Судья Волгоградского областного суда Коробицын А.Ю.
при секретаре Барышниковой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Карпенко Дениса Георгиевича на постановление судьи Дзержинского районного суда г.Волгограда от 15 октября 2013 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, в отношении Карпенко Д.Г.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Дзержинского районного суда г.Волгограда от 15 октября 2013 года Карпенко Д.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде конфискации предметов административного правонарушения в доход государства: алкогольной продукции, находящейся на складе задержанных и конфискованных товаров Астраханской таможни ( " ... ") - "алкогольных напитков общим объемом 7,45 литров в количестве 10 бутылок алкогольных напитков, а именно: " ... "
С указанным постановлением Карпенко Д.Г. не согласился, обратившись с жалобой в Волгоградский областной суд, в которой просит его отменить, а производство по делу прекратить.
Проверив в полном объёме материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу о необходимости изменить постановление суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В п.30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 (ред. от 09.02.2012) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ установлена ответственность за недекларирование товаров и (или) транспортных средств, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть (не заявляется часть однородного товара либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре или к таможенному оформлению представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации).
В статье 4 Таможенного кодекса Таможенного союза, принятого Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) определено, что запреты и ограничения - комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза;
В соответствии со ст.355 ТК ТС, таможенное декларирование товаров для личного пользования осуществляется физическими лицами при их следовании через таможенную границу одновременно с представлением товаров таможенному органу.
Таможенному декларированию в письменной форме подлежат: 1) товары для личного пользования, перемещаемые в несопровождаемом багаже или доставляемые перевозчиком в адрес физического лица; 2) товары для личного пользования, перемещаемые любым способом, в отношении которых применяются запреты и ограничения, кроме мер нетарифного и технического регулирования; 3) товары для личного пользования, перемещаемые любым способом, в том числе временно ввозимые, стоимость и (или) количество которых превышает нормы перемещения таких товаров с освобождением от уплаты таможенных платежей, установленные международным договором государств - членов таможенного союза; 4) транспортные средства для личного пользования, перемещаемые любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории государств - членов таможенного союза, временно вывозимых с таможенной территории таможенного союза и обратно ввозимых на такую территорию; 5) валюта государств - членов таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки в случаях, установленных законодательством и (или) международным договором государств - членов таможенного союза; 6) культурные ценности; 7) товары для личного пользования, ввозимые в сопровождаемом багаже, если перемещающее их физическое лицо имеет несопровождаемый багаж; 8) иные товары, определенные таможенным законодательством таможенного союза.
В соответствии с п. 1 ст. 152 Таможенного кодекса Таможенного союза перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено Таможенным кодексом, международными договорами государств - участников таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - участников таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - участников таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Согласно пункту 1 приложения 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" на таможенную территорию таможенного союза к ввозу разрешено не более 3 литров алкогольных напитков на одно лицо, достигшее 18-летнего возраста, без письменного декларирования и без уплаты таможенных платежей.
Из материалов дела следует, что 15.08.2013 г. в 15 ч. 40 мин. с применением рентгеноаппаратуры при осуществлении таможенного контроля пассажиров, прибывших рейсом " ... ", проводимого в постоянной зоне таможенного контроля зала прилета " ... "" на таможенном посту Аэропорт Волгоград Астраханской таможни было выявлено, что Карпенко Д.Г. ввез на таможенную территорию таможенного союза в Россию в сопровождаемом багаже товары - 10 бутылок алкогольных напитков общей емкостью 7,45 литров, а именно: бутылки с вином 9 шт. по 0,75 л. каждая и бутылка виски 1 шт. объемом 0,7 л.
Фактические обстоятельства дела подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами, которым была дана оценка в совокупности с другими материалами дела на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Кроме того, факт совершения указанного правонарушения самим Карпенко Д.Г. не отрицается.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях Карпенко Д.Г. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о виновности Карпенко Д.Г. в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.16.2 КоАП РФ.
Что касается доводов жалобы Карпенко Д.Г. о повторном привлечении его к административной ответственности за одно и то же правонарушение, то суд приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что 29.08.2013 г. постановлением временно исполняющего обязанности начальника таможенного поста Аэропорт Волгоград Астраханской таможни Карпенко Д.Г. также привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.16.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 1500 руб. Решением Дзержинского районного суда г.Волгограда от 15.10.2013 г. указанное постановление оставлено без изменения.
Частью 1 ст.16.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования, на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 16.1, частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса.
Объективную сторону данного правонарушения составляет несоблюдение установленных в соответствии с международными договорами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию и (или) вывоз товаров с таможенной территории.
Согласно пункту 3.4 приложения 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" при перемещении через таможенную границу любым способом в перечень товаров для личного пользования, запрещенных к ввозу на таможенную территорию таможенного союза и (или) вывозу с этой территории входит этиловый спирт и алкогольная продукция общим объемом более 5 литров на одно лицо, достигшее 18-летнего возраста.
Таким образом, указанным соглашением установлен запрет на ввоз алкогольной продукции объемом более 3 литров, независимо от его декларирования и уплаты таможенных платежей.
Основанием для привлечения Карпенко Д.Г. к административной ответственности по ч.1 ст.16.3 КоАП РФ послужило несоблюдение им запрета, установленного Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 (ред. от 19.10.2011) "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском".
При таких обстоятельствах, доводы жалобы о том, что Карпенко Д.Г. фактически дважды привлечен к административной ответственности за одно и то же правонарушение являются несостоятельными, поскольку по ч.1 ст.16.2 КоАП РФ он был привлечен за неисполнение обязанности по декларированию алкогольной продукции, ограниченной к ввозу по количеству, а по ч.1 ст.16.3 КоАП РФ - за несоблюдение установленного запрета на ввоз.
Вместе с тем санкция ч.1 ст.16.2 КоАП РФ предусматривает возможность наложения административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Как следует из разъяснений Постановления Конституционного Суда РФ от 13.07.2010 N 15-П "По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 188 Уголовного кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 4.5, части 1 статьи 16.2 и части 2 статьи 27.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами граждан В.В. Баталова, Л.Н. Валуевой, З.Я. Ганиевой, О.А. Красной и И.В. Эпова", Конкретизируя предписания статей 71 (пункты "ж", "о") и 72 (пункт "к" части 1) Конституции Российской Федерации при осуществлении таможенного регулирования, федеральный законодатель устанавливает в том числе порядок декларирования товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, и исчисления таможенных платежей, а также основания и меры административной и уголовной ответственности за нарушение таможенного законодательства.
В соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации в порядке, установленном данным Кодексом, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом, иными федеральными законами и международными договорами Российской Федерации (статья 12). Применительно к перемещению товаров физическими лицами его главой 23 установлен соответствующий таможенный режим, содержащий таможенные процедуры, которые - в зависимости от целей перемещения товаров через таможенную границу и их использования на таможенной территории Российской Федерации - определяют в том числе порядок применения в отношении таких товаров таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений.
Так, ввозимые на территорию Российской Федерации физическими лицами товары, стоимость и (или) количество которых превышают ограничения, устанавливаемые для перемещения через таможенную границу Российской Федерации с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, подлежат декларированию в письменной форме (подпункт 3 пункта 2 статьи 286 Таможенного кодекса Российской Федерации); полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов предоставляется, если стоимость ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров для личного пользования не превышает 65 тысяч рублей; в отношении товаров, стоимость которых превышает эту сумму и составляет не более 650 тысяч рублей, в части такого превышения применяются единые ставки таможенных пошлин, налогов (статья 282 Таможенного кодекса Российской Федерации). В отношении постоянно проживающих в Российской Федерации физических лиц, непрерывно пребывавших в иностранных государствах свыше шести месяцев, пунктом 3.1 Правил перемещения в упрощенном, льготном порядке товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации (утверждены Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 24 ноября 1999 года N 815) предусмотрено, что общая стоимость ввозимых ими товаров с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов не может превышать в эквивалентном выражении 5000 долларов США.
Установив, таким образом, для товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации для личного пользования, таможенный режим, определяющий более благоприятный по сравнению с другими порядок их перемещения, контроля, оформления и обложения таможенными пошлинами, налогами, федеральный законодатель тем самым предоставил физическим лицам право ввозить без письменного декларирования и уплаты данных таможенных платежей товары, стоимость которых не превышает указанные величины. Соответственно, публично-правовые отношения, возникающие по поводу перемещения физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации товаров для личного пользования, непосредственно связаны с соблюдением ими установленного законодательством упрощенного, льготного порядка декларирования товаров данной категории, который не применяется в отношении товаров, ввозимых в других таможенных режимах, не предусматривающих освобождение от письменного декларирования и уплаты таможенных пошлин и налогов.
В качестве основы для начисления таможенных платежей Таможенный кодекс Российской Федерации использует таможенную стоимость товара, которая заявляется при декларировании перемещающим его физическим лицом (пункт 1 статьи 288) и которой, согласно Закону Российской Федерации от 21 мая 1993 года N 5003-1 "О таможенном тарифе", признается, по общему правилу, стоимость сделки, т.е. цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию (пункт 1 статьи 19).
Заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров, которую он определяет согласно установленным законодательством Российской Федерации методам, и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации; для подтверждения заявленной при декларировании стоимости товаров декларант может предъявлять чеки, счета и иные документы, подтверждающие их приобретение и стоимость (пункт 1 статьи 288, пункты 1 и 2 статьи 323 Таможенного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, требование о декларировании физическими лицами ввозимых ими на таможенную территорию Российской Федерации товаров, в том числе для личного использования, обусловлено прежде всего необходимостью обеспечить выполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, которые исчисляются исходя из заявленной таможенной стоимости этих товаров, отражающей затраты декларанта на их приобретение. Соответственно, в системе действующего правового регулирования порядка декларирования товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, и ответственности за его нарушение критерием оценки вреда, причиняемого недекларированием или недостоверным декларированием, - с тем чтобы установить, имело ли место преступление или административное правонарушение, - выступает именно таможенная стоимость ввозимых товаров, рассчитываемая исходя из цены, фактически уплаченной или подлежавшей уплате при их приобретении декларантом за пределами Российской Федерации.
