Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Андреева А.А.,
судей Балашовой И.Б., Захаровой Т.А.,
при секретаре Серовой О.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Лизунова Сергея Александровича об оспаривании отказа департамента по жилищной политике администрации Волгограда в выдаче оригинала удостоверения
по апелляционной жалобе Лизунова Сергея Александровича
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 4 октября 2013 года, которым постановлено:
В удовлетворении заявления Лизунова Сергея Александровича об оспаривании отказа департамента по жилищной политике администрации Волгограда в выдаче оригинала удостоверения - отказать.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Балашовой И.Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лизунов С.А. обратился в суд с заявлением, указывая о том, что администрацией Красноармейского района г. Волгограда он был поставлен на учет нуждающихся в получении жилых помещений. Постановлением администрации Волгограда от 6 марта 2013 года он снят с учета нуждающихся в получении жилья. 29 июля 2013 года он обратился в департамент по жилищной политике администрации Волгограда с заявлением о выдаче ему оригинала удостоверения об увольнении с действительной военной службы по состоянию здоровья, выданного командиром воинской части N " ... " Никошиным А.А. 15 августа 1997 года N 181, хранящегося в его учетном деле. Однако письмом от 9 августа 2013 года в выдаче оригинала удостоверения ему отказано со ссылкой на п.17 Постановления Правительства РФ от 6 сентября 1998 года N 1054 и указанием о необходимости хранения оригинала удостоверения в материалах учетного дела. Заявитель считал данный отказ незаконным, нарушающим его права, препятствующим ему в хранении удостоверения как памяти офицера России.
Просил признать незаконным отказ департамента по жилищной политике администрации Волгограда в выдаче (возврате) оригинала удостоверения об увольнении с действительной военной службы по состоянию здоровья. Обязать департамент по жилищной политике администрации Волгограда устранить в полном объеме допущенные нарушения путем выдачи указанного удостоверения.
Судом постановлено указанное выше решение.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Лизунов С.А. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
В обоснование жалобы указал на нарушение и неправильное применение судом норм материального права.
Выслушав представителя департамента по жилищной политике администрации Волгограда Тупикову Н.Н., возражавшую против удовлетворения жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствие статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.
В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года (в редакции от 9 февраля 2012 года) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дел по существу надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решение или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или не совершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия) например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;
соблюдён ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершённого действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основаниям к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершённых действий (бездействия)".
В соответствии с пунктом 28 названного Постановления Пленума Верховного Суда РФ - исходя из положений статьи 258 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что капитан 2 ранга Лизунов С.А. уволен с действительной военной службы в запас по состоянию здоровья.
Постановлением администрации Красноармейского района Волгограда от 2 октября 1997 года N 1385 Лизунов С.А. составом семьи 3 человека поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку военнослужащих запаса.
Постановлением администрации Волгограда от 6 марта 2013 года N 522 Лизунов С.А. снят с учета граждан, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, уволенных с военной службы, и членов их семей в связи с решением жилищной проблемы.
В материалах учетного дела заявителя имеется удостоверение N 181, выданное командиром войсковой части N " ... " 15 августа 1997 года о том, что капитан 2 ранга запаса Лизунов С.А. 21 февраля 1994 года уволен с действительной военной службы по состоянию здоровья - в связи с признанием ВВК ограниченно годным к военной службе и имеет право на льготы, предусмотренные постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 марта 1989 года N 237/74, от 20 января 1960 года N 74, постановлением Совета Министров СССР от 17 февраля 1981 года N 193, постановлением Совета Министров СССР от 7 августа 1989 года N 734 и Указа Президента РФ от 21 июля 1992 года N 796.
Лизунов С.А. 30 июля 2013 года обратился в департамент по жилищной политике администрации Волгограда с заявлением, в котором просил возвратить ему по принадлежности указанное удостоверение.
Письмом департамента от 9 августа 2013 года N 01-38/3481 Лизунову С.А. указано на отсутствие оснований для выдачи оригинала испрашиваемого документа.
Указанное решение департамента по жилищной политике администрации Волгограда и послужило основанием для обращения в суд.
Заявляя требования о незаконности отказа в выдаче ему оригинала удостоверения Лизунов С.А. ссылался на то, что препятствий к выдаче удостоверения не имеется. Считает, что удостоверение относится к документам, удостоверяющим личность, в связи с отказом департамента он лишен права иметь и хранить удостоверение капитана второго ранга как память офицера России.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что принятое департаментом по жилищной политике решение соответствует требованиям действующих нормативных актов, принято в пределах полномочий данного органа местного самоуправления, при этом нарушения прав Лизунова С.А. не допущено.
Судебная коллегия находит данный вывод суда правильным.
Вопросы порядка учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, и реализации их прав на получение жилья, регулируются Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года N 1054 (Далее - Правила).
