Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего Анисимовой В.И.,
судей Глуховой И.Л., Рогозина А.А.,
при секретаре Утробине А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске 09 декабря 2013 года дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Игринском районе Удмуртской Республики на решение Игринского районного суда Удмуртской Республики от 23 августа 2013 года, которым
исковые требования Калинина Александра Николаевича к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Игринском районе Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав удовлетворены.
Признано незаконным решение Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Игринском районе Удмуртской Республики N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Калинину А. Н. в назначении досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
На Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Игринском районе Удмуртской Республики возложена обязанность включить в стаж работы Калинина А. Н., дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периоды:
- с 07.07.1973 года по 08.05.1976 года - период службы в составе Вооруженных Сил СССР;
- с 17.12.1987 года по 31.08.1990 года - период работы в должности руководителя военной начальной подготовки в "данные изъяты" средней школе N;
- с 01.09.2000 года по 31.08.2001 года, с 01.09.2003 года по 23.08.2011 года, с 01.10.2011 года по 28.01.2013 года (за исключением периодов: с 26.09.2005 года по 30.09.2005 года, с 28.11.2005 года по 02.12.2005 года, 11.11.2008 года, с 29.01.2010 года по 31.01.2010 года, с 15.11.2010г. по 27.11.2010 года, с 24.08.2011 года по 30.09.2011 года) - периоды работы в должности преподавателя организатора ОБЖ в МБОУ " "данные изъяты" СОШ N".
За Калининым А. Н. признано право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности для детей.
На Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Игринском районе Удмуртской Республики возложена обязанность назначить и выплачивать Калинину А. Н. досрочную трудовую пенсию с момента обращения с заявлением - с ДД.ММ.ГГГГ.
Взысканы с Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Игринском районе Удмуртской Республики в пользу Калинина А. Н. расходы по оплате юридических услуг 1 800 рублей и в возврат государственной пошлины 200 рублей.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Глуховой И.Л., объяснения представителя Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Игринском районе Удмуртской Республики Степановой Е.А., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Калинин А.Н. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Игринском районе Удмуртской Республики (далее - Управление) о восстановлении пенсионных прав. В обоснование указал, что решением ответчика N от ДД.ММ.ГГГГ. от ДД.ММ.ГГГГ. ему отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. При этом ответчик исключил из подсчета стажа период его службы в Советской армии с 07.07.1973г. по 08.05.1976г., период его работы с 17.12.1987г. по 31.08.1990г. в должности руководителя военной начальной подготовки в "данные изъяты" средней школе N. Также ответчик не включил в стаж периоды работы с 01.09.2000г. по 31.08.2001г., с 01.09.2003г. по 23.08.2011г., с 01.10.2011г. по 28.01.2013г. со ссылкой на невыполнение в указанные периоды установленной нормы педагогической нагрузки. Полагая необоснованным исключение этих периодов из подсчета специального стажа, истец просил признать незаконным решение Управления от ДД.ММ.ГГГГ., обязать ответчика включить спорные периоды в педагогический стаж и назначить пенсию с момента обращения за ее назначением - с ДД.ММ.ГГГГ., взыскать судебные расходы.
В судебном заседании Калинин А.Н. данные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель Управления Степанова Е.А. исковые требования не признала, указывая на отсутствие правовых оснований включения спорных периодов в педагогический стаж.
Судом вынесено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Управление просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в иске ввиду неправильного применения норм материального права. Ответчик оспаривает возможность применения Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959г. N1397, утратившего силу с 01.10.1993г. Указывает на отсутствие оснований для включения в педагогический стаж периода работы истца с 17.12.1987г. по 31.08.1990г. в должности руководителя военной начальной подготовки ввиду несоответствия наименования должности Спискам. Полагает недоказанным выполнение истцом педагогической нагрузки на ставку заработной платы в спорные периоды работы истца после 01.09.2000г.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с п.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, оснований его отмены не находит.
