Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Судаковой Р.Е.
судей Семёнова А.В. и Огудиной Л.В.
с участием прокурора Жуковой Ю.М.
при секретаре Кузьминых Е.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 5 декабря 2013 года дело по апелляционной жалобе Логинова В.И. на решение Суздальского районного суда Владимирской области от 25 ноября 2013 года, которым постановлено:
В удовлетворении заявления Логинова В. И. об отмене постановления территориальной избирательной комиссии Суздальского района, на которую возложены полномочия избирательной комиссии муниципального образования Суздальский район, от 11 ноября 2013 г. N 243 о регистрации Сараева А. П. кандидатом на должность главы муниципального образования Суздальский район - отказать.
Заслушав доклад судьи Судаковой Р.Е., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Решением Совета народных депутатов Суздальского района от 24 апреля 2013 года N 65 назначены досрочные выборы Главы муниципального образования Суздальский район на воскресенье, 22 декабря 2013 года.
Постановлением избирательной комиссии Владимирской области от 7 июля 2005 года N 250 полномочия избирательной комиссии муниципального образования Суздальский район возложены на Территориальную избирательную комиссию Суздальского района.
Постановлением Территориальной избирательной комиссии Суздальского района от 8 ноября 2013 года N 240 Логинов В.И., выдвинутый в порядке самовыдвижения, зарегистрирован кандидатом на должность Главы муниципального образования Суздальский район.
Постановлением Территориальной избирательной комиссии Суздальского района от 11 ноября 2013 года N 243 Сараев А.П., выдвинутый Местным отделением Всероссийской политической партии "Единая Россия" Суздальского района, зарегистрирован кандидатом на должность главы муниципального образования Суздальский район.
Логинов В.И. обратился в суд с заявлением, об отмене постановления территориальной избирательной комиссии о регистрации кандидата на должность главы муниципального образования Суздальский район Сараева А.П.
В обоснование заявленных требований указал, что регистрация Сараева А.П. произведена Территориальной избирательной комиссией Суздальского района (далее - ТИК) в нарушение норм действующего избирательного законодательства.
Так, в соответствии с п.п.4 п.18 ст.30 Избирательного кодекса Владимирской области, в случае выдвижения избирательным объединением кандидата на должность главы муниципального образования кандидат представляет в избирательную комиссию документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.
Уставом политической партии "Единая Россия" в пунктах 14.7.14.1, 13.9.10.14 предусмотрено согласование кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата на выборные должности в органах местного самоуправления, при этом Президиум Регионального политического совета может согласовать кандидатуру для выдвижения на выборные должности в органах местного самоуправления только по поручению Регионального политического совета.
Однако, Сараевым А.П. в избирательную комиссию представлено только решение Президиума Регионального политического совета о согласовании кандидатуры. Какого-либо документа, подтверждающего, что Президиум Регионального политического совета имел право согласовывать кандидатуру для выдвижения на должность главы муниципального образования Суздальский район, в избирательную комиссию представлено не было. При отсутствии такого документа у избирательной комиссии, по мнению заявителя, не было оснований считать, что избирательным объединением в полной мере соблюден предусмотренный Уставом политической партии "Единая Россия" порядок согласования кандидатуры.
Кроме того, специальный избирательный счет для формирования избирательного фонда кандидата Сараева А.П. нельзя считать открытым.
3 ноября 2013г. территориальной избирательной комиссией Суздальского района принято постановление N 235, которым Г.Л.Я. была зарегистрирована "уполномоченным представителем по финансовым вопросам кандидата в депутаты Законодательного собрания Владимирской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 6 Сараева А.П.".
Г.Л.Я. в отделении Сбербанка России был открыт специальный избирательный счет для формирования избирательного фонда кандидата Сараева А.П., реквизиты которого представлены в избирательную комиссию.
Однако учитывая, что Гуляева Л.Я. не обладает полномочиями представителя по финансовым вопросам кандидата на должность главы муниципального образования Суздальский район Сараева А.П., открытый ею специальный избирательный счет, не может быть использован для формирования избирательного фонда кандидата Сараева А.П., что означает не создание им избирательного фонда.
Таким образом, при регистрации Сараева А.П. кандидатом на должность главы муниципального образования Суздальский район, по мнению заявителя, избирательной комиссией допущены нарушения п.п. "б", "в", "ж" п.24 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пп. "б", "в", "ж" п.23.1 ст.33 Избирательного кодекса Владимирской области, что является основанием для отмены постановления территориальной избирательной комиссии о регистрации Сараева А.П. кандидатом на должность главы муниципального образования Суздальский район.
В связи с наличием указанных нарушений избирательного законодательства просил отменить постановление территориальной избирательной комиссии Суздальского района от 11 ноября 2013г. N 240 о регистрации Сараева А.П. кандидатом на должность главы муниципального образования Суздальский район.
Заявитель Логинов В.И. и его представители Пустовалов С.В., Петров И.В. заявленные требования поддержали в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица - территориальной избирательной комиссии Суздальского района - Красилевская М.Ю. с заявленными требованиями не согласилась, просила в их удовлетворении отказать.
