Владимирский областной суд в составе:
председательствующего судьи Кирюшиной О.А.,
при секретаре Беляковой С.В.,
с участием прокурора Ярцева Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Паниной Т.Е. о признании недействующим пункта 3 Порядка ведения областного сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Владимирской области, утвержденного постановлением Губернатора Владимирской области N 542 от 15 мая 2013 года,
УСТАНОВИЛ:
Панина Т.Е., оставшаяся без попечения родителей, обратилась во Владимирский областной суд с заявлением, в котором просит признать недействующим с момента принятия пункт 3 Порядка ведения областного сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Владимирской области, утвержденного постановлением Губернатора Владимирской области N 542 от 15 мая 2013 года.
В обоснование заявленных требований указывает, что оспариваемый нормативный правовой акт устанавливает порядок ведения областного сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, согласно которому включению в список подлежат исключительно лица, сведения о которых указаны на 01 апреля 2012 года в Сводном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящие на учете в качестве нуждающихся в получении жилого помещения по договорам жилого найма (далее по тексту - Сводный список).
По мнению заявителя, данное положение противоречит статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее по тексту - Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ), а также Закону Владимирской области от 03 декабря 2004 года N 226-ОЗ "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и лишает граждан данной категории, сведения о которых не были указанны на 01 апреля 2012 года в Сводном списке, возможности реализовать свое право на получение благоустроенного жилья из специализированного жилого фонда. Администрация **** района Владимирской области, ссылаясь на оспариваемый пункт, отказала заявителю во включении в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Владимирской области.
В судебном заседании Панина Т.Е., ее представитель Поспелова О.М., допущенная к участию в деле по устному ходатайству заявителя, поддержали заявленные требования, по аналогичным основаниям.
Представитель администрации и Губернатора Владимирской области Быкова Л.В., действующая по доверенности, в судебном заседании просила оставить заявление без удовлетворения, придерживаясь позиции, изложенной в письменных возражениях. Полагала, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Губернатором Владимирской области в соответствии с действующим законодательством, в рамках предоставленных полномочий, определяет лишь правила ведения Сводного списка. Категории лиц и условия включения в областной Сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, данным постановлением не регулируются. Оспариваемый заявителем пункт 3 постановления касается лиц, ранее (до 01 апреля 2012 года) признанных нуждающимися в жилом помещении, но не реализовавших на 01 января 2013 года свое право на получение жилого помещения по договору социального найма, предусматривая для них возможность автоматического включения в Сводный список без повторного сбора документов. Указала, что в настоящее время в Сводный список включено **** человека, не признанных нуждающимися в жилых помещениях на 01 апреля 2012 года, из них **** - по основаниям невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении; ****- являющихся собственниками жилых помещений либо нанимателями, то есть категорий детей, к которым относится заявитель. В связи с чем, полагает, что оспариваемый пункт 3 постановления Губернатора Владимирской области N 542 от 15 мая 2013 года не ограничивает прав Паниной Т.Е. на включение в Сводный список.
Выслушав объяснения заявителя и ее представителя, представителя Администрации и Губернатора Владимирской области, заключение прокурора, полагавшего заявление не обоснованным, исследовав и оценив материалы дела в их совокупности, суд находит заявление Паниной Т.Е. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Панина Т.Е. родилась **** года. Отец Паниной Т.Е. - П. умер **** года. Ее мать - П. признана недееспособной решением **** суда Владимирской области от **** года. Таким образом, Панина Т.Е. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
В Российской Федерации материнство и детство находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72, частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы защиты семьи, материнства, отцовства и детства, их социальная защита находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по предметам ведения которых издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. При этом последние не могут противоречить федеральным законам.
Полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации определены статьей 5 Федерального закона от 24 июля 1998 года N124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с последующими изменениями). К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесено установление основ федеральной политики в интересах детей, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации - реализация государственной политики в интересах детей, решений вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с последующими изменениями) предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (часть 1).
Частью 3 названной статьи органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, поручено формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. При этом в список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.
В целях защиты и реализации жилищных прав детей-сирот во Владимирской области принят закон от 03 декабря 2004 года N226-ОЗ "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" далее по тексту - закон Владимирской области от 03 декабря 2004 года N226-ОЗ), в статьях 8 и 9 которого корреспондируются указанные выше правовые нормы.
Частью 2 статьи 8, частью 3 статьи 9 названного закона установление порядка однократного предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений указанным категориям лиц, а также порядка ведения списка отнесено к компетенции Губернатора Владимирской области.
Во исполнение требований закона Губернатором Владимирской области издано постановление от 15 мая 2013 года N542 "Об утверждении порядка ведения областного сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями", опубликованное в газете "Владимирские ведомости" от 25 мая 2013 года N92 (4697).
Таким образом, принимая данное постановление, Губернатор Владимирской области действовал в пределах предоставленной ему компетенции и своих полномочий при решении данного вопроса не нарушил.
