Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Грымзиной Е.В.,
судей: Сукачева Д.Ю. и Алябьева Д.Н.,
при секретаре Слета К.А.,
с участием прокурора ФИО,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Котовского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения г. Котово Волгоградской области о возложении обязанности,
по апелляционной жалобе администрации муниципального образования городского поселения г.Котово Волгоградской области
на решение Котовского районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
Возложить на администрацию муниципального образования городское поселение г. Котово обязанность по принятию мер о признании права муниципальной собственности на гидротехническое сооружение: пруда " " ... "", расположенное в "адрес".
Заслушав доклад судьи Сукачева Д.Ю., выслушав прокурора ФИО, полагавшую, что решение суда законное и обоснованное, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Котовского района Волгоградской области, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации городского поселения г. Котово Волгоградской области о возложении обязанности оформить право собственности на объект недвижимого имущества.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Котовского района была проведена проверка соблюдения законодательства при эксплуатации гидротехнических сооружений (далее по тексту ГТС). Законом определены требования по эксплуатации ГТС.
Установлено, что на территории Муниципального образования городского поселения г. Котово расположено гидротехническое сооружение: - пруд " " ... "", расположенное "адрес"
Орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о признании права муниципальной собственности на гидротехническое сооружение, следовательно, обязан это делать.
Однако, как установлено проверкой, администрацией городского поселения г. Котово меры по признанию права муниципальной собственности на вышеуказанные гидротехнические сооружения не принимаются.
Рассматриваемые объекты расположены в административных границах городского поселения г. Котово, в связи с этим бездействие администрации в части не принятия мер по признанию права муниципальной собственности ГТС свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положения статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Неисполнение администрацией городского поселения г. Котово предусмотренных законом обязанностей по обеспечению безопасности ГТС, повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации, нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированную статьей 42 Конституции Российской Федерации, и затрагивает интересы неопределенного круга лиц.
Просил возложить на администрацию муниципального образования городское поселение г. Котово обязанность по принятию мер о признании права муниципальной собственности на гидротехнические сооружение: пруда " " ... "", расположенное "адрес".
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация муниципального образования городского поселения г.Котово Волгоградской области оспаривает постановленное судом решение и просит его отменить, считая, что решение суда вынесено с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии с частью 1 статьи 327 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), исходя из доводов апелляционной жалобы, обсудив их, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее по тексту - Закон о безопасности гидротехнических сооружений) к гидротехническим сооружениям относятся плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов в промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов. Собственником гидротехнического сооружения может являться Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением. Под безопасностью гидротехнических сооружений подразумевается свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.
Статьей 9 Закона о безопасности гидротехнических сооружений установлены обязанности собственника гидротехнического сооружения и эксплуатирующей организации, в частности, систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения, своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследовании гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения и др. Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон об общих принципах организации местного самоуправления в РФ) к вопросам местного значения поселения относится участие и предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Положением статьи 49 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в РФ предусмотрено, что экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных бюджетов.
В статье 51 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в РФ закреплено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
По правилам части 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и всё, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В силу части 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее по тексту - Закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним) предусмотрено, что государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии со статьей 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на территории муниципального образования городского поселения г. Котово расположено гидротехническое сооружение - пруд " " ... "", расположенный в "адрес".
Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ гидротехнические сооружения приняты на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимости.
Удовлетворяя заявленные требования с учетом установленных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отсутствие собственника гидротехнического сооружения, расположенного на территории муниципального образования, влечет неисполнение требований действующего законодательства об обязанности сельского поселения по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что регистрация права собственности является правом, а не обязанностью администрации, не могут быть приняты во внимание, поскольку органы местного самоуправления в силу императивности норм права, регулирующих данные правоотношения, не вправе отказываться от бесхозных вещей.
Кроме того, целью постановки на учет имущества как бесхозяйного является признание на него в дальнейшем права муниципальной собственности. Для этого органу местного самоуправления, на территории которого находится данный объект недвижимости, требуется представить регистрирующему органу заявление с приложенным комплектом документов, подтверждающих, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным (п. 3 ст. 225 ГК РФ, п. п. 5, 7 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 N 580).
Также судом апелляционной инстанции отклоняются доводы апелляционной жалобы о неправильном определении судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствии выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, поскольку противоречат представленным суду доказательствам и обстоятельствам дела.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда по данному делу соответствуют установленным обстоятельствам, сделаны на основе представленных сторонами доказательств, при правильном применении норм действующего законодательства, в связи с чем, постановленное судом решение следует признать законным и обоснованным и не подлежащим отмене.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Котовского районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования городского поселения г. Котово Волгоградской области - без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Копия верна
Судья Волгоградского областного суда Д.Ю. Сукачев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.