Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 13 ноября 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего-судьи Мельниковой Г.Ю.,
судей Матушкиной Н.В., Петровой Л.С.,
с участием прокурора Борзенковой Т.А.,
при секретаре Шибановой С.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске 13 ноября 2013 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Первомайского района г. Ижевска в интересах Х.О.В. к Министерству здравоохранения Удмуртской Республики о возложении обязанности обеспечить инвалида необходимыми лекарственными средствами,
по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Удмуртской Республики на решение Первомайского районного суда г. Ижевска от 2 августа 2013 года, исковые требования удовлетворены.
На Министерство здравоохранения Удмуртской Республики возложена обязанность обеспечить Христолюбову О.В. необходимым по медицинским (жизненным) показаниям препаратом "данные изъяты" в необходимом для лечения объеме в соответствии с рекомендациями врачебного консилиума "Юр.Л." от 8 ноября 2012 года.
С Министерства здравоохранения Удмуртской Республики в местный бюджет взыскана государственная пошлина в размере 200 рублей.
Заслушав доклад судьи Мельниковой Г.Ю., объяснения представителей Министерства здравоохранения Удмуртской Республики - Петровой Е.В., Суворова А.Н., поддержавших доводы жалобы, просивших об отмене решения, объяснения представителя Х.О.В. - Лазутиной М.В., возражавшей по доводам жалобы, просившей оставить решение суда без изменения, заключение прокурора Борзенковой Т.А., полагавшей, что решение суда законно и обоснованно, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Первомайского района г. Ижевска обратился в суд в интересах Х.О.В. с иском к Министерству здравоохранения Удмуртской Республики (далее по тексту - Минздрав УР) с требованием о возложении обязанности обеспечить инвалида необходимыми лекарственными средствами.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Первомайского района г. Ижевска рассмотрено обращение Х.О.В. о нарушении её прав на бесплатное лекарственное обеспечение. Х.О.В. является инвалидом "данные изъяты" с 21 ноября 2012 года, страдает редким тяжелым жизнеугрожающим заболеванием - пароксизмальная ночная гемоглобинурия (далее по тексту - ПНГ). Заключением врачебного консилиума "Юр.Л.", с учетом тяжелого течения ПНГ с выраженным хроническим внутрисосудистым гемолизом, развитием глубокой анемии, наличия в анамнезе тромботических осложнений, текущего высокого риска развития жизнеугрожающих осложнений, связанных с тяжелым течением заболевания и беременностью, Х.О.В. рекомендовано назначение препарата "данные изъяты". 11 декабря 2012 года Х.О.В. обратилась в Минздрав УР с просьбой об обеспечении её жизненеобходимым препаратом в самые кратчайшие сроки в соответствии с имеющимися медицинскими показаниями, поскольку болезнь уже нанесла непоправимый вред здоровью, продолжает прогрессировать и угрожать её жизни. Согласно ответу Минздрава УР от 29 декабря 2012 года и письму от 18 марта 2013 года Х.О.В. не может быть обеспечена препаратом "данные изъяты" по тем основаниям, что лекарственный препарат "данные изъяты" не входит ни в один из утвержденных Перечней лекарственных препаратов, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной медицинской помощи в рамках Территориальной программы государственных гарантий на территории Удмуртской Республики, не входит в утвержденные Минздравсоцразвития стандарты амбулаторно-поликлинической помощи, не входит в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов и финансовые средства на льготное лекарственное обеспечение лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями в соответствии с Законом Удмуртской Республики "О бюджете Удмуртской Республики на 2012 год" не предусмотрены. Отсутствие обеспечения Х.О.В. жизненнонеобходимыми лекарственными препаратами за счет средств бюджета Удмуртской Республики нарушает её права на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Определением суда от 10 июля 2013 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство финансов Удмуртской Республики (далее по тексту - Минфин УР).
В судебном заседании процессуальный истец - старший помощник прокурора Первомайского района г. Ижевска Соловьева Н.А., материальный истец Х.О.В., её представитель Лазутина М.В. на удовлетворении заявленных требований настаивали, пояснили, что если лекарство не предусмотрено перечнем, и есть необходимость его применения, то тогда данный лекарственный препарат включается в перечень. По результатам анализов состояние здоровья Х.О.В. не в положительной динамике, она нуждается в данном лекарственном препарате. Имеется рекомендация консилиума с дозировками применения препарата "данные изъяты".
