Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Грымзиной Е.В.,
судей: Сергеева С.С., Горковенко В.А.,
при секретаре Смеловской О.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Быковского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Побединского сельского поселения Быковского муниципального района Волгоградской области о понуждении принять меры к установке технических средств организации дорожного движения,
по апелляционной жалобе Администрации Побединского сельского поселения Быковского муниципального района Волгоградской области
на решение Быковского районного суда Волгоградской области от 03 октября 2013 года, которым иск прокурора Быковского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Побединского сельского поселения Быковского муниципального района Волгоградской области о понуждении к установке технических средств организации дорожного движениям удовлетворён;
на администрацию Побединского сельского поселения Быковского муниципального района возложена обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить, согласно Дислокации дорожных знаков, в поселении дорожные знаки: на перекрёстке "адрес" 2.4 "Уступи дорогу" (один знак); на ул. "адрес" 1.23 "Дети" (три знака).
Заслушав доклад судьи Грымзиной Е.В., объяснения прокурора Стрельниковой В.В., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Быковского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Побединского сельского поселения Быковского муниципального района Волгоградской области о понуждении принять меры к установке технических средств организации дорожного движения в течение трёх месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В обоснование заявленных требований указал, что в результате проведения проверки по соблюдению законодательства о безопасности дорожного движения в части дислокации дорожных знаков в границах Побединского сельского поселения Быковского муниципального района установлено отсутствие технических средств организации дорожного движения, предусмотренных проектом организации дорожного движения на автомобильных дорогах и улицах Побединского сельского поселения Быковского муниципального района Волгоградской области.
Дорожные знаки отсутствуют на перекрёстке улиц "адрес" 2.4 "Уступи дорогу" (один знак); на ул. "адрес" 1.23 "Дети" (три знака).
Прокурор Быковского района Волгоградской области просил суд обязать администрацию Побединского сельского поселения Быковского района Волгоградской области в течение трёх месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры, направленные на установку, согласно дислокации дорожных знаков в п. Победа, следующие дорожные знаки: на перекрёстке улиц "адрес" 2.4 "Уступи дорогу" (один знак); на "адрес" 1.23 "Дети" (три знака).
В ходе судебного разбирательства прокурор уточнил заявленные требования и окончательно просил возложить обязанность на администрацию Побединского сельского поселения Быковского муниципального района в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить, согласно Дислокации дорожных знаков, в поселении дорожные знаки: на перекрёстке улиц "адрес" 2.4 "Уступи дорогу" (один знак); по "адрес" 1.23 "Дети" (три знака).
Быковским районным судом Волгоградской области постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрация Побединского сельского поселения Быковского муниципального района Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность решения, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Проверив материалы дела в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит причин для ее удовлетворения и отмены либо изменения судебного акта.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 50 Федерального закона N131-ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.
Подпунктом 5 п. 1 ст. 14 и подп. 5 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия по содержанию дорог распределены между органами местного самоуправления сельского поселения и муниципального района следующим образом: к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения; к вопросам местного значения муниципального района дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населённых пунктов в границах муниципального района.
В соответствии с ч.8 ст.6 Федерального закона РФ от 08 ноября 2007 года N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населённых пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с п. 9 ст. 5 этого же Федерального закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населённых пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или муниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.
В соответствии с п. 6 ст. 3 указанного Федерального закона дорожная деятельность включает: проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт (в том числе капитальный), содержание автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке её технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12 ст. 3 данного Федерального закона).
В силу п. 3 ст. 15 Федерального закона РФ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В силу ст.6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населённых пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временном ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населённых пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст.13 указанного Закона федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог предусмотренными объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, организует их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, представляют информацию участникам дорожного движения о наличии таких объектов и расположении ближайших учреждений здравоохранения и связи, а равно информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог.
Согласно ч. 2 ст. 21 указанного Федерального закона разработка и проведение мероприятий по организации дорожного движения осуществляется на основе проектов, схем и иной документации.
На основании ст.12 Федерального закона РФ от 10 декабря 1995 года N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В ст.17 Федерального закона РФ от 10 декабря 1995 года N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" определены полномочия органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения: осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности.
В силу п.1 ст.22 Федерального закона РФ от 10 декабря 1995 года N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.
Пунктом 1 ст.17 Федерального закона РФ от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В силу п.6 ст. 3 Федерального закона РФ от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 08.11.2007г. N257-ФЗ содержание, ремонт и капитальный ремонт автомобильных дорог являются дорожной деятельностью; ч.3 ст.15 данного Закона устанавливает, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно ст.3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что основными принципами дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Постановлением Госстандарта России от 11 октября 1993 года N221 утверждён Государственный стандарт Российской Федерации "ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", п.4 которого определено, что автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населённых пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, размещёнными в соответствии с утверждённой в установленном порядке дислокацией.
В Приложении 1 к Правилам дорожного движения РФ, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 г. N1090 "О Правилах дорожного движения" предусмотрено, что знаки приоритета устанавливают очерёдность проезда перекрёстков, пересечений проезжих частей или узких участков дороги ( к категории данных знаков относятся знаки 2.1. "Главная дорога", 2.4. "Уступите дорогу"); предупреждающие знаки информируют о приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует принятия мер, соответствующих обстановке (1.1 "Железобетонный переезд со шлагбаумом", 1.23 "Дети").
Для правильного разрешения заявленного прокурором иска также следует руководствоваться положениями ст. 210 ГК РФ, согласно которой собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из материалов дела следует, что проектом "Организации дорожного движения на автомобильных дорогах и улицах Побединского сельского поселения Быковского муниципального района Волгоградской области", утверждённого главой администрации Побединского сельского поселения Быковского муниципального района Волгоградской области К., на "адрес" предусмотрено наличие четырёх знаков 1.23 "Дети", на перекрёстке улиц "адрес" предусмотрено наличие знака 2.4 "Уступи дорогу".
Из Акта обследования улично-дорожной сети с. Победа от ДД.ММ.ГГГГ следует, что во время обследования улично-дорожной сети с. Победа выявлено отсутствие дорожных знаков по "адрес".23 "Дети" (три знака); на перекрёстке улиц "адрес" предусмотрено наличие знака 2.4 "Уступи дорогу" (один знак).
Удовлетворяя требования прокурора и принимая решение об обязании исполнительного органа местного самоуправления установить необходимые, предусмотренные дислокацией, дорожные знаки, суд первой инстанции верно исходил из того, что реализация данных обязанностей отнесена законом к компетенции органа местного самоуправления, в силу вышеуказанных норм федерального законодательства является для них обязательной.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, правовые нормы, которыми следует руководствоваться, и обстоятельства, имеющие значение для дела. Доводам сторон и представленным ими доказательствам в постановленном решении дана надлежащая правовая оценка, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального и процессуального права, а также обстоятельствам дела.
Довод апелляционной жалобы о том, что в обязанности органа местного самоуправления не входит установление дорожных знаков судебная коллегия не принимает, поскольку он основан на неверном толковании норм права и противоречит установленным про делу обстоятельствам.
Иных доводов, влекущих отмену решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
При таких данных, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Быковского районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Побединского сельского поселения Быковского муниципального района Волгоградской области - без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подпись
Копия верна
Судья
Волгоградского областного суда Е.В.Грымзина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.