судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Грымзиной Е.В.
судей Алябьева Д.Н., Сергеева С.С.
при секретаре Ворониной В.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Октябрьского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к Министерству здравоохранения Волгоградской области и государственному бюджетному учреждению здравоохранения " " ... "" (далее по тексту - ГБУЗ " " ... "") о понуждении к созданию оперативного отдела (диспетчерской) отделения скорой медицинской помощи и организации деятельности приемного покоя
по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Волгоградской области на решение Октябрьского районного суда Волгоградской области от 12 сентября 2013 года, которым исковые требования прокурора Октябрьского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к Министерству здравоохранения Волгоградской области и ГБУЗ " " ... "" о понуждении к созданию оперативного отдела (диспетчерской) отделения скорой медицинской помощи и организации деятельности приемного покоя удовлетворены частично.
На Министерство здравоохранения Волгоградской области и ГБУЗ " " ... "" возложена обязанность по обеспечению отделения скорой медицинской помощи ГБУЗ " " ... "" оперативным отделом (диспетчерской), компьютеризации рабочих мест, оснащению средствами для записи разговоров и автоматическими определителями номеров телефонов.
В возложении обязанности на Министерство здравоохранения Волгоградской области и ГБУЗ " " ... "" организовать круглосуточное дежурство отделения приемного покоя ГБУЗ " " ... "" - отказано.
Заслушав доклад судьи Алябьева Д.Н., выслушав объяснения представителя Министерства здравоохранения Волгоградской области З., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора Романенко Ф.С., полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Октябрьского района Волгоградской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Министерству здравоохранения Волгоградской области и ГБУЗ " " ... "" о понуждении к созданию оперативного отдела (диспетчерской) отделения скорой медицинской помощи и организации деятельности приемного покоя.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Октябрьского района Волгоградской области проведена проверка по исполнению требований Федерального закона от 21 ноября 2011 N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в деятельности ГБУЗ " " ... "".
В ходе проведенной проверки установлено, что требования действующего законодательства при оказании гражданам Октябрьского района Волгоградской области скорой медицинской помощи выполняются ненадлежащим образом.
В отделении скорой медицинской помощи ГБУЗ " " ... "" осуществляется прием и обслуживание вызовов фельдшером бригады скорой медицинской помощи, непосредственно осуществляющим выезды. Прием осуществляется только на сотовый телефон.
Все рабочие места в оперативном отделе (диспетчерской) должны быть компьютеризированы, оснащены средствами для записи разговоров автоматическими определителями номеров телефонов.
После поступления вызова бригада скорой медицинской помощи должна немедленно провести мероприятия, направленные на стабилизацию или улучшение состояния пациента, на месте определить наличие медицинских показаний для транспортировки пациента в лечебно-профилактическое учреждение, в случае необходимости транспортировки в лечебное учреждение безотлагательно передать больного (пострадавшего) дежурному персоналу приемного отделения лечебно-профилактического учреждения.
Однако приемное отделение ГБУЗ " " ... "", которое должно осуществлять прием пострадавших (больных), доставляемых выездной бригадой скорой медицинской помощи, работает только в будние дни в период времени с 8 часов до 17 часов.
Таким образом, в вечернее, ночное время суток, а также в праздничные и выходные дни, отделение приемного покоя ГБУЗ " " ... "" не функционирует, что ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, доставляемых в лечебно-профилактическое учреждение бригадой скорой медицинской помощи, нарушает их права на получение своевременной и квалифицированной помощи.
Просил обязать Министерство здравоохранения "адрес" и ГБУЗ " " ... "" обеспечить отделение скорой медицинской помощи ГБУЗ " " ... "" оперативным отделом (диспетчерской), рабочие места компьютеризировать, оснастить средствами для записи разговоров и автоматическими определителями номеров телефонов, а также обязать ответчиков организовать круглосуточное дежурство отделения приемного покоя ГБУЗ " " ... "".
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Волгоградской области оспаривает постановленное судом решение, просит его отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований прокурора Октябрьского района Волгоградской области к Министерству здравоохранения Волгоградской области отказать.
В качестве основания к отмене решения ссылается на то обстоятельство, что является ненадлежащим ответчиком по делу.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Октябрьского района Волгоградской области выражает свое несогласие с доводами жалобы, просит решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия находит их обоснованными, а решение суда подлежащим отмене в обжалуемой части.
Удовлетворяя исковые требования прокурора к Министерству здравоохранения Волгоградской области, суд первой инстанции сослался на Положение о Министерстве здравоохранения Волгоградской области, утвержденное Постановлением Губернатора Волгоградской области N267 от 05 мая 2012 года, пунктом 1.1. которого предусмотрено, что Министерство здравоохранения Волгоградской области (далее - Министерство) является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере охраны здоровья граждан на территории Волгоградской области. В силу подпунктов 2.1.7., 2.1.32., 2.1.34. Положения Министерство организует оказание населению Волгоградской области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях Волгоградской области. Осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении подведомственных Министерству государственных учреждений и государственных унитарных предприятий в порядке, установленном действующим законодательством. Осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, субсидий и субвенций федерального бюджета, выделяемых на решение вопросов, отнесенных к ведению Министерства.
Согласно пунктов 1.3 и 1.4 Устава ГБУЗ " " ... "", утвержденного приказом Министерства здравоохранения Волгоградской области N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ, ГБУЗ " " ... "" является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации, предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий в сфере здравоохранения Волгоградской области в лице Министерства здравоохранения Волгоградской области. Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет Министерство здравоохранения Волгоградской области (в дальнейшем именуемое "Учредитель"). Пунктом 3.2 Устава определена компетенция Учредителя, к которой относится финансово-хозяйственное обеспечение ГБУЗ " " ... "".
