судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Грымзиной Е.В.
судей Алябьева Д.Н., Горковенко В.А.
при секретаре Ворониной В.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Октябрьского района Волгоградской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации " ... " сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности совершить определённые действия по созданию официального сайта в сети "Интернет"
по апелляционной жалобе администрации " ... " сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области на решение Октябрьского районного суда Волгоградской области от 13 сентября 2013 года, которым удовлетворены исковые требования прокурора Октябрьского района Волгоградской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации " ... " сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности совершить определённые действия по созданию официального сайта в сети "Интернет".
На администрацию " ... " сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области возложена обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу создать официальный сайт в сети "Интернет" и разместить на официальном сайте информацию о деятельности органа местного самоуправления в соответствии с перечнем, утвержденным Федеральным законом от 09 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".
Заслушав доклад судьи Алябьева Д.Н., объяснения прокурора Бецковой И.Б., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Октябрьского района Волгоградской области обратился в суд с иском в защиту законных интересов неопределённого круга лиц к администрации " ... " сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области о понуждении к созданию официального сайта в сети "Интернет".
В обоснование заявленных требований указал, что проведенной прокуратурой Октябрьского района Волгоградской области проверкой установлено, что в нарушение требований действующего законодательства, закрепляющего право граждан и организаций на получение от органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей граждан и организаций, а также информации о своей деятельности, администрация " ... " сельского поселения, имея доступ к сети "Интернет" и возможность для размещения в сети информации, не обеспечила доступ пользователей к информации о деятельности органа местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет".
Просил суд обязать администрацию " ... " сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу создать официальный сайт в сети "Интернет" и разместить на официальном сайте информацию о деятельности органа местного самоуправления в соответствии с утвержденным Федеральным законом от 09 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" перечнем.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация " ... " сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность судебного постановления в части понуждения администрации " ... " сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области к созданию официального сайта в сети "Интернет", просит его в данной части отменить и принять новое решение.
В обоснование жалобы указано на то, что законом предусмотрен открытый перечень способов доступа к информации, а не только через "Интернет", у ответчика нет материальной и кадровой возможности для создания сайта в сети "Интернет", в связи с чем закон позволяет размещать информацию об органе местного самоуправления на сайте субъекта Российской Федерации, суд не вправе определять цели, на которые должны расходоваться средства местного бюджета, в решении суда неверно указано наименование ответчика.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Октябрьского района Волгоградской области выражает свое несогласие с доводами жалобы, просит решение суда оставить без изменения.
Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусмотрено, что граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" одним из способов обеспечения органом местного самоуправления доступа к информации о своей деятельности является размещение указанной информации в сети "Интернет".
Согласно части 1 статьи 10 указанного Федерального закона государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть "Интернет", в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети "Интернет", указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.
Статьей 13 названного Федерального закона предусмотрен перечень информации о деятельности органов местного самоуправления, который в зависимости от сферы их деятельности подлежит размещению в сети "Интернет".
Перечень информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой в сети "Интернет", утверждается в порядке, определяемом органами местного самоуправления (часть 7 статьи 14 Закона).
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено, что официальный сайт администрации " ... " сельского поселения Октябрьского муниципального района "адрес" в сети "Интернет" не создан. Данный факт представителем ответчиков не оспаривался.
Согласно служебным запискам начальника Октябрьского ЛТЦ Южного ЦТЭТ Волгоградского филиала МРФ " ... " ОАО " " ... "" администрация " ... " сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области имеет техническую возможность проведения и подключения к сети Интернет посредством широкополосного доступа сети передачи данных (технология аDSL).
Исходя из системного толкования приведенных положений Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" в их взаимосвязи с положениями части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что только в случае отсутствия технической возможности именно по созданию официального сайта органы местного самоуправления вправе размещать информацию о своей деятельности на сайте соответствующего субъекта Российской Федерации, либо на официальном сайте муниципального района. Иные причины, в том числе отсутствие финансового, кадрового обеспечения, или иной возможностей, не освобождают орган местного самоуправления от обязанности по созданию официального сайта в сети "Интернет" и обеспечению доступа граждан к информации о деятельности муниципального образования.
Поскольку имеющимися в деле доказательствами подтверждено, что техническая возможность создания официальных сайтов в сети "Интернет" у администрации " ... " сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области имеется, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что сведения о деятельности администрации указанного сельского поселения размещены на интернет-портале Губернатора и Правительства Волгоградской области не принимаются судебной коллегией во внимание, поскольку не свидетельствуют об исполнении ответчиком возложенной законом обязанности.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии финансовой возможности, кадрового обеспечения для создания официального сайта и размещения на нем информации, не могут быть приняты во внимание, поскольку создание официального сайта и размещение на нем информации не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств, наличия в штате должности системного администратора или работника, обладающего специальными знаниями в сфере обработки и защиты информации. Кроме того, отсутствие финансовой возможности, кадрового обеспечения не освобождают орган местного самоуправления от обязанности по созданию официального сайта в сети "Интернет" и обеспечению доступа граждан к информации о деятельности муниципального образования.
Доводы апеллянта со ссылками на статьи 130, 133 Конституции Российской Федерации о том, что суд не может определять цели, на которые должны использоваться средства местного бюджета, вмешательство в компетенцию органов местного самоуправления является незаконным, что в силу статьи 6 Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" размещение информации в сети "Интернет" является лишь одним из способов доступа к информации, судебная коллегия не принимает, поскольку положения 130, 133 Конституции Российской Федерации не регулируют порядок предоставления информации, а положения статьи 6 Федерального закона регламентируют способы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. В то же время специальной нормой Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (статья 10) предписывается обязанность органа местного самоуправления создать официальный сайт с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация, иной подход привел бы к ограничению доступа граждан к любой информации в любых формах и из любых источников, что возможно только в силу прямого указания закона.
Ссылка в жалобе о том, что согласно выписке из ЕГРЮЛ правильным является наименование ответчика "Администрация " ... " сельского поселения", а по тексту решения суда идет наименование "Администрация " ... " сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области" не влечет за собой отмену решения суда, так как не свидетельствует о неправильном наименовании ответчика.
Иных правовых доводов, свидетельствующих о незаконности либо необоснованности принятого решения, апелляционная жалоба не содержит.
При таких данных судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой не опровергают правильность сделанных судом и подтвержденных материалами дела выводов, проверены в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не влияют на законность решения суда.
Разрешая исковые требования и принимая обжалуемое судебное постановление, нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 ГПК РФ безусловным поводом для его отмены, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда Волгоградской области от 13 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Ильменского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области - без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Копия верна:
Судья Волгоградского областного суда Д.Н. Алябьев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.