Пояснила суду, что Устав политической партии "Единая Россия" предусматривает согласование местным политическим советом кандидатуры для выдвижения на выборную должность в орган местного самоуправления с Региональным политическим советом или Президиумом Регионального политического совета.
Кандидатом Сараевым А.П. в ТИК было представлено решение Президиума Регионального политического совета о согласовании его кандидатуры для выдвижения кандидатом на должность главы муниципального образования Суздальский район. Представление какого-либо иного документа, подтверждающего согласование кандидатуры, ни Избирательным кодексом Владимирской области, ни Уставом партии не предусмотрено. ТИК не обладает полномочиями требовать от кандидата представления иных документов.
В резолютивной части постановления ТИК от 3 ноября 2013г. ошибочно было указано, что Г.Л.Я. зарегистрирована "уполномоченным представителем по финансовым вопросам кандидата в депутаты Законодательного собрания Владимирской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 6 Сараева А.П.".
19 ноября 2013г. техническая ошибка в указанном постановлении была исправлена, путем принятия постановления N 246 о внесении изменений в постановление от 3 ноября 2013г. N 235. При этом кандидатом Сараевым А.П. в установленном законом порядке был открыт специальный избирательный счет и представлены в ТИК его реквизиты, то есть довод заявителя о не создании кандидатом избирательного фонда не состоятелен.
Заинтересованное лицо - кандидат на должность главы муниципального образования Суздальский район Сараев А.П. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица Сараева А.П. - Зорина О.А. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, в обоснование пояснила, что в соответствии с Избирательным кодексом Владимирской области в избирательную комиссию кандидатом представляется документ, подтверждающий согласование кандидатуры в соответствии с уставом партии, выдвинувшей его кандидатуру.
Такой документ - протокол заседания Президиума Регионального политического совета Владимирского регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" от 25 октября 2013г. - Сараевым А.П. в ТИК был представлен, представление иных документов в соответствии с действующим избирательным законодательством не требуется.
Специальный избирательный счет был открыт лично кандидатом Сараевым А.П., договор об открытии специального избирательного счета, заключал с банком сам кандидат Сараев А.П., и избирательный фонд кандидата был создан в установленном порядке.
Представитель Владимирского регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" Щедрин С.С. с заявленными требованиями также не согласился.
Пояснил суду, что выдвижение местным отделением Всероссийской политической партии "Единая Россия" кандидатуры Сараева А.П. на должность главы муниципального образования Суздальский район была произведена в соответствии с Уставом партии по согласованию с Президиумом Регионального политического совета по поручению Регионального политического совета Владимирского регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия". Указанное поручение является внутрипартийным документом. В избирательную комиссию кандидатом представлен документ, подтверждающий согласование кандидата - протокол заседания Президиума Регионального политического совета Владимирского регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" от 25 октября 2013г. Иных документов о согласовании кандидатуры, необходимых для представления в избирательную комиссию, в том числе о правомочности соответствующего органа партии, избирательное законодательство не устанавливает. Постановление ТИК Суздальского района N 235 от 3 ноября 2013г. не повлекло правовых последствий для кандидата Сараева А.П., так как договор об открытии специального избирательного счета заключал с банком сам кандидат Сараев А.П.
Представитель заинтересованного лица - администрации Суздальского района Владимирской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение.В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене судебного акта и принятии нового об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения заявителя Логинова В.И., представителя заинтересованного лица Территориальной избирательной комиссии Суздальского района Красилевской М.Ю., представителя заинтересованного лица Сараева А.П. - Зориной О.А., представителя заинтересованного лица Владимирского регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" Щедрина С.С., заключение прокурора Жуковой Ю.М., полагавшей, что основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания для отмены решения суда первой инстанции предусмотрены статьей 330 ГПК РФ.
Таких оснований при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
При рассмотрении дела судом первой инстанции определены обстоятельства, имеющие значение для дела, всем им дана надлежащая оценка, правильно применены нормы материального права и постановлено законное и обоснованное решение.
В соответствии с п.6 ст.76 Федерального закона от 12 июня 2002г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Аналогичные положения предусмотрены п.6 ст.75 Закона Владимирской области N 10-ОЗ "Избирательный кодекс Владимирской области".
Согласно п.1 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанной в пункте 16 настоящей статьи.
В соответствии с п.16 ст.38 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов, выдвинутых политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением (если выдвижение кандидатов, списков кандидатов региональным или иным структурным подразделением предусмотрено уставом политической партии), осуществляется без сбора подписей избирателей на основании решения о выдвижении кандидата, списка кандидатов, принятого политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением в порядке, установленном федеральным законом.
Подпунктами "б", "в", "ж" п.24 ст.38 Федерального закона N 67-ФЗ, на нарушение которых ссылался заявитель, предусмотрено, что основаниями отказа в регистрации кандидата являются:
б) для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях";
в) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата;
ж) не создание кандидатом избирательного фонда.
