том числе маломерными) или удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), если водитель, судоводитель или тракторист-машинист (тракторист) лишен права управления всеми видами транспортных средств, судов (в том числе маломерных) и другой техники, или временного разрешения на право управления транспортным средством соответствующего вида.
Порядок изъятия водительского удостоверения закреплен Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденным приказом МВД России от 02.03.2009 N 185.
Согласно п. 139 данного Административного регламента (в редакции от 13.08.2012) основанием для изъятия водительского удостоверения или временного разрешения на право управления транспортным средством соответствующего вида, выданного в установленном порядке при замене или утрате водительского удостоверения, является исполнение вступившего в законную силу постановления о лишении права управления транспортным средством соответствующего вида.
До вступления в силу Федерального закона от 23.07.2013 N 196-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" водительское удостоверение, по общему правилу, подлежало изъятию при выявлении административного правонарушения, влекущего лишение права управления транспортным средством, в порядке обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ч. 3 ст. 27.10 КоАП РФ).
В случае, если водительское удостоверение не было изъято в указанном порядке, подлежала применению ч. 1.1 ст. 32.7 КоАП РФ, согласно которой в течение трех рабочих дней со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права лицо, лишенное специального права, должно сдать водительское удостоверение в орган, исполняющий этот вид административного наказания (в случае, если документы ранее не были изъяты в соответствии с ч. 3 ст. 27.10 настоящего Кодекса), а в случае утраты указанных документов заявить об этом в указанный орган в тот же срок.
Действующая редакция ч. 1.1 ст. 32.7 КоАП РФ содержит норму аналогичного содержания, за исключением ссылки на возможность изъятия водительского удостоверения в порядке ч. 3 ст. 27.10 данного Кодекса.
Из вышеприведенных норм права следует, что обязанность по сдаче водительского удостоверения в орган полиции возложена на лицо, в отношении которого вынесено постановление суда (судьи) о лишении права управления транспортными средствами.
Исходя из Указания ГИБДД РФ от 13.07.2010 N13/9-529 "Порядок исполнения постановления о лишении права управления транспортными средствами" полномочия по принятию у граждан водительских удостоверений осуществляет Госавтоинспекция.
Последствия уклонения гражданина от обязанности по сдаче водительского удостоверения определены ч. 2 ст. 32.7 КоАП и заключаются в перерыве течения срока лишения специального права. Аналогичные положения содержатся в п. 142.1 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также в вышеназванном Указании. Иных последствий уклонения лица, привлеченного к административной ответственности, от исполнения вышеуказанной обязанности, нормативными правовыми актами не предусмотрено.
При этом КоАП РФ, Федеральный закон "О полиции", а также подзаконные и локальные нормативные правовые акты МВД РФ, МВД по Республике Хакасия, УМВД России по г. А. не предусматривают обязанности органов внутренних дел предпринимать меры по принудительному изъятию водительских удостоверений у граждан, уклоняющихся от обязанности их сдачи в подразделение ГИБДД.
Действующий Приказ МВД России от 31.12.2012 N 1166 "Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции" предусматривает в качестве направления деятельности участковых уполномоченных производство по делам об административных правонарушениях (п. 4.4), что не свидетельствует об их обязанности обеспечивать исполнение постановлений о лишении специального права.
Таким образом, довод апелляционной жалобы об отсутствии у органов внутренних дел полномочий по принудительному изъятию водительских удостоверений у лиц, лишенных права управления транспортными средствами, является обоснованным. Следовательно, основания для удовлетворения требований прокурора г. А. о признании незаконным бездействия УМВД России по г. А., выразившегося в непринятии мер к изъятию таких удостоверений, и понуждении к совершению соответствующих действий отсутствуют, а решение суда подлежит отмене.
Доводы прокурора г. А. и его представителей о том, что федеральное законодательство различает порядок добровольной сдачи водительских удостоверений гражданами в подразделения ГИБДД и их принудительного изъятия, а также возлагает обязанность такого изъятия на органы полиции основаны на неправильном толковании норм материального права, в связи с чем судебной коллегией отклоняются.
В силу вышеизложенного доводы апеллянта о предпринятых Управлением мерах к понуждению граждан сдать водительские удостоверения и, соответственно, доводы заявителя о недостаточности таких мер не имеют юридического значения.
Руководствуясь п.2 ст.328, ст.329, п. 4 ч. 1 ст.330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Абаканского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по настоящему делу отменить и принять новое решение.
В удовлетворении требований прокурора г. А. об оспаривании бездействия Управления Министерства внутренних дел России по г. А. по принятию мер к изъятию водительских удостоверений у граждан, лишенных права управления транспортными средствами, понуждении осуществить изъятие водительских удостоверений отказать.
Председательствующий О.А. Страхова
Судьи И.Н. Весёлая
О.В. Вениченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.