В судебном заседании представители ответчика - Иванцова Т.В., Петрова Е.В., Копанева Е.А. исковые требования не признали, пояснили, что для назначения данного лекарственного препарата необходима комиссия. Указали, что данное лекарство не излечивает, оно поддерживает состояние больного. Х.О.В. не имеет показаний к применению данного препарата. Сделаны такие выводы на основании наблюдений врача. Заключение консилиума из "данные изъяты" - только рекомендация.
В судебное заседание представитель третьего лица - Минфина УР не явился, дело рассмотрено судом в его отсутствие.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика - Митрошин П.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что решения врачебной комиссии о необходимости назначения Х.О.В. по медицинским показаниям препарата "данные изъяты" не принималось, а консультативное заключение не является основанием для назначения лекарственного препарата.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Х.О.В. - Лазутина М.В., а также прокурор Первомайского района г. Ижевска ссылаются на необоснованность содержащихся в ней доводов.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции материальный истец Х.О.В., представитель третьего лица - Минфина УР не явились, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом, причины неявки судебной коллегии неизвестны. На основании ст.ст.167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Х.О.В., является инвалидом "данные изъяты" с 21 ноября 2012 года, страдает редким тяжелым жизнеугрожающим заболеванием - пароксизмальная ночная гемоглобинурия.
В соответствии с рекомендациями от 8 ноября 2012 года N2145 врачебного консилиума "Юр.Л.", по заключению 7 ноября 2012 года Х.О.В. поставлен диагноз: "Пароксизмальная ночная гемоглобинурия, классическая гемолитическая форма D59.5 (2012). Томбофлебит вен правого предплечья (07.20012). Вторичная анемия IV ст. Беременность 17 недель".
С учетом тяжелого течения ПНГ с выраженным хроническим внутрисосудистым гемолизом, развитием глубокой анемии, наличия в анамнезе тромботических осложнений, текущего высокого риска развития жизнеугрожающих осложнений, связанных с тяжелым течением заболевания и беременностью, Х.О.В. рекомендовано назначение препарата "данные изъяты".
Официально лекарственный препарат "данные изъяты" зарегистрирован в Государственном реестре лекарственных средств, разрешенных к реализации на территории Российской Федерации, в ноябре 2011 года под торговым наименованием "данные изъяты".
Ответом "Юр.Л." на запрос суда от 17 июля 2013 года N1291 уточнено, что при написании консультативного заключения в результате технической ошибки была упущена фраза "данные изъяты". Диагноз звучит следующим образом: "Пароксизмальная ночная гемоглобинурия, классическая гемолитическая форма D59.5 (2012). Томбофлебит вен правого предплечья (07.2012). Вторичная анемия IV ст. Беременность 17 недель, малое кесарево сечение".
Консультативным заключением "Юр.Л." (дополнение к решению консилиума от 7 ноября 2012 года) от 29 июля 2013 года на основании представленных контрольных анализов от 19 и 22 июля 2013 года в связи с высоким риском развития жизнеугрожающих осложнений (в анамнезе тромботический эпизод и прерывание беременности по медицинским показаниям) рекомендовано исполнение рекомендаций консилиума от 7 ноября 2012 года.
11 декабря 2012 года Х.О.В. обратилась в Минздрав УР с просьбой об обеспечении её жизненеобходимым препаратом в самые кратчайшие сроки в соответствии с имеющимися медицинскими показаниями, поскольку болезнь уже нанесла непоправимый вред здоровью, продолжает прогрессировать и угрожать ее жизни.
Согласно ответу Минздрава УР от 29 декабря 2012 года NХ04-18/2180 и письму от 18 марта 2013 года NХ04-18/544 по запросу прокуратуры Первомайского района г. Ижевска Х.О.В. не может быть обеспечена препаратом "данные изъяты" по тем основаниям, что лекарственный препарат "данные изъяты" не входит ни в один из утвержденных Перечней лекарственных препаратов, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной медицинской помощи в рамках Территориальной программы государственных гарантий на территории Удмуртской Республики, не входит в утвержденные Минздравсоцразвития стандарты амбулаторно-поликлинической помощи, не входит в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, и финансовые средства на льготное лекарственное обеспечение лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, в соответствии с Законом Удмуртской Республики "О бюджете Удмуртской Республики на 2012 год" не предусмотрены.