Аналогичные положения предусмотрены п.2, 19, п.п. "б", "в", "ж" п.23.1 ст.33 Избирательного кодекса Владимирской области.
В соответствии с п.2 ст.25 Федерального закона от 11 июля 2001г. N 95-ФЗ "О политических партиях" решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.
Согласно пп.4 п.18 ст.30 Избирательного кодекса Владимирской области в случае выдвижения избирательным объединением кандидата на должность главы муниципального образования помимо документов, указанных в пунктах 2, 3 и 3-1 статьи 28 настоящего Кодекса, кандидаты представляют в соответствии с пунктом 5 статьи 28 настоящего Кодекса в избирательную комиссию, организующую выборы, документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.
Судом установлено, что при подаче документов в ТИК для регистрации кандидатом Сараев А.П. 2 ноября 2013г. представил в территориальную избирательную комиссию: протоколы N 14 от 23 октября 2013г. и N 15 от 30 октября 2013г. заседаний местного политического совета местного отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" Суздальского района; протокол заседания Президиума Регионального политического совета Владимирского регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" от 25 октября 2013г., решением которого, согласована кандидатура Сараева А.П., представленная местным политическим советом местного отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" Суздальского района Владимирской области для выдвижения кандидатом на должность главы муниципального образования Суздальский район.
В соответствии с п.13.9.10.14 Устава Всероссийской политической партии "Единая Россия" Президиум Регионального политического совета согласовывает по поручению Регионального политического совета кандидатуры, представленные местными политическим советами для выдвижения Конференциями (Общими собраниями) местных отделений партии либо местными политическими советами, кандидатами в депутаты и на иные выборные должности в органы местного самоуправления.
Согласно п.14.7.14.1 Устава Всероссийской политической партии "Единая Россия", местный политический совет в соответствии с законодательством Российской Федерации выдвигает тайным голосованием по согласованию с Региональным политическим советом либо с Президиумом Регионального политического совета в случае, установленном п.13.9.10.14 Устава, кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления.
В суд первой инстанции представителем политической партии "Единая Россия" представлено решение Регионального политического совета Владимирского регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" от 17 октября 2013г., которым Президиуму Регионального политического совета поручено согласовать кандидатуру, представленную местным политическим советом местного отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" Суздальского района Владимирской области для последующего выдвижения местным политическим советом на должность главы Суздальского района.
Таким образом, судом установлено, что Сараев А.П. при подаче документов для его регистрации кандидатом в установленном порядке представил в ТИК документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии его кандидатуры на должность главы муниципального образования Суздальский район в соответствии с положениями Устава Всероссийской политической партии "Единая Россия".
Довод автора апелляционной жалобы в этой части является несостоятельным.
Постановлением территориальной избирательной комиссии Суздальского района, на которую возложены полномочия избирательной комиссии муниципального образования Суздальский район, от 3 ноября 2013г. N 234 кандидату на должность главы муниципального образования Суздальский район Сараеву А.П. разрешено открыть специальный избирательный счет для формирования избирательного фонда.
Постановлением территориальной избирательной комиссии Суздальского района от 3 ноября 2013г. N 235 "О регистрации уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата на должность главы муниципального образования Суздальский район Сараева А.П.", уполномоченным представителем по финансовым вопросам кандидата в депутаты Законодательного собрания Владимирской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 6 Сараева А.П. зарегистрирована Г.Л.Я.
В судебном заседании установлено, что при изготовлении указанного постановления ТИК была допущена техническая ошибка в его резолютивной части при указании наименования избирательной кампании.
Данная ошибка была исправлена постановлением территориальной избирательной комиссии Суздальского района от 19 ноября 2013г. N 246, которым в текст постановления от 3 ноября 2013г. N 235 были внесены соответствующие изменения.
Вывод суда о том, что указанная ошибка правового значения не имеет, является правильным, поскольку установлено, что специальный избирательный счет был открыт в дополнительном офисе N 8611/0175 Владимирского отделения N 8611 ОАО "Сбербанк России" не Г.Л.Я., а лично кандидатом Сараевым А.П., что подтверждается договором специального избирательного счета кандидата от 5 ноября 2013г. и справкой Владимирского отделения N 8611 ОАО "Сбербанк России".
Таким образом, вывод суда о том, что территориальной избирательной комиссией Суздальского района регистрация Сараева А.П. кандидатом на должность главы администрации муниципального образования Суздальский район осуществлена в соответствии с Федеральным законом N 67-ФЗ и Законом Владимирской области "Избирательный кодекс Владимирской области" N 10-ОЗ, является верным.
При изложенных выше обстоятельствах, оснований для отмены судебного решения не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Суздальского районного суда Владимирской области от 25 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Логинова В.И. - без удовлетворения.
Председательствующий Р.Е. Судакова
Судьи Л.В. Огудина
А.В. Семёнов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.