судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Грымзиной Е.В.,
судей Сергеева С.С., Бондаревой Н.И.
при секретаре С,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казённому учреждению "Северо - Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Администрации Калачевского муниципального района Волгоградской области о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,
по апелляционным жалобам Министерства обороны Российской Федерации в лице Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
на решение Калачевского районного суда Волгоградской области от 19 июня 2013 года, которым постановлено:
иск К к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению " Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворить.
Признать за К право пользования жилым помещением по адресу: "адрес" на условиях договора социального найма жилого помещения.
Признать за К право собственности на жилое помещение по адресу: "адрес" порядке приватизации.
Вступившее в законную силу решение Калачёвского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ является основанием для внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правообладателе К в отношении жилого помещения по адресу: "адрес"
В иске К к Администрации Калачёвского муниципального района Волгоградской области о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации - отказать.
Заслушав доклад судьи Сергеева С.С., судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
К обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Северо - Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации.
В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ на основании решения жилищной комиссии войсковой части " ... " от ДД.ММ.ГГГГ ему как военнослужащему на семью из четырех человек была предоставлена трехкомнатная квартира, расположенная по адресу: "адрес". С ДД.ММ.ГГГГ он был уволен с военной службы в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, его выслуга лет в календарном исчислении составила " ... ". В настоящее время в спорной квартире зарегистрированы и проживают он, его супруга К дочь К и сын К которые отказались от участия в приватизации жилья. Препятствий для приватизации им жилья не имеется, так как занимаемая их семьей квартира не служебная, право на приватизацию жилья ранее он не использовал.
Просил суд признать за ним право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес" на условиях договора социального найма жилого помещения; признать за ним право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" порядке приватизации.
Определением Калачевского районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика по настоящему делу привлечена Администрация Калачевского муниципального района Волгоградской области.
Калачевским районным судом Волгоградской области постановлено указанное выше решение.
В апелляционных жалобах Министерство обороны Российской Федерации в лице ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации оспаривают постановленное судом решение, просят его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов апелляционной жалобы, обсудив их, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда.
По правилам статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения, причем в качестве таковых используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных законом. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определённому виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным и муниципальным жилищным фондом.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации уполномочено принимать решения о включении жилых помещений в специализированный жилой фонд и об исключении их из указанного фонда.
Из разъяснений, приведенных в пункте 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", нарушение требований Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) и Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду с учётом положений пункта 2 части 3 статьи 11 и части 2 статьи 99 ЖК РФ может служить основанием для признания недействительным договора найма специализированного жилого помещений.
Статьей 2 Федерального закона "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " (далее по тексту - Закон о приватизации жилищного фонда в РФ) предусмотрено, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных Законом о приватизации жилищного фонда в РФ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно статье 6 Закона о приватизации жилищного фонда в РФ передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основания решения жилищной комиссии войсковой части " ... " от ДД.ММ.ГГГГ К как военнослужащему на семью, состоящую из четырех человек, была предоставлена трехкомнатная квартира, расположенная по адресу: "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ К уволен с военной службы в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, его выслуга лет в календарном исчислении составила " ... ".
Распоряжением Правительства Российской Федерации N 1470-Р от ДД.ММ.ГГГГ военный городок "адрес" исключен из перечня закрытых военных городков Министерства обороны Российской Федерации имеющих жилищный фонд.
ДД.ММ.ГГГГ К обратился в ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное Управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ с заявлением о передаче ему в собственность занимаемого жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" порядке приватизации.
Из справки Администрации Калачевского муниципального района Волгоградской области следует, что в спорном жилом помещении зарегистрированы и проживают К - наниматель жилого помещения, его жена К., дочь К. и сын К которые отказались от участия в приватизации занимаемого жилого помещения.
По данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по "адрес" сведения о зарегистрированных правах, ограничениях (обременениях) на "адрес" в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.
Из справки " ... " следует, что недвижимое имущество за К не зарегистрировано и в приватизации жилищного фонда в "адрес" не участвовал.
Указанные обстоятельства также подтверждаются доказательствами, исследованными судом первой инстанции.
Удовлетворяя исковые требования К в части заявленных требований к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Северо - Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации, суд первой инстанции правильно указал, что предоставление спорной квартиры К., как военнослужащему, само по себе не свидетельствует о том, что она является служебной, поскольку статус служебной спорная квартира получила только ДД.ММ.ГГГГ, тогда как ордер на предоставление спорного жилого помещения был выдан ДД.ММ.ГГГГ.
В этой связи является правильным вывод суда о том, что истец пользуется жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес" на условиях договора социального найма и имеет право на приватизацию данного жилого помещения.
В апелляционных жалобах содержатся выдержки из законодательства, характеризующего понятие служебного фонда, порядок его формирования и предоставления, однако, доказательств того, что спорное жилое помещение отнесено к служебному фонду, ответчиком не представлено.
При этом, доводов, которые опровергали бы выводы суда и могли явиться основанием к отмене оспариваемого судебного постановления, апелляционные жалобы не содержат.
Так, доводы апелляционной жалобы Министерства обороны Российской Федерации о том, что спорное жилое помещение является служебным и не подлежит приватизации, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку указание в ордере "служебное" само по себе не свидетельствует о наличии статуса жилого помещения как служебного, поскольку согласно положений ст. 101 и ст. 105 ЖК РСФСР (действовавших на период предоставления жилого помещения истцу), жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского районного в городе Совета народных депутатов, при этом, придание статуса спорной квартире как служебного жилья должно предшествовать решению жилищной комиссии о предоставлении жилья и выдаче ордера.
Утверждение в апелляционной жалобе о том, что К не был постановлен на учет лиц, нуждающегося в улучшении жилищных условий, юридического значения при разрешении вопроса о признании за ним права собственности на спорную квартиру в порядке приватизации не имеет.
Не состоятелен к отмене решения суда и довод апелляционной жалобы ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о том, что отдельного задания от Министерства обороны Российской Федерации по совершению действий по передаче в частную собственность граждан в порядке приватизации жилых помещений ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации не получало, поскольку в соответствии с Уставом ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное Управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации решает и выполняет задачи по организации учета, контроля за использованием имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе по управлению и распоряжению указанным имуществом.
Судебная коллегия не принимает довод жалобы о том, что с К не был заключен договор социального найма спорного жилого помещения, поскольку при разрешении споров данной категории обязательным условием является установление судом фактов предоставления лицу жилого помещения на законных основаниях, использования этим лицом для проживания предоставленного жилого помещения. Данные обстоятельства судом установлены.
Из материалов дела следует, что спорное жилое помещение предоставлено истцу и членам его семьи на законном основании, они зарегистрированы и постоянно проживают в спорной квартире, что свидетельствует о предоставлении истцу жилого помещения на условиях договора социального найма.
Кроме того, отсутствие договора социального найма в письменной форме не должно препятствовать реализации гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, а также на его приватизацию в соответствие с положением ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ".
Поскольку юридически значимые обстоятельства судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, применен материальный закон, регулирующий возникшие между сторонами отношения, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке не имеется.
В остальной части вынесенное судом решение сторонами по делу не обжалуется, в связи с чем, его законность и обоснованность в силу положений ч. 1 ст. 327 ГПК РФ не является предметом проверки судебной коллегии. В данном случае апелляционная инстанция связана доводами жалобы. Иное противоречило бы диспозитивному началу гражданского судопроизводства, проистекающему из особенностей спорных правоотношений, субъекты которых осуществляют принадлежащие им права по собственному усмотрению, произвольное вмешательство в которые в силу положений статей 1, 2, 9 ГК РФ недопустимо.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Калачевского районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства обороны Российской Федерации в лице Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.