Заболевание пароксизмальная ночная гемоглобинурия включено в Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, который утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012 года N403 "О порядке ведения Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального сегмента", Х.О.В. внесена в региональный сегмент данного регистра.
Согласно письму Минздрава УР в Прокуратуру Первомайского района г. Ижевска от 18 марта 2013 года NХ04-18/544, по информации БУЗ УР "Юр.Л. N2" для лечения Х.О.В. подобран лекарственный препарат "данные изъяты", беременность Х.О.В. прервана по жизненным показаниям в декабре 2012 года.
Указанные выше обстоятельства подтверждаются документально и не оспариваются участвующими в деле лицами.
Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции руководствовался ст.ст.7, 41 Конституции РФ, ст.150 Гражданского процессуального кодекса РФ, положениями Федерального закона от 21 ноября 2011 года N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012 года N403 "О порядке ведения Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального сегмента", постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 года N890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" и пришел к следующим выводам: субъектам РФ предоставлено право формировать Территориальные перечни, в которые включать лекарственные препараты, не пошедшие в Федеральные перечни, в соответствии с возникшей потребностью оказания необходимой помощи льготным категориям граждан; Минздрав УР является уполномоченным региональным исполнительным органом государственной власти в сфере здравоохранения и обладает полномочиями по организации медицинской помощи, предусмотренной законодательством РФ, для определенных категорий граждан, создает условия для развития и доступности лекарственного обеспечения граждан, организует обеспечение лекарственными средствами, включенными в перечни и регистры лиц, имеющих право на получение государственной помощи в порядке, предусмотренным федеральным законодательством; лекарственный препарат "данные изъяты" жизненно необходим Х.О.В. в связи с высоким риском развития жизнеугрожающих осложнений; Х.О.В. имеет право на бесплатное обеспечение указанным лекарством в необходимых количествах; отсутствие какого-либо лекарственного средства в перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств не препятствует его назначению по показаниям профильным пациентам и включению в стандарты оказания медицинской помощи на основании консолидированного мнения медицинского профессионального сообщества, базирующегося на клинических протоколах и методических рекомендациях.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Как указано в пп.2, 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч.1 ст.1 ч.3 ст.11 Гражданского процессуального кодекса РФ). Обоснованным решение является тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст.ст.55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям решение суда первой инстанции не соответствует.
В соответствии с положениями ст.254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и обязанности.
Согласно ст.255 Гражданского процессуального кодекса РФ к решениям, действия (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результатах которых:
-нарушены права и свободы гражданина;
-созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
-на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно пп.1, 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ N2 от 10 февраля 2009 года "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", к решениям относятся акты органов государственной власти, их должностных лиц, государственных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. Письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина). К действиям органов государственной власти, их должностных лиц, государственных служащих по смыслу главы 25 Гражданского процессуального кодекса РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, должностным лицом, государственным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
По правилам, установленным главой 25 Гражданского процессуального кодекса РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействие) органов государственной власти субъекта Российской Федерации: законодательного (представительного) органа, высшего исполнительного органа и иных органов государственной власти, образуемых в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и на основании нормативного правового акта органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации и (или) его высшего должностного лица;
Согласно п.9 названного постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года, правильное определение судами вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского процессуального кодекса РФ, или подача искового заявления).
Для правильного определения вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы заявителя, суду первой инстанции следовало исходить из характера правоотношений, из которых вытекают требования прокурора в интересах Христолюбовой О.В.
В данном случае судом первой инстанции неправильно определен характер правоотношений, из которых вытекают рассматриваемые требования.
Согласно п.1 Положения о Министерстве здравоохранения Удмуртской Республике, утвержденного постановлением Правительства УР от 3 марта 2003 года N150, Министерство здравоохранения Удмуртской Республики является органом исполнительной власти Удмуртской Республики, проводящим государственную политику и осуществляющим регулирование деятельности в области здравоохранения и лекарственного обеспечения.
