Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Коробейниковой Л.Н.,
судей Ступак Ю.А., Смирновой Т.В.,
при секретаре Рогалевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ижевске 13 ноября 2013 года гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики на решение Сарапульского городского суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора "адрес" в интересах МЕВ к Управлению социальной защиты населения "адрес", Министерству социальной защиты населения Удмуртской Республики о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение удовлетворить.
Обязать Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики приобрести путевку на санаторно-курортное лечение МЕВ в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу. Обязать Управление социальной защиты населения в "адрес" предоставить МЕВ путевку на санаторно-курортное лечение в течение 30 дней с момента приобретения Министерством социальной защиты населения Удмуртской Республики путевки на санаторно-курортное лечение МЕВ".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда УР Смирновой Т.В.; выслушав объяснения помощника прокурора РВК, полагавшей решение суда законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы не подлежащими удовлетворению, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор "адрес" (далее по тексту - прокурор, процессуальный истец) в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в интересах МЕВ (далее по тексту -истец, материальный истец) в суд с иском к Управлению социальной защиты населения в "адрес" (далее по тексту - УСЗН в "адрес", ответчик), Министерству социальной защиты населения Удмуртской Республики (далее по тексту - Минсоцзащиты УР, ответчик) о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение. Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой "адрес" проверки по обращению МЕВ установлено нарушение её права на обеспечение санаторно-курортным лечением. ДД.ММ.ГГГГ Федеральным казенным учреждением "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Удмуртской Республике" (далее по тексту - Бюро СМЭ) МЕВ установлена инвалидность до ДД.ММ.ГГГГ.Согласно индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в перечень мероприятий медицинской реабилитации МЕВ включено санаторно-курортное лечение с заболеваниями уха, горла, носа. Срок проведения реабилитационных мероприятий установлен с ДД.ММ.ГГГГ по 18 лет ( ДД.ММ.ГГГГ). Заявление о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение подано МЕВ ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрировано за N N До настоящего времени МЕВ путевкой не обеспечена. Неисполнение органами социальной защиты обязанности по предоставлению МЕВ путевки на санаторно-курортное лечение в 2012 году не освобождает их от обязанности предоставить путевку в 2013 году. С 01 января 2012 года полномочия ФСС РФ по предоставлению гражданам социальных услуг в виде путевок на санаторно-курортное лечение переданы МСЗН по УР. Прокурор просил обязать Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики приобрести путевку на санаторно-курортное лечение МЕВ в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу; обязать Управление социальной защиты населения в городе Сарапуле предоставить МЕВ путевку на санаторно-курортное лечение в течение 30 дней с момента приобретения Министерством социальной защиты населения Удмуртской Республики путевки на санаторно-курортное лечение МЕВ.
В судебном заседании прокурор МОС поддержала заявленные исковые требования, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении.
Материальный истец МЕВ поддержала заявленные исковые требования, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика УСЗН в "адрес" ТТВ, действующая на основании доверенности, исковые требования признала.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя Минсоцзащиты Удмуртской Республики, представившего заявление о рассмотрении дела без его участия. В письменном отзыве представитель Минсоцзащиты Удмуртской Республики просил отказать в удовлетворении иска.
Суд вынес вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Минсоцзащиты Удмуртской Республики просит отменить решение суда и принять по делу новое решение, отказав в удовлетворении иска в полном объеме, мотивируя тем, что решение суда постановлено с неправильным применением норм материального права.
Прокуратурой "адрес" представлены письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых они просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), выслушав участников апелляционного процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее по тексту - Федеральный закон N 178) предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе дети-инвалиды (п. 9 ст. 6.1 Закона).
Согласно ст. 6.2 Федерального закона N 178 путевки на санаторно-курортное лечение включены в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг при наличии медицинских показаний.
В силу ч.2 ст.6.3 Федерального закона N 178 периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.
В соответствии с пунктом 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328 (далее по тексту - Порядок), путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации.
Согласно пункту 3.7 указанного Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - территориальные органы Фонда) или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган.
В соответствии с пунктом 3.9 Порядка территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства, а также уполномоченные органы выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для ее получения.
Предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение является расходным обязательством Российской Федерации. Финансовое обеспечение переданных федеральных полномочий осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, передаваемых бюджету Удмуртской Республики в форме субвенций.
Распоряжением Правительства РФ от 05 декабря 2011 года N 2174-р утверждено Соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Удмуртской Республики о передаче Правительству Удмуртской Республики осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 12 марта 2012 года N 81 "Об организации осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, переданных Правительству Удмуртской Республики" с 01 января 2012 года Минсоцзащиты Удмуртской Республики и его территориальным органам переданы полномочия по осуществлению части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, переданных Правительству Удмуртской Республики; а также утвержден порядок предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела на основании справки Бюро СМЭ N серии МСЭ-2011 N от ДД.ММ.ГГГГ МЕВ, 1996 года рождения является ребенком-инвалидом, инвалидность установлена на срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7).
В соответствии с индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида от ДД.ММ.ГГГГ, выданной МЕВ Бюро МСЭ N в числе мероприятий медицинской реабилитации указано санаторно-курортное лечение с ДД.ММ.ГГГГ по 18 лет ( ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.8-13).
ДД.ММ.ГГГГ МЕВ поставлена на учет в УСЗН в "адрес" для получения путевки на санаторно-курортное лечение за N (л.д.14).
Ответчиками не оспаривается факт обязанности предоставления МЕВ путевки на санаторно-курортное лечение и факт непредставления ей данной социальной услуги.
Принимая во внимание, что истец своевременно обратилась в УСЗН в "адрес" с соответствующим заявлением, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, ей не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение.
Суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что действующим законодательством не предусмотрено ограничение прав инвалидов исходя из объемов финансирования и очередности, обоснованно обязал ответчиков приобрести и предоставить МЕВ путевку на санаторно-курортное лечение.
Доводы жалобы относительно недостаточности установленного судом месячного срока для исполнения решения не могут быть приняты судебной коллегией. Из материалов дела видно, что заявление о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение МЕВ подано ДД.ММ.ГГГГ и в течение длительного периода времени нарушаются ее права, предоставленные ей федеральным законодательством, на получение государственной социальной помощи в виде социальной услуги на санаторно-курортное лечение.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, не влияют на правильность принятого судом решения, в связи с чем не могут служить основанием к отмене решения суда.
Нормы материального права при рассмотрении дела применены правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены законного и обоснованного решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сарапульского городского суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики - без удовлетворения.
Председательствующий судья: Коробейникова Л.Н.
Судьи: Ступак Ю.А.
Смирнова Т.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.