Из пункта 1 постановления Губернатора Владимирской области от 15 мая 2013 года N542 следует, что утвержденный им Порядок определяет правила ведения областного сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В соответствии с требованиями пункта 2 Сводный список формируется по форме согласно приложению к настоящему Порядку, по дате рождения детей-сирот, указанных в части 1 статьи 8 Закона Владимирской области от 03 декабря 2004 года N226-ОЗ "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", достигших 14 лет.
Пунктом 3 постановления, оспариваемым в настоящем деле заявителем, предусмотрено, что в Сводный список включаются лица, сведения о которых указаны на 01 апреля 2012 года в Сводном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящие на учете в качестве нуждающихся в получении жилого помещения по договорам социального найма, которые на 01 января 2013 года не реализовали свое право на жилое помещение.
Обращаясь с заявлением Панина Т.Е. указывает, что положения вышеназванной правой нормы (пункта 3) противоречат статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ, статье 8 Закона Владимирской области от 03 декабря 2004 года N226-ОЗ, поскольку ограничивают лиц, не состоящих на учете в качестве нуждающихся в получении жилого помещения по договорам социального найма на 01 апреля 2012 года, в реализации права на обеспечение благоустроенным жильем из специализированного жилого фонда.
Данный довод суд находит несостоятельным, так как то обстоятельство, что в пункте 3 названного постановления содержится указание на включение в Сводный список лиц, по состоянию на 01 апреля 2012 года состоящих на учете и не реализовавших свое право на получение жилого помещения по договорам найма по ранее действующему законодательству, не может свидетельствовать о несоответствии указанной правовой нормы акту, имеющему большую юридическую силу.
Из системного анализа положений утвержденного постановлением Губернатора Владимирской области от 15 мая 2013 года N542 Порядка ведения областного сводного списка, приложения к нему - с положениями части 1 статьи 8 Закона Владимирской области от 03 декабря 2012 года, к которой отсылает пункт 2 данного Порядка, следует, что указанные в оспариваемом пункте лица подлежат включению в Сводный список наравне с лицами, указанными в части 1 статьи 8 Закона Владимирской области от 03 декабря 2012 года.
Как пояснил представитель заинтересованного лица пункт 3 лишь предусматривает для лиц, ранее (до 01 апреля 2012 года) признанных нуждающимися в жилом помещении, но не реализовавших на 01 января 2013 года свое право на получение жилого помещения по договору социального найма, возможность автоматического включения в Сводный список без повторного сбора документов, не ограничивая при этом субъектного состава лиц, подлежащих включению в Сводный список в соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ, части 1 статьи 8, статьи 9 Закона Владимирской области от 03 декабря 2004 года N226-ОЗ.
Сам по себе утвержденный постановлением Губернатора Владимирской области от 15 мая 2013 года N542 Порядок ведения Сводного списка не является нормой прямого действия, не устанавливает и не ограничивает каких-либо жилищных прав, а лишь определяет меры организационного и технического характера, направленные на единообразное ведение органами местного самоуправления списка и не вносит каких-либо изменений в категории лиц, подлежащих включению либо не включению в областной Сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе оспариваемый заявителем пункт 3.
Как установлено судом, в настоящее время в Сводный список включено **** человека, не признанных на 01 апреля 2012 года нуждающимися в жилых помещениях. Из них **** - по основаниям невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении; **** - являющихся собственниками жилых помещений либо нанимателями, то есть категорий лиц, к которым относится заявитель. В связи с чем, суд полагает, что оспариваемый пункт 3 постановления Губернатора Владимирской области N 542 от 15 мая 2013 года не ограничивает прав Паниной Т.Е. на включение в Сводный список при наличии для этого законных оснований.
Отказ Администрации Суздальского района Владимирской области включить Панину Т.Е. в Сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Владимирской области, мотивированный в том числе, оспариваемым положением, находится за рамками рассматриваемого дела и не имеет для него правового значения.
Правильность применения Администрацией **** района Владимирской области оспариваемой заявителем правовой нормы подлежит оценке в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации. Данное право реализовано Паниной Т.Е. путем обращения в **** суд Владимирской области с соответствующим заявлением.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление является нормативным актом, принятым Губернатором Владимирской области в пределах предоставленных полномочий, пункт 3 которого не противоречит нормам федерального законодательства либо иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в частности положениям статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ, части 1 статьи 8, статьи 9 Закона Владимирской области от 03 декабря 2004 года N226-ОЗ.
Согласно части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 194, 198, 251, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Владимирский областной суд,
РЕШИЛ:
Заявление Паниной Т.Е. о признании недействующим пункта 3 Порядка ведения областного сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Владимирской области, утвержденного постановлением Губернатора Владимирской области N 542 от 15 мая 2013 года - оставить без удовлетворения.
На решение могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Владимирского областного суда О.А. Кирюшина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.