Из материалов дела следует, что прокурор в интересах Х.О.В. фактически оспаривает действия органа государственной власти субъекта Российской Федерации - Минздрава УР, выразившиеся в отказе в предоставлении лекарственного препарата, что является властным волеизъявлением Минздрава УР и порождает правовые последствия для заявителя, и просит устранить допущенное нарушение прав и свобод заявителя - обязать Минздрав УР организовать обеспечение Х.О.В. указанным лекарственным препаратом.
Таким образом, требования заявителя вытекают из публичных правоотношений, не носят исковой характер, поэтому должны рассматриваться в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений (главы 23 и 25 Гражданского процессуального кодекса РФ).
В данном случае суд первой инстанции неправильно определил вид судопроизводства как исковое. Между тем, именно данное нарушение не привело к вынесению незаконного решения.
При рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений, заявитель обязан доказать, что действиями (бездействием) или решением органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Обязанность доказывания законности своих действий (бездействия) и принятых решений возлагается на государственный орган, орган местного самоуправления, должностное лицо, государственного или муниципального служащего, чьи действия (бездействие) или решение оспариваются.
По мнению судебной коллегии, в рассматриваемом случае прокурор, действующий в интересах Х.О.В., не доказал, что действиями (бездействием) Минздрава УР были нарушены её права. В свою очередь, Минздравом УР законность своих действий доказана.
Согласно статье 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Статьей 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено право каждого на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В соответствии со статьей 15 названного Закона, организация обеспечения лиц, больных редкими (орфанными) заболеваниями лекарственными препаратами по перечню, утверждаемому Правительством РФ, входит в перечень полномочий, которые Российская Федерация передает субъектам Российской Федерации, при этом средства на осуществление этих полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.
В соответствии с п.10 ч.1 ст.16 данного Закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности.
В соответствии с ч.4 ст.44 указанного Закона в целях обеспечения граждан, страдающих орфанными заболеваниями, лекарственными препаратами осуществляется ведение Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности.
Постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2012 года N403 утвержден порядок ведения регистра, а также Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, в который включено заболевание "пароксизмальная ночная гемоглобинурия".
Постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 года N1074 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, согласно которой за счет средств бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности, а также обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, с учетом лекарственных препаратов, предусмотренных перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Лекарственный препарат "данные изъяты" отсутствует в Перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2012 год, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 7 декабря 2011 года N2199-р.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 30 июля 2012 года N1378-р в 2013 году применяется перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2012 год, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2011 года N2199-р.
Судом первой инстанции установлено, что лекарственный препарат "данные изъяты" не входит ни в один из утвержденных Перечней лекарственных препаратов, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной медицинской помощи в рамках Территориальной программы государственных гарантий на территории Удмуртской Республики, не входит в утвержденные Минздравсоцразвития стандарты амбулаторно-поликлинической помощи, не входит в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, и финансовые средства на льготное лекарственное обеспечение лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, в соответствии с Законом Удмуртской Республики "О бюджете Удмуртской Республики на 2012 год" не предусмотрены.
В соответствии со ст.37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации":
1. Медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи.
2. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
4. Стандарт медицинской помощи разрабатывается в соответствии с номенклатурой медицинских услуг и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения:
1) медицинских услуг;
2) зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов (с указанием средних доз) в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата и фармакотерапевтической группой по анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения;
4) компонентов крови;
6) иного исходя из особенностей заболевания (состояния).
5. Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Таким образом, частью 5 ст.37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено исключение из общего правила, состоящего в том, что стандарт медицинской помощи является основным ориентиром, определяющим, какие лекарственные препараты должны использоваться при оказании медицинской помощи согласно номенклатуре. В случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) и по решению врачебной комиссии допускается использование иных лекарственных препаратов чем те, которые включены в стандарт.
Судом первой инстанции установлено и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, что Х.О.В. является инвалидом "данные изъяты" и страдает редким (орфанным) заболеванием - пароксизмальная ночная гемоглобинурия.
Стандарты медицинской помощи при лечении указанного редкого (орфанного) заболевания - пароксизмальная ночная гемоглобинурия, с указанием наименований лекарственных препаратов, частоты назначений, ориентировочной дневной дозы и эквивалентной курсовой дозы в настоящее время в установленном порядке не утверждены, что также не оспаривается лицами, участвующими в деле.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" назначение и применение лекарственных препаратов, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Согласно статье 48 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" врачебная комиссия состоит из врачей и возглавляется руководителем медицинской организации или одним из его заместителей.
Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (части 1 и 2).
Таким образом, поскольку стандарты медицинской помощи при лечении заболевания, имеющегося у Х.О.В. - пароксизмальная ночная гемоглобинурия, в установленном порядке не утверждены, то назначение и применение ей данного лекарственного препарата допускается при наличии медицинских показаний по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии, созданной в соответствии со ст.48 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Вместе с тем, Х.О.В. применение лекарственного препарата "данные изъяты" было рекомендовано не врачебной комиссией, созданной в порядке, установленном ч.1, ч.2 ст.48 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", а решением врачебного консилиума "Юр.Л." от 7 ноября 2012 года по жизненным показаниям в связи с наличием редкого (орфанного) заболевания пароксизмальная ночная гемоглобинурия.
Частью 5 статьи 48 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что консилиум врачей - совещание нескольких врачей одной или нескольких специальностей, необходимое для установления состояния здоровья пациента, диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования и лечения, целесообразности направления в специализированные отделения медицинской организации или другую медицинскую организацию и для решения иных вопросов в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Таким образом, лекарственный препарат "данные изъяты" Х.О.В. врачебной комиссией, созданной в порядке, установленном ч.1, ч.2 ст.48 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", не назначен.
Решение врачебного консилиума, на которое ссылаются прокурор и Х.О.В., не является заключением врачебной комиссии, которое необходимо для назначения лекарственных препаратов, не включенных в стандарт лечения.
Кроме того, в силу ч.4 ст.48 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" консилиум врачей созывается по инициативе лечащего врача в медицинской организации либо вне медицинской организации (включая дистанционный консилиум врачей). Решение консилиума врачей оформляется протоколом, подписывается участниками консилиума врачей и вносится в медицинскую документацию пациента. В протоколе консилиума врачей указываются фамилии врачей, включенных в состав консилиума врачей, сведения о причинах проведения консилиума врачей, течении заболевания пациента, состоянии пациента на момент проведения консилиума врачей, включая интерпретацию клинических данных, лабораторных, инструментальных и иных методов исследования и решение консилиума врачей. При наличии особого мнения участника консилиума врачей в протокол вносится соответствующая запись. Мнение участника дистанционного консилиума врачей с его слов вносится в протокол медицинским работником, находящимся рядом с пациентом.
Из материалов дела, в свою очередь, следует, что при обращении в Минздрав УР и впоследствии в суд прокурором в интересах Х.О.В. представлено только консультативное заключение "Юр.Л.", подписанное директором данного института профессором Ф.И.О.1 и главным врачом клиник профессором Ф.И.О.2 (л.д.15), то есть подписанное только одним из трех лиц, входивших в состав врачебного консилиума (директором института, профессором Ф.И.О.1). В данном заключении имеется ссылка на решение врачебного консилиума.
Прокурором и Х.О.В. не представлено само решение врачебного консилиума от 7 ноября 2012 года, на которое они ссылаются, подписанное всеми участниками консилиума врачей в соответствии с ч.3 ст.48 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Документы, представленные в материалах гражданского дела из "Юр.Л.", полученные на основании запросов суда, в свою очередь, не были представлены Х.О.В ... в Минздрав УР при обращении с заявлением об обеспечении её лекарственным препаратом "данные изъяты".
Кроме того, как установлено в ходе рассмотрения дела, лечащий врач Х.О.В. в "Юр.Л." не обращалась, медицинские документы не направляла, лично Х.О.В. консилиумом врачей не осматривалась. Обращение Х.О.В. в указанный "Юр.Л." было её личным волеизъявлением. Доказательств того, что в "Юр.Л." была направлена медицинская информация на Х.О.В. в полном и достоверном объеме, в материалах дела также не представлено.
Не умаляя права Х.О.В. на охрану здоровья, эффективную медицинскую помощь и обеспечение жизненно необходимыми лекарственными препаратами, судебная коллегия приходит к выводу, что в материалах дела отсутствуют доказательства невыполнения должностными лицами Министерства здравоохранения УР обязанности по соблюдению порядка обеспечения Х.О.В. лекарственным препаратом "данные изъяты"
В задачи и функции Минздрава УР, установленные Положением о министерстве здравоохранения Удмуртской Республике, утвержденным постановлением Правительства УР от 3 марта 2003 года N150, не входит организация проведения врачебной комиссии, назначение медицинского препарата.
