Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
Председательствующего Мун Г.И.
Судей Жабиной Н.А., Куратовой Л.В.
При секретаре Пименовой А.И.
Рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Волгоградского областного суда Мун Г.И. гражданское дело по апелляционной жалобе Ч., действующей на основании доверенности в интересах администрации Волгограда
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 19 сентября 2013 года, которым удовлетворены исковые требования прокурора Тракторозаводского района г. Волгограда в интересах неопределенного круга лиц к администрации Волгограда о возложении обязанности устранить нарушения действующего законодательства в сфере безопасности дорожного движения
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Тракторозаводского района г. Волгограда обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга к администрации Волгограда о возложении обязанности устранить нарушения действующего законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения путем ремонта внутриквартального проезда жилого дома N " ... " по "адрес".
В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой Тракторозаводского района г. Волгограда совместно с сотрудниками ОГИБДД УМВД РФ по г. Волгограду 4 июля 2013 года была проведена проверка соблюдения требований законодательства о дорожной деятельности на территории Тракторозаводского района г. Волгограда. В ходе проверки было установлено, что внутриквартальный проезд жилого дома N " ... " по "адрес" имеет отдельные просадки и выбоины размерами: ширина - 135 см., длина - 95 см., глубина - 11 см., что не соответствует требованиям ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" и СНиП 2.07.01-89.
Обязанность по содержанию и ремонту автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения возложена на органы местного самоуправления. Невыполнение требований законодательства о безопасности дорожного движения в части необеспечения надлежащего состояния внутриквартальных проездов Тракторозаводского района г. Волгограда способствует совершению дорожно-транспортных происшествий, создает реальную угрозу жизни и здоровья граждан, снижает безопасность участников дорожного движения.
Судом постановлено указанное выше решение.
Представляющая по доверенности интересы администрации Волгограда Ч. в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и постановить по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Проверив материалы дела в объеме доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав представителя администрации Волгограда - М., представителя Департамента городского хозяйства администрации Волгограда - К., поддержавших доводы жалобы, возражения прокурора Дружининой И.А. против жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения суда.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. При этом под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно статье 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
В силу части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 года N 221 утвержден стандарт "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. ГОСТ Р 50597-93" (далее ГОСТ Р 50597-93), которым установлен перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды, с 01 января 1995 года распространяются на все эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования с цементобетонным покрытием и любым покрытием из битумоминеральных смесей и на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов.
Согласно п. 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Пунктом 3.1.2. ГОСТ Р 50597-93 установлено, что предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 4 июля 2013 года прокуратурой Тракторозаводского района г. Волгограда совместно с сотрудниками ОГИБДД УМВД РФ по г. Волгограду была проведена проверка соблюдения требований законодательства о дорожной деятельности на территории Тракторозаводского района г. Волгограда. В процессе проверки было установлено, что внутриквартальный проезд жилого дома N " ... " по "адрес" имеет отдельные просадки и выбоины размерами: ширина - 135 см., длина - 95 см., глубина - 11 см.
Выявленные проверкой повреждения дорожного покрытия внутриквартального проезда значительно превышают допустимые стандартом, что свидетельствует о несоответствии внутриквартального проезда жилого дома N " ... " по "адрес" предъявляемым действующим законодательством требованиям в области безопасности дорожного движения, а также требованиям ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" и СНиП 2.07.01-89.
Несоответствие дорожного покрытия внутриквартального проезда жилого дома N " ... " по "адрес" ГОСТу Р 50597-93 подтверждается комиссионным актом выявленных недостатков в содержании внутриквартальной дороги во дворе дома N " ... " по "адрес" от 4 июля 2013 года, составленного по результатам проверки, а также фотоснимками с указанного участка дороги.
Статья 5 Федерального закона N 257-ФЗ подразделяет автомобильные дороги в зависимости от их значения на: автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги. Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц. К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд. Автомобильные дороги общего пользования в зависимости от условий проезда по ним и доступа на них транспортных средств подразделяются на автомагистрали, скоростные автомобильные дороги и обычные автомобильные дороги.
Согласно пункту 11 статьи 5 указанного закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Преамбулой к Правилам благоустройства городских территорий, обеспечения чистоты и порядка в Волгограде, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от 24 декабря 2007 года N 552 предусмотрено, что внутриквартальный проезд - дорога, по которой осуществляется проезд транспортных средств к жилым зданиям, организациям и другим объектам застройки внутри микрорайонов Волгограда.
Материалами дела, в том числе фотоснимками, подтверждается, что внутриквартальный проезд дома N " ... " по "адрес" служит подъездом к многоквартирному дому, т.е. является объектом транспортной инфраструктуры, предназначенным для движения неопределенного круга транспортных средств и пешеходов, из чего следует, что указанный внутриквартальный проезд по классификации, предусмотренной Законом "Об автомобильных дорогах", относится к автомобильным дорогам общего пользования местного значения, предназначенным для движения транспортных средств неограниченного круга лиц (часть 3 статьи 5).
Пунктом 6 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
Аналогичные положения содержат п.п.3,5 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Как следует из части 1 статьи 37 указанного Федерального закона местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 6 статьи 39 Устава города-героя Волгограда дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Волгоград и обеспечение безопасности дорожного движения на них относится к вопросам местного самоуправления Волгограда, исполнительно-распорядительным органом которого является Администрация Волгограда.
Учитывая, что состояние дорожного покрытия по рассматриваемому адресу не соответствует установленным требованиям и требует ремонта, суд пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных исковых требований.
Поскольку участок дороги, о ремонте которой ставит вопрос прокурор, относится к автомобильным дорогам местного значения, то суд первой инстанции правомерно возложил обязанность по организации проведения ремонта вышеуказанной улицы на Администрацию Волгограда.
Утверждение в жалобе о том, что внутриквартальные проезды не относятся к дорогам местного значения и находятся в ведении организаций, обслуживающих жилищный фонд, которые в соответствии с требованиями жилищного законодательства и обязаны производить ремонт дорожного покрытия, несостоятельно, поскольку основано на неправильном толковании норм материального права.
Кроме того, осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения в соответствии с п. 1 ст. 13 Закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" относится к полномочиям органов местного самоуправления, которое как собственник в соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Земельный же участок, на котором расположен многоквартирный дом N " ... " по "адрес", сформирован в установленном законом порядке и на государственный кадастровый учет поставлен не был, из чего следует вывод, что внутриквартальный проезд указанного многоквартирного дома находится в муниципальной собственности.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, поэтому также признаются судебной коллегией несостоятельными.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 19 сентября 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Ч., действующей на основании доверенности в интересах администрации Волгограда - без удовлетворения
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.