Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Грымзиной Е.В.
судей Бурковской Е.А., Бондаревой Н.И.,
при секретаре Чурюмове А.М.,
с участием прокурора Романенко Ф.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дубовского района Волгоградской области в интересах Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области к обществу с ограниченной ответственностью " " ... "" об обязании предоставить информацию, расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду,
по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Торг Актив"
на решение Дубовского районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым общество с ограниченной ответственностью " " ... "" обязано предоставить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области сведения о воздействии на окружающую среду, расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, сведения о внесении оплаты за негативное воздействие на окружающую среду.
Заслушав доклад судьи Бурковской Е.А., выслушав прокурора Романенко Ф.С., возражавшую против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Дубовского района Волгоградской области обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью " " ... "" (далее - ООО " " ... ""), указав, что ответчик, осуществляя с 2011 года хозяйственную деятельность (предоставление услуг, код Общероссийского классификатора видов экономической деятельности - 74.84), относится к юридическим лицам, чья деятельность оказывает вредное воздействие на окружающую среду.
В силу требований законодательства об охране окружающей природной среды ООО " " ... "" обязан зарегистрироваться как природопользователь, осуществлять расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, предоставлять в государственный орган, уполномоченный в указанной сфере правоотношений, информацию о вредном воздействии на окружающую среду и сведения об оплате за такое воздействие.
Однако в ходе прокурорской проверки установлено, что указанные обязанности ответчиком не исполнены.
На основании изложенного, просил суд обязать ООО " " ... "" представить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области сведения о воздействии на окружающую среду, расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду и сведения об оплате за негативное воздействие на окружающую среду.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ООО " " ... "" оспаривает законность и обоснованность решения, просит его отменить, производство по делу прекратить, указав в обоснование данных требований на неподведомственность данного спора суду общей юрисдикции, полагая, что спор подлежит рассмотрению арбитражным судом, поскольку не затрагивает интересы неопределенного круга лиц, а предъявлен в интересах регионального Управления Росприроднадзора.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта, принятого с учетом фактических обстоятельств дела и требований закона.
Конституцией Российской Федерации гарантировано право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42).
Согласно ст.ст. 3, 16 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" любая деятельность хозяйствующих субъектов, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов платности и исполнении обязанности по возмещению вреда окружающей среде. Формы платы за негативное воздействие устанавливаются федеральным законом, порядок ее исчисления и взимания - Правительством Российской Федерации.
На основании ст. 19 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. 30 Федерального закона от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, а также выбросов загрязняющих веществ.
Статьей 69 Федерального закона "Об охране окружающей среды", ст. 21 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" установлено, что юридические лица, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, виды объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, количество и состав вредных выбросов, подлежат государственному учету в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти.
На основании Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 года N 404, данное Министерство и его Федеральные службы являются органом, уполномоченным для реализации государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере обращения с отходами производства и потребления.
Согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 400, указанная Федеральная служба в лице ее территориальных органов и управлений утверждает нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, организует прием и рассмотрение отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы; ведет государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и вредное воздействие на атмосферный воздух; выполняет функции администратора платы за негативное воздействие на окружающую среду.
При разрешении иска судом установлено, что согласно информации муниципального казенного учреждения " " ... "" ООО " " ... "", зарегистрировавшись ДД.ММ.ГГГГ в качестве юридического лица, не представляет в установленном порядке сведения о воздействии на окружающую среду, расчет платы за негативное на нее воздействия, а также сведения об осуществлении такой оплаты.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, а также то, что ответчиком в ходе рассмотрения дела по существу доказательств обратного не представлено, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами законодательства, правомерно удовлетворил заявленные требования, обязав ООО " " ... "" предоставить в уполномоченный государственный орган сведения о воздействии на окружающую среду, расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду и сведения об оплате.
Судебная коллегия соглашается с принятым по делу решением, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер и участников спорных правоотношений, правовые нормы, которыми следует руководствоваться, и обстоятельства, имеющие значение для дела. Доводам сторон и представленным ими доказательствам в постановленном решении дана надлежащая правовая оценка, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального и процессуального права, а также обстоятельствам дела. Объективные причины для иной оценки имеющихся в деле доказательств у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы ООО " " ... "" о неподведомственности разрешенного спора суду общей юрисдикции основаны на ошибочном понимании и толковании норм гражданского и арбитражного процессуального законодательства, определяющего подведомственность судебных споров, а также норм законодательства об охране окружающей природной среды, регламентирующих вопросы, связанные с осуществлением в процессе хозяйственной деятельности воздействия на природную среду.
Согласно ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти по спорам, возникающим, в том числе из экологических правоотношений. В силу положений ст. 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Характер спорных правоотношений, определяемый содержанием вышеуказанных норм законодательства об охране окружающей среды, исполнение которых проигнорировано ООО " " ... "", свидетельствует о нарушении данным хозяйствующим субъектом интересов государства и муниципального образования, не является экономическим спором, в связи с чем, исковые требования прокурора подлежат рассмотрению судом общей юрисдикции.
Иных правовых доводов, свидетельствующих о незаконности оспариваемого решения, в апелляционной жалобе не содержится.
При таких данных судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, поскольку ее доводы не опровергают правильность сделанных судом и подтвержденных материалами дела выводов, проверены в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не влияют на законность судебного акта.
Разрешая исковые требования и принимая обжалуемое судебное постановление, нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 ГПК РФ безусловным поводом для его отмены, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Дубовского районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью " " ... "" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.