Между тем, несмотря на разъяснения высшей судебной инстанции, судьей районного суда правонарушителю Карпенко Д.Г. было назначено наказание в виде конфискации предметов административного правонарушения в доход государства - алкогольной продукции общим объемом 7,45 л. в количестве 10 бутылок, то есть всей алкогольной продукции, обнаруженной и изъятой у Карпенко Д.Г. при таможенном досмотре и без указания какой либо стоимости данной продукции.
При этом сведения об общей стоимости алкогольной продукции в размере 1456 руб.02 коп. были указаны в протоколе об административном правонарушении и определении административного органа о передаче дела судье для рассмотрения.
С учетом того, что в соответствии с вышеуказанным Постановлением Конституционного Суда РФ от 13.07.2010 N 15-П были признаны положения части первой статьи 188 УК Российской Федерации, части 1 статьи 16.2 и части 2 статьи 27.11 КоАП Российской Федерации в их взаимосвязи не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 1), 19 (часть 1), 35 (части 1, 2 и 3), 54 (часть 2) и 55 (часть 3), в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования позволяют при оценке стоимости товара, перемещаемого физическим лицом через таможенную границу Российской Федерации и предназначенного для личного пользования, в целях определения наличия состава преступления (контрабанда) или административного правонарушения (недекларирование товаров), а также исчисления размера административного штрафа использовать его рыночную стоимость на территории Российской Федерации и в стоимость товара для указанных целей включать стоимость всего перемещаемого товара, в том числе и ту ее часть, которая разрешена к ввозу без письменного декларирования и уплаты таможенных пошлин, налогов, с назначенным районным судом видом наказания согласиться нельзя, поскольку как постановил Конституционный суд РФ впредь до внесения федеральным законодателем - исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций, выраженных в настоящем Постановлении, - необходимых изменений в действующее правовое регулирование при оценке стоимости товара, перемещаемого физическим лицом через таможенную границу Российской Федерации и предназначенного для личного пользования, в целях определения в соответствии с положениями части первой статьи 188 УК Российской Федерации, части 1 статьи 16.2 и части 2 статьи 27.11 КоАП Российской Федерации наличия состава преступления или административного правонарушения, а также для исчисления размера административного штрафа должна использоваться таможенная стоимость данного товара, а не его рыночная стоимость на территории Российской Федерации, при этом в стоимость товара для указанных целей не должна включаться та часть стоимости перемещаемого товара, которая разрешена к ввозу без письменного декларирования и уплаты таможенных пошлин, налогов.
По смыслу разъяснений Конституционного Суда РФ таможенное законодательство непосредственно взаимосвязывает количество товаров перемещаемых физическим лицом через границу с их стоимостью.
При рассмотрении дела судьей районного суда не учтено, что при ввозе товаров для личного пользования на таможенную территорию Таможенного союза, в отношении которых установлены запреты и ограничения, предметом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, является только та часть перемещаемого товара и её стоимость, которая по количественным характеристикам и стоимости превышает его часть, разрешенную к ввозу в Российскую Федерацию без письменного декларирования и уплаты таможенных платежей.
В данном случае алкогольная продукция в количестве 3-х литров, разрешенная Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 к ввозу без декларирования и уплаты таможенных платежей подлежит исключению из перечня товаров, подлежащих конфискации по постановлению судьи Дзержинского районного суда г.Волгограда от 15 октября 2013 года, как подлежит уменьшению и стоимость конфискуемого товара.
При таких обстоятельствах решение судьи районного суда подлежит в этой части изменению.
На основании выше изложенного и руководствуясь ст. 30.2 - 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление судьи Дзержинского районного суда г.Волгограда от 15 октября 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ в отношении Карпенко Дениса Георгиевича - изменить, исключив из указанных в постановлении конфискованных у Карпенко Д.Г. товаров алкогольную продукцию общим объемом 3 литра в количестве четырех бутылок, общей стоимостью 534 руб. 34 коп., а именно: " ... ".
Конфискованную у Карпенко Д.Г. алкогольную продукцию общим объемом 3 литра, в количестве четырех бутылок, общей стоимостью 534 руб. 34 коп., а именно: " ... " находящуюся на складе задержанных и конфискованных товаров Астраханской таможни возвратить Карпенко Денису Георгиевичу.
Изложить резолютивную часть постановления судьи Дзержинского районного суда г.Волгограда от 15 октября 2013 года в следующей редакции: " ... " признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде конфискации предметов административного правонарушения в доход государства: алкогольной продукции, находящейся на складе задержанных и конфискованных товаров Астраханской таможни ( " ... ") - "алкогольных напитков общим объемом 4,45 литров в количестве 6 бутылок алкогольных напитков, общей стоимостью 921 руб.68 коп., а именно: " ... ".
В остальной части постановление судьи Дзержинского районного суда г.Волгограда от 15 октября 2013 года оставить без изменения, а жалобу Карпенко Дениса Георгиевича без удовлетворения.
Судья Волгоградского
областного суда подпись А.Ю.Коробицын
Верно:
Судья Волгоградского
областного суда А.Ю.Коробицын
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.