Волгоградский областной суд в составе
председательствующего судьи Гайдарова М.Б.
при секретаре Булдаковой С.В.
с участием представителей:
Волжской межрегиональной
природоохранной прокуратуры Гасанова Р.А.
Губернатора
Волгоградской области и
Правительства Волгоградской области Сорокина Д.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Волгограде 17 декабря 2013 года гражданское дело по заявлению прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры о признании противоречащим федеральному законодательству пункта 5.6 Правил охраны жизни людей на водных объектах, утвержденных постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 15.04.2009 N 389,
УСТАНОВИЛ:
Правительством Волгоградской области принято постановление 15.04.2009 N 389 "Об утверждении Правил охраны жизни людей на водных объектах Волгоградской области ".
Постановление опубликовано в ежедневной областной общественно-политической газете "Волгоградская Правда" N73 от 22.04.2009.
Названным постановлением утверждены Правила охраны жизни людей на водных объектах Волгоградской области.
Правила устанавливают условия и требования, предъявляемые к обеспечению безопасности людей на пляжах, в купальнях и других организованных местах купания, местах туризма, спорта и массового отдыха населения, на водных объектах (далее именуются - места массового отдыха), переправах, наплавных мостах, и являются обязательными для водопользователей, организаций, учреждений и граждан на территории Волгоградской области. (пункт 1.2 Правил).
В разделе 5 Правил (пункты 5.1 - 5.8) установлены меры безопасности при пользовании лодочными переправами и наплавными мостами.
Пунктом 5.6 Правил предусмотрено, что переправы должны иметь спасательные и противопожарные средства в соответствии с установленными нормами, а наплавные мосты - спасательные круги из расчета 1 круг на 5 метров моста с каждой стороны.
Прокурор Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры обратился в Волгоградский областной суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству пункта 5.6 Правил охраны жизни людей на водных объектах, утвержденных постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 15.04.2009 N 389.
В обоснование заявления указано, что Правила в оспариваемой части противоречат Кодексу внутреннего водного транспорта РФ, предусматривающему в частях 1 - 4 статьи 4, что государственное регулирование в области внутреннего водного транспорта осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области транспорта непосредственно или через его территориальные органы или находящиеся в его ведении государственные организации, а также другими федеральными органами в пределах предоставленных им полномочий; устанавливающему, что федеральный орган исполнительной власти в области транспорта утверждает в установленном порядке в пределах своей компетенции правила и другие нормативные правовые акты, регