Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Кузнецовой Г.М.
судей Булатовой Е.Е., Петрушенко Ф.П.
при секретаре Павловой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Камышинского муниципального района Волгоградской области к Камышинскому районному отделу УФССП России по Волгоградской области, УФССП России по Волгоградской области, судебному приставу-исполнителю Н.И.Ю. об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
по апелляционной жалобе администрации Камышинского муниципального района Волгоградской области,
на решение Камышинского городского суда Волгоградской области от 01 августа 2013 года, которым в удовлетворении исковых требований администрации Камышинского муниципального района Волгоградской области отказано,
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Булатовой Е.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация Камышинского муниципального района Волгоградской области обратилась в суд с иском к УФССП России по Волгоградской области, Камышинскому РО СП УФССП России по Волгоградской области, судебному приставу-исполнителю Н.И.Ю. об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В обоснование заявленных требований указав, что решением Камышинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу N " ... " на администрацию Камышинского муниципального района возложена обязанность по обеспечению " ... " вне очереди благоустроенным жилым помещением, площадью не ниже установленных социальных норм, заключив с ней договор социального найма. Ввиду неисполнения указанного решения судебным приставом-исполнителем Камышинского районного отдела УФССП России по Волгоградской области Н.И.Ю. ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о взыскании с администрации Камышинского муниципального района исполнительского сбора в размере " ... " рублей. Неисполнение администрацией Камышинского муниципального района исполнительного документа в установленный законом срок связано с наличием чрезвычайных и объективно непредотвратимых обстоятельств, находящихся вне ее контроля, а именно - с непредставлением бюджету Камышинского муниципального района из бюджета Волгоградской области необходимых субвенций.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просили освободить администрацию Камышинского муниципального района от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ N " ... "
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация Камышинского муниципального района Волгоградской области ссылается на незаконность и необоснованность решения, просит его отменить, указывая на неполное исследование судом обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, неверную оценку судом представленных доказательств.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, ходатайств об отложении слушании дела не заявляли, в связи с чем, судебная коллегия в соответствии с ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, в пределах доводов жалобы, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 11 статьи 30 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 Федерального закона.
Как следует из пункта 1 статьи 112 Федерального закона исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Согласно пункту 2 статьи 112 Федерального закона исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В силу пункта 6 статьи 112 Федерального закона должник вправе в порядке, установленном Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Пунктом 7 статьи 112 Федерального закона суду предоставлено право с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 этой статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П, должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Бремя доказывания наличия обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа, возлагается на должника.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Камышинским городским судом Волгоградской области вынесено решение, которым на администрацию Камышинского муниципального района возложена обязанность обеспечить " ... ", ДД.ММ.ГГГГ года рождения вне очереди благоустроенным жилым помещением, площадью не ниже установленных социальных норм, с учетом ее семейного положения, применительно к соответствующему населенному пункту и отвечающим санитарным и техническим требованиям, заключив с ней договор социального найма.
Из материалов исполнительного производства N " ... " следует, что исполнительный лист, выданный на основании указанного решения, поступил на исполнение ДД.ММ.ГГГГ года, в тот же день возбуждено исполнительное производство, администрации Камышинского муниципального района Волгоградской области предоставлен срок 5 дней для добровольного исполнения решения суда.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Н.И.Ю. вынесено постановление о взыскании с администрации Камышинского муниципального района исполнительского сбора в размере " ... " рублей, как с юридического лица в связи с тем, что исполнительный документ в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен без уважительных причин.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, пояснениями сторон в суде.
В соответствии со статьей 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные постановления, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, "вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, согласно частям 1 и 2 статьи 6 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом".
Эти требования корреспондируют к статье 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, провозгласившей обязанность государства обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективные средства правовой защиты, а также пункту 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в его интерпретации Европейским Судом по правам человека, в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации".
Администрацией Камышинского муниципального района Волгоградской области до настоящего времени решение Камышинского городского суда от 14.08.2012 года не исполнено, " ... " не обеспечена вне очереди жилым помещением, при этом доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения решения суда, администрацией Камышинского муниципального района Волгоградской области в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не представлено.
Отказывая в удовлетворении заявления об освобождении от взыскания исполнительского сбора, суд, с учетом приведенных положений закона, верно исходил из того, что администрация Камышинского муниципального района Волгоградской области не представила доказательств, свидетельствующих о наличии чрезвычайных и непредвиденных обстоятельств, находящихся вне ее контроля, препятствующих исполнению решения суда.
Оценивая представленные должником копии письменных обращений о выделении дополнительных субвенций для приобретения квартир взыскателям из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд первой инстанции, основываясь на исследованных в судебном заседании доказательствах, и с учетом фактических обстоятельств дела, пришел к правильному выводу, что данные обращения не свидетельствуют о принятии администрацией Камышинского муниципального района Волгоградской области всех необходимых мер для исполнения решения суда при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.
Более того, согласно отчета об использовании субвенций на обеспечение жильем детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа (приложение N " ... " к приказу N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ года), администрации Камышинского муниципального района выделена субвенция в 1-ом квартале 2012 года в размере " ... " рублей, что на конец отчетного периода составило " ... " рублей.
Также в судебном заседании установлено, что в 2013 году в бюджет Камышинского муниципального района на исполнение государственных полномочий по приобретению жилья детям-сиротам из областного бюджета ДД.ММ.ГГГГ поступил " ... " руб.
Однако из указанных денежных средств жилая площадь для Г не приобретена.
При этом, согласно п. 3 ст. 2 Закона Волгоградской области
от 15.12.2005 года N 1147-ОД "О мерах социальной поддержки детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и
обучающихся в государственных и муниципальных учреждениях
Волгоградской области" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов вправе принимать нормативные правовые акты о направлении средств на осуществление мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сверх сумм, предусмотренных на эти цели в областном бюджете, за счет местных бюджетов.
Учитывая изложенное, принимая во внимание положения пп.1,2,6 ст. 112 Федерального закона от 02 октября 2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", исходя из того, что доказательств невозможности исполнения решения суда, а также требования судебного пристава-исполнителя о добровольном его исполнении вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, Администрацией Камышинского муниципального района Волгоградской области не предоставлено, суд принял правильное по делу решение об отказе администрации Камышинского муниципального района Волгоградской области в удовлетворении иска об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
При этом, как верно указал суд, отсутствие денежных средств, ведение переписки с Правительством Волгоградской области и соответствующими министерствами о выделении субвенций на приобретение квартир, не относятся к основаниям возможного освобождения от исполнительского сбора, указанным в п.6,7 ст. 112 Федерального закона от 02 октября 2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в том числе в виду положений п. 3 ст. 2 Закона Волгоградской области от 15.12.2005 N 1147-ОД "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных и муниципальных учреждениях Волгоградской области", который предусматривает в указанных случаях возможность выполнения обязательств по обеспечению жильем за счет собственного бюджета.
Не может служить основанием к отмене решения суда ссылка апелляционной жалобы на ст. 20 Федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в силу которой органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств, поскольку должник не представил доказательств принятия эффективных мер к получению достаточного объема финансирования.
Решение суда является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы несостоятельными. Фактически они сводятся к неверному толкованию заявителем жалобы норм действующего законодательства, в частности Федерального закона от 02 октября 2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и Закона Волгоградской области от 15.12.2005 N 1147-ОД "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных и муниципальных учреждениях Волгоградской области".
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании изложенного, и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Камышинского городского суда Волгоградской области от 01 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрациии Камышинского муниципального района Волгоградской области, - без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи:
Копия верна:
Судья Волгоградского Булатова Е.Е.
областного суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.