Согласно статье 48 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" врачебная комиссия создается в медицинской организации. Порядок создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации установлен приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2012 года N502н. При этом врачебная комиссия медицинской организации является самостоятельной и не подчиняется Министерству здравоохранения Удмуртской Республики.
Согласно подпунктам "м", "н" п.9 постановления Правительства РФ от 26 апреля 2012 года N403 "О порядке ведения Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального сегмента", федеральный регистр и региональный сегмент содержат следующие сведения о лицах, страдающих заболеваниями, включенными в перечень:
-сведения о выписке лекарственных препаратов для медицинского применения для лечения заболевания, включенного в перечень;
-сведения об отпуске лекарственных препаратов для медицинского применения для лечения заболевания, включенного в перечень;
В силу п.10 названного постановления, региональный сегмент ведется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и формируется на основании сведений о лицах, страдающих заболеваниями, включенными в перечень. Эти сведения представляются в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в котором указанные лица проживают, медицинскими организациями, в которых эти лица находятся на медицинском обслуживании, в том числе медицинскими организациями, находящимися в ведении Федерального медико-биологического агентства и Федеральной службы исполнения наказаний.
Таким образом, сведения о назначении Х.О.В. требуемого ею лекарственного препарата должны быть представлены медицинской организацией, в которой она находятся на медицинском обслуживании. Назначение соответствующего препарата, как уже указано по тексту настоящего апелляционного определения, прерогатива врачебной комиссии, создаваемой в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что Министерство здравоохранения Удмуртской Республики правомерно отказало заявителю Х.О.В. в обеспечении лекарственным препаратом "данные изъяты", поскольку названный препарат не входит в Перечень лекарственных препаратов, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной медицинской помощи в рамках Территориальной программы государственных гарантий на территории Удмуртской Республики, не входит в утвержденные Минздравсоцразвития стандарты амбулаторно-поликлинической помощи, не входит в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, стандарты лечения пароксизмальной ночной гемоглобинурии в настоящее время не утверждены, в связи с чем, отсутствует информация о лекарственной терапии, которая будет включена в меры социальной помощи, а решения врачебной комиссии о назначении данного лекарственного препарата в Минздрав УР Х.О.В. не представлено.
Согласно ч.2 ст.70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента, предоставляет информацию о состоянии его здоровья, по требованию пациента или его законного представителя приглашает для консультаций врачей-специалистов, при необходимости созывает консилиум врачей для целей, установленных частью 4 статьи 47 настоящего Федерального закона. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи.
Х.О.В. не лишена права на обращения к лечащему врачу по вопросу назначения ей по жизненным показаниям лекарственного препарата "данные изъяты", обжалования бездействия должностных лиц лечебного учреждения по данному вопросу, а также права в установленном законом порядке оспорить решение врачебной комиссии в случае несогласия с ним.
Кроме того, Х.О.В. не лишена права повторного обращения в Минздрав УР по вопросу бесплатного обеспечения лекарственным препаратом "данные изъяты" после совершения вышеуказанных действий.
В связи с вышеизложенным у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения требования прокурора о возложении на Минздрав УР обязанности организовать обеспечение Х.О.В. лекарственным препаратом "данные изъяты".
Согласно ч.4 ст.258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
При рассмотрении и разрешении настоящего гражданского суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, что привело к тому, что вывод суда о незаконности бездействия Минздрава УР не соответствует обстоятельствам дела, что в силу положений со ст.330 Гражданского процессуального кодекса РФ является основанием для отмены решения суда.
С учетом требований статьи 328 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия на основании установленных обстоятельств дела и вышеуказанных норм материального права считает необходимым отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований прокурора в интересах Христолюбовой О.В. отказать в полном объеме.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Первомайского районного суда г. Ижевска от 2 августа 2013 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении искового заявления Прокурора Первомайского района г. Ижевска в интересах Х.О.В. к Министерству здравоохранения Удмуртской Республики о возложении обязанности обеспечить инвалида необходимыми лекарственными средствами отказать.
Апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Удмуртской Республики - удовлетворить.
Председательствующий Г.Ю. Мельникова
Судьи Н.В. Матушкина
Л.С. Петрова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.