Названные Правила являются обязательными для исполнения всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, на которые возложены функции заказчика организации строительства, приобретения и предоставления за счет средств федерального бюджета жилья, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы (п.2).
Согласно п. 8 данных Правил, право граждан, уволенных с военной службы, на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий на льготных основаниях предоставляется в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и иными нормативными правовыми актами один раз. Свидетельством о наличии такого права служит удостоверение по форме согласно приложению N1, выдаваемое командиром (начальником) воинской части, подписавшим приказ об увольнении военнослужащего, либо областным (республиканским) военным комиссариатом - для граждан, уволенных с военной службы из вооруженных сил и других воинских формирований государств - участников СНГ.
Бланки удостоверения на право пользования льготами являются документами строгой отчетности. При увольнении военнослужащего оригинал удостоверения направляется вместе с другими документами, необходимыми для постановки на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий, в военный комиссариат избранного постоянного места жительства, а копия удостоверения остается в личном деле военнослужащего. Военный комиссариат выдает копии удостоверения по требованию.
В соответствии с п. 17 Правил, военнослужащие при исключении из списков личного состава части в связи с увольнением с военной службы подают рапорт по команде о подтверждении избранного ими постоянного места жительства, а в случае изменения решения о постоянном месте жительства - рапорт по команде с просьбой о ходатайстве перед соответствующими органами местного самоуправления о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.
К рапорту прилагаются: заявление на имя главы муниципального образования; выписка из личного дела о составе семьи; выписка из домовой книги; копия финансового лицевого счета; выписка из приказа об увольнении; выписка из приказа об исключении из списков личного состава части; справка об отсутствии забронированной жилой площади; справка из бюро технической инвентаризации об отсутствии в собственности жилья; справка финансовых органов части о неполучении социальных выплат; документы, подтверждающие право на получение жилья в населенных пунктах с особыми условиями регистрации.
Командир (начальник) воинской части направляет представленные документы в военный комиссариат вместе с оригиналом удостоверения уволенного военнослужащего на право пользования льготами.
В силу п.19 Правил, военные комиссариаты проверяют наличие всех необходимых документов и их подлинность, после чего направляют эти документы в органы местного самоуправления.
Согласно п.20 Правил, на каждого военнослужащего и гражданина, уволенного с военной службы и поставленного на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий, в органах местного самоуправления, ведающих учетом и распределением жилой площади для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, заводится учетное дело, в котором должны содержаться все представляемые в соответствии с настоящими Правилами документы, являющиеся основанием для постановки на очередь, и выписки из решений соответствующих органов местного самоуправления.
В случае если гражданин, уволенный с военной службы, изъявит желание изменить постоянное место жительства после увольнения со службы и встать на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в другом населенном пункте, документы учетного дела высылаются по его заявлению в орган местного самоуправления по вновь избранному постоянному месту жительства, что регламентируется п. 22 Правил.
Таким образом, исходя из содержания приведенных нормативных положений, Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства установлен специальный порядок обращения удостоверения о праве на пользование льготами, которым выдача на руки военнослужащему либо гражданину, уволенному с военной службы, оригинала удостоверения не предусмотрена.
Напротив, по смыслу п.п. 20, 22 Правил, на орган местного самоуправления возложена обязанность содержать в материалах учетного дела все предоставленные документы, в том числе оригинал удостоверения о праве на пользование льготами, и передавать его в иной орган местного самоуправления в случае изменения постоянного места жительства гражданином, уволенным с военной службы.
Как правильно указал суд, факт снятия Лизунова С.А. с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не является обстоятельством, влекущим отмену ограничений в обращении удостоверения о праве на льготы и выдачу его заявителю.
Требуемое к выдаче заявителем удостоверение, не относится к числу документов, удостоверяющих личность военнослужащего, либо его принадлежность к офицерскому корпусу, поскольку наличие статуса офицера запаса удостоверяется иным документом-военным билетом офицера запаса. Названное удостоверение свидетельствует исключительно о наличии у Лизунова С.А. права на льготы по обеспечению жилым помещением, в случае признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий, каких-либо иных прав такое удостоверение не предоставляет.
При таких данных суд пришел к обоснованному выводу о том, что отказ департамента по жилищной политике администрации Волгограда, на который возложены функции по обеспечению формированию, ведению и хранению учетных дел граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в выдаче из учетного дела, требуемого заявителем документа, является законным, в связи с чем, постановил правильное решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда, являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании приведенных норм материального права, регулирующих спорные отношения, они содержат ссылки на те же обстоятельства, которые были предметом обсуждения в суде первой инстанции при рассмотрении спора, получили оценку в оспариваемом решении, с которой согласилась судебная коллегия, а поэтому не могут быть приняты во внимание для его отмены.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению.
При этом, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствие с требованиями процессуальных норм. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом также допущено не было.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 4 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Лизунова Сергея Александровича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.