Согласно с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ") трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 названного закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от возраста.
По заявлению Калинина А.Н. от ДД.ММ.ГГГГ решением Управления N от ДД.ММ.ГГГГ. ему отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", специальный стаж зачтён ответчиком в количестве 11 лет 05 месяцев 02 дня.
Стороны расходятся в вопросе о возможности включения в стаж педагогической деятельности истца периода его службы в Вооруженных Силах СССР с 07.07.1973г. по 08.05.1976г.
При этом ответчик указывает, что постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959г. N1397, утратившее силу с 01.10.1993г., не подлежит применению при оценке пенсионных прав истца.
Суд в решении дал правильную оценку этим доводам ответчика, признав их необоснованными.
Действовавшее в спорный период Положения от 17.12.1959г. N1397 "О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. N1397 (далее - Положение от 17.12.1959г. N1397), в подп. "г" п.1 предусматривало включение в специальный стаж службу в составе Вооруженных Сил СССР.
С учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении N18-П от 15 июня 1998 года, в Определении от 05 ноября 2002 года, применение судом норм, утративших силу, но действовавших в спорный период работы истца, судебная коллегия находит правильным. Содержащиеся в жалобе доводы ответчика о невозможности применения для оценки пенсионных прав истца в оспариваемый период Положения от 17.12.1959г. N1397, утратившего силу с 01.10.1993г., не могут быть признаны обоснованными.
Поэтому суд правомерно включил в подсчет педагогического стажа период службы истца в Вооруженных Силах СССР с 07.07.1973г. по 08.05.1976г. При этом правила п.4 Положения от 17.12.1959 года N 1397 судом также соблюдены, так как в педагогический стаж спорный период включен не более 1/3 требуемого стажа
Также ответчик исключил из стажа для досрочного назначения пенсии период работы истца с 17.12.1987г. по 31.08.1990г. в должности руководителя военной начальной подготовки в "данные изъяты" средней школе N ссылаясь на несоответствие наименования должности Перечню от 17.12.1959г. N1397 и последующим Спискам от 06.09.1991г. N463, от 22.09.1999г. N1067, от 29.10.2002г. N781
Суд признал эти доводы ответчика необоснованными. Коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными и не подлежащими пересмотру.
Так, в "Перечне учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет", утвержденного постановлением СМ СССР от 17.1.2.1959г. N1397 (далее - перечень от 17.12.1959г. N1397), действовавшем до 01.10.1993г., были поименованы учителя и преподаватели школ.
При этом в п.2.3 Инструктивного письма от 30.06.1986г. N1-63-И "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" предусматривалось, что пенсия за выслугу лет назначается военным руководителям школ как учителям и преподавателям школ.
В "Списке профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденном постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991г. N463 (действовал до 01.11.1999г.) в разделе "Наименования должностей" были предусмотрены должности военного руководителя (руководителя допризывной подготовки молодежи).
"Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначении трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 (далее - Список от 29.10.2002г. N781) в разделе 1 "Наименование должностей" предусмотрены должности преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности (допризывной подготовки), руководитель допризывной подготовки молодежи, военный руководитель.
Как правильно указал суд первой инстанции, на основании Приказа Министерства образования РСФСР от 27 мая 1991 года N 169 с 1 сентября 1991 года в образовательных учреждениях вместо курса "Начальная военная (допризывная) подготовка" (НВП) был введен курс "Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ). В связи с этим постановлением СМ РСФСР от 14.05.1991г. N253 "О допризывной подготовке учащейся молодежи в государственных образовательных учебных заведениях в РСФСР" вместо должности "военный руководитель" была введена должность "преподаватель курса "основы безопасности жизнедеятельности".
Поэтому приказом Министерства образования от 7 июня 1993 года N 235 "Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик" руководителям образовательных учреждений, в которых введено преподавание курса "Основы безопасности жизнедеятельности", приказано привести наименование должности работника, ведущего этот курс в соответствие с наименованием, предусмотренным тарифно-квалификационной характеристикой, утвержденной Приказом Минобразования России и Госкомитета России по делам гражданском обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 16 марта 1993 года N 66/85.
Постановлением Минтруда РФ от 3 октября 2002 года N 68 установлено тождество наименования должности "преподаватель - организатор основ безопасности жизнедеятельности" наименованию должности "военный руководитель", предусмотренному Списком 1991 года.
С учетом изложенного правомерен вывод суда о том, что преподавание курса "начальной военной подготовки" в общеобразовательных учебных заведениях в указанный период осуществлялось "военными руководителями", "руководителями допризывной подготовки молодежи", которые впоследствии переименованы на должность "преподавателя курса "основы безопасности жизнедеятельности", а впоследствии на должность "преподавателя- организатора ОБЖ (допризывной подготовки)
Исследуя имеющиеся доказательства (тарификационные списки, лицевые счета, должностную инструкцию), суд пришел к правильному выводу, что в спорный период с 17.12.1987г. по 30.08.1990г. истец вел преподавание курса "начальная военная подготовка" в "данные изъяты" средней школе N в должности военного руководителя, тогда как работодателем его должность была поименовано не в соответствии с квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов, служащих как руководитель военной начальной подготовки.
Поэтому данный период работы истца подлежит включению в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
Отказывая во включение в стаж спорных периодов работы истца с 01.09.2000г. по 31.08.2001г., с 01.09.2003г. по 23.08.2011г., с 01.10.2011г. по 28.01.2013г., пенсионный орган ссылался на невыполнение в указанные периоды установленной педагогический нагрузки на ставку заработной платы, что не соответствует требованиям п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п.19 п.1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ"
Вместе с тем, эти доводы ответчика опровергаются представленными доказательствами.
Так, из представленных тарификационных списков и лицевых счетов следует, что в вышеуказанные спорные периоды истец выполнял учебную нагрузку в объеме полной ставки по должности преподавателя-организатора ОБЖ и одновременно имел учебную нагрузку по должности учителя ОБЖ в объеме, предусмотренном тарификационными списками, за исключением октября 2009г., когда педагогическая нагрузка истца составила 0,5 ставки по должности преподавателя-организатора ОБЖ. Аналогичные сведения содержатся и в представленной архивной справке от ДД.ММ.ГГГГ. N выданной на основании имеющихся тарификационных списков и лицевых счетов (л.д. 27,28).
Поэтому суд правомерно отклонил доводы ответчика о невыполнении истцом в указанные периоды учебной нагрузки ввиду их противоречия представленным первичным документам.
При этом резолютивная часть решения в части исключения из педагогического стажа периода работы в октябре 2009г. ввиду невыполнения в этот период учебной нагрузки подлежит уточнению, что не влияет на правильность разрешения судом дела по существу, поскольку без учета данного периода педагогический стаж истца на дату обращения за назначением пенсии ( ДД.ММ.ГГГГ.) составлял более 25 лет. Поэтому требования истца о досрочном назначении ему трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях РФ" с даты обращения за ее назначением правомерно удовлетворены судом.
Совокупность изложенного свидетельствует о том, что спор разрешен судом с правильным применением норм пенсионного законодательства, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, предусмотренные ст.362 ГПК РФ основания для отмены судебного решения отсутствуют. Поэтому апелляционная жалоба ответчика не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Игринского районного суда Удмуртской Республики от 23 августа 2013 года по существу оставить без изменения, уточнив резолютивную часть решения указанием об исключения из подсчета стажа для досрочного назначения пенсии Калинину А.Н. периода его работы в октябре 2009 года в должности преподавателя-организатора ОБЖ в МБОУ " "данные изъяты" СОШ N".
В удовлетворении апелляционной жалобы Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Игринском районе Удмуртской Республики отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.