С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, полагает, что он основан на неверном толковании норм материального права.
С 01 января 2013 года в соответствии с частью 5 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N326-Ф3 "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" оказание скорой медицинской помощи (за исключением скорой специализированной медицинской помощи) гражданам оплачивается за счет средств обязательного медицинского страхования. В целях реализации Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1074 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и па плановый период 2014 и 2015 годов", на основании Постановления Администрации Волгоградской области от 26 сентября 2011 года N 535-п "Порядок поэтапного перевода государственных учреждений здравоохранения Волгоградской области, работающих в системе обязательного медицинского страхования, на преимущественно одноканальное финансирование медицинской помощи через систему обязательного медицинского страхования" (в ред. постановлений Правительства Волгоградской области от 22 мая 2012 года N96-п, от 31 октября 2012 года N455-п) (далее по тексту - Постановление) государственные бюджетные учреждения Волгоградской области, в т.ч. ГБУЗ " " ... ", переведены на преимущественно одноканальное финансирование через систему обязательного медицинского страхования, путем введения расширенных тарифов на медицинские услуги, осуществляется через систему обязательного медицинского страхования на основе консолидации финансовых ресурсов в бюджете Территориального фонда обязательного медицинскою страхования Волгоградской области и оплаты медицинской помощи по способам, установленным в системе обязательного медицинского страхования.
В соответствии с пунктом 4 Постановления расширенный тариф на медицинские услуги в системе обязательного медицинского образования включает в себя затраты учреждений здравоохранения в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации: по подстатье 211 "Заработная плата"; по подстатье 212 "Прочие выплаты"; по подстатье 213 "Начисления на выплаты по оплате труда"; по подстатье 221 "Услуги связи"; по подстатье 222 "Транспортные услуги"; по подстатье 223 "Коммунальные услуги"; по подстатье 224 "Арендная плата за пользование имуществом"; по подстатье 225 "Работы, услуги по содержанию имущества"; по подстатье 226 "Прочие работы, услуги"; по подстатье 262 "Пособия по социальной помощи населению"; по статье 290 "Прочие расходы"; по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств"; по статье 340 "Увеличение стоимости материальных запасов".
С ДД.ММ.ГГГГ в состав тарифа включаются также расходы на содержание учреждения здравоохранения.
Согласно пункту 5 Постановления в расширенный тариф на медицинские услуги не включаются расходы на приобретение оборудования и других основных средств стоимостью свыше " ... " рублей за единицу, а также расходы на новое строительство, реконструкцию и капитальный ремонт.
Финансирование затрат, связанных с оснащением учреждений здравоохранения оборудованием стоимостью свыше " ... " тыс. рублей и проведением капитального ремонта, осуществляется в рамках областных целевых программ и обеспечивается за счет средств областного бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных по разделу 09 "Здравоохранение".
В силу пункта 7 Постановления планирование и учет поступлений и расходов, направляемых на финансирование медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования по расширенному тарифу, ведется получателями средств в бухгалтерском учете обособленно по источникам их финансового обеспечения и видам медицинской помощи.
Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ учреждение не получает денежных средств от учредителя на свое содержание, за исключением расходов на новое строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и приобретение оборудования и основных средств, стоимостью свыше " ... " рублей за единицу.
Учитывая, что исполнение обязанности по обеспечению отделения скорой медицинской помощи ГБУЗ " " ... "" оперативным отделом (диспетчерской), компьютеризации рабочих мест, оснащению средствами для записи разговоров и автоматическими определителями номеров телефонов не связано с вышеуказанными расходами, она должна быть возложена на ГБУЗ " " ... "", а не на ее учредителя.
Кроме того, как следует из пункта 1.8. Устава ГБУЗ " " ... "" учреждение от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права и несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде.
Следовательно, решение суда в части возложения обязанности по обеспечению отделения скорой медицинской помощи ГБУЗ " " ... "" оперативным отделом (диспетчерской), компьютеризации рабочих мест, оснащению средствами для записи разговоров и автоматическими определителями номеров телефонов на Министерство здравоохранения Волгоградской области является незаконным и в силу пункта 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора к Министерству здравоохранения Волгоградской области.
Решение суда в остальной части сторонами по делу не обжалуется, поэтому его законность и обоснованность в силу положений части 2 статьи 327.1 ГПК РФ не является предметом проверки судебной коллегии. Объективных причин для проверки в интересах законности решения суда в полном объеме суд апелляционной инстанции не усматривает. В данном случае апелляционная инстанция связана доводами апелляционной жалобы и иное противоречило бы диспозитивному началу гражданского судопроизводства.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда Волгоградской области от 12 сентября 2013 года в части возложения на Министерство здравоохранения Волгоградской области обязанности по обеспечению отделения скорой медицинской помощи ГБУЗ " " ... "" оперативным отделом (диспетчерской), компьютеризации рабочих мест, оснащению средствами для записи разговоров и автоматическими определителями номеров телефонов отменить.
Принять в данной части новое решение, которым в удовлетворении иска прокурора Октябрьского района Волгоградской области к Министерству здравоохранения Волгоградской области о возложении обязанности по обеспечению отделения скорой медицинской помощи ГБУЗ " " ... "" оперативным отделом (диспетчерской), компьютеризации рабочих мест, оснащению средствами для записи разговоров и автоматическими определителями номеров телефонов отказать.
В остальной части решение Октябрьского районного суда Волгоградской области от 12 сентября 2013 года оставить без изменения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Копия верна:
Судья Волгоградского областного суда Д.Н. Алябьев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.