Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Малышевой И.А.
судей: Ривняк Е.В., Кузнецовой Г.М.
при секретаре Архадыкове В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску М.С.А. к администрации городского округа - город Камышин Волгоградской области о понуждении к предоставлению жилого помещения по договору социального найма
по апелляционной жалобе М.С.А.
на решение Камышинского городского суда Волгоградской области от 28 августа 2013 года, которым в удовлетворении иска отказано.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Ривняк Е.В., судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
М.С.А. обратился в суд с иском к администрации городского округа - город Камышин Волгоградской области о понуждении к предоставлению жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование указал, что постановлением администрации г.Камышина Волгоградской области N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ за ним как за сиротой было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", общей площадью " ... " кв.м. В настоящее время в данной квартире, помимо него, зарегистрированы и проживают его " ... " - ФИО1, " ... " - ФИО2, " ... " - ФИО3 Площадь данного жилого помещения ниже утвержденной нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в Камышинском муниципальном районе. Данное обстоятельство препятствует его проживанию в квартире, и он вынужден снимать другое жильё. В ДД.ММ.ГГГГ он обратился в администрацию г. Камышина с требованием предоставить ему отдельное жилое помещение как лицу, в несовершеннолетнем возрасте оставшемуся сиротой. Постановлением администрации городского округа г. Камышина Волгоградской области N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ в принятии на учёт в качестве граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, ему отказано по причине наличия закрепленного за ним жилого помещения. Считает данный отказ незаконным, нарушающим его права.
Просил признать невозможным его вселение в закрепленное жилое помещение как лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, расположенное по адресу: "адрес", обязать администрацию городского округа - г. Камышин Волгоградской области поставить его в очередь на внеочередное получение благоустроенного жилого помещения по договору социального найма как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе М.С.А. оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, просит его отменить, принять новое решение об удовлетворении иска.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, М.С.А. признан лицом, оставшимся без попечения родителей, и постановлением администрации города Камышина Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " над несовершеннолетним установлена опека и за ним закреплено предоставленное на основании ордера в ДД.ММ.ГГГГ его умершей матери жилое помещение, расположенное по адресу (с учетом изменения нумерации): "адрес", общей площадью " ... " кв.м, в том числе жилой - " ... " кв.м.
В указанной квартире, помимо истца, также зарегистрированы: его " ... " - ФИО2, " ... " - ФИО1, " ... " - ФИО3
Фактически в квартире по адресу: "адрес", с момента регистрации по настоящее время проживает М.С.А. , что установлено актом о проживании от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ М.С.А. постановлением Главы городского округа N " ... " был принят на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении по основанию обеспеченности площадью менее учетной нормы.
ДД.ММ.ГГГГ М.С.А. обратился к главе городского округа-город Камышин с заявлением о предоставлении вне очереди жилого помещения, в чем ему было отказано по причине сохранения за ним права на закрепленное жилое помещение.
Постановлением Главы городского округа - город Камышин от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " М.С.А. по тем же основаниям снят с учёта в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Разрешая спор и отказывая М.С.А. в иске, суд первой инстанции пришёл к выводу, что требования истца предъявлены к ненадлежащему ответчику, поскольку законом обязанность по обеспечению жилым помещением лиц, оставшихся без попечения родителей, возложена на субъект Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, поскольку он основан на нормах действующего законодательства.
Конституцией Российской Федерации закреплено, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3 статьи 40).
Согласно ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены в Федеральном законе от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Настоящим законом во взаимосвязи с соответствующими положениями Жилищного кодекса Российской Федерации в числе иных гарантий по социальной поддержке государством детей-сирот и иных лиц данной категории предусматривается возможность обеспечения последних жильем на безвозмездной основе.
Действовавшим до 01 января 2013 года законодательством в отношении детей-сирот и иных лиц данной категории обязанность по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма возлагалась на органы исполнительной власти по месту жительства лица.
Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" внесены изменения в порядок предоставления жилья лицам указанной категории лицам, пункт 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ признан утратившим силу, внесены изменения в часть 1 статьи 92 ЖК РФ, глава 9 ЖК РФ дополнена статьями 98.1 и 109.1, ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" изложена в новой редакции.
В соответствии со статьей 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, вступившей в силу с 01 января 2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц, в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
- жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации.
- общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (подпункты 2 и 3 пункта 4).
Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации (пункт 5).
Предоставление жилья детям-сиротам в Волгоградской области осуществляется на основании Закона Волгоградской области от 5 февраля 2013 года N 5-ОД "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии с Порядком предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Волгоградской области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утверждённым Постановлением Правительства Волгоградской области от 19 марта 2013 года N 109-п "О мерах по реализации Закона Волгоградской области от 05 февраля 2013 года N 5-ОД "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Волгоградской области", исполнительным органом, принимающим решение о предоставлении жилых помещений и включении лиц в список, является министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области.
Постановлением Правительства Волгоградской области от 19 марта 2013 года N 109-п утвержден Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются.
В соответствии с п. 3 вышеуказанного Порядка невозможность проживания в жилом помещении устанавливается на основании документов, указанных в пункте 2 перечня документов, необходимых для включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, утвержденного постановлением Правительства Волгоградской области.
Решение об отказе в установлении факта невозможности проживания в жилом помещении оформляется в форме акта, которое может быть обжаловано в судебном порядке (п.6).
Таким образом, согласно вышеприведенным нормам, для реализации права на получение жилого помещения лицами, относящимися к числу детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в связи с невозможностью проживания в ранее закрепленном жилом помещении требуется личное волеизъявление лица, которое должно быть выражено в письменном заявлении, адресованном полномочному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Поскольку исковые требования М.С.А. предъявлены к администрации городского округа - г.Камышин, а не полномочному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, то судом иск правомерно оставлен без удовлетворения.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным письменным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы относительно пропуска срока обжалования постановления администрации г.Камышин правового значения для спора не имеют, поскольку истцом требований об отмене каких-либо постановлений органа местного самоуправления не заявлялось, а иск удовлетворению по указанным выше основаниям не подлежит.
Иные доводы жалобы являются несостоятельными, свидетельствуют о несогласии с решением суда первой инстанции и направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПКРФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Камышинского городского суда Волгоградской области от 28 августа 2013 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу М.С.А. - без удовлетворения.
Председательствующий: И.А. Малышева
Судьи: Е.В. Ривняк
Г.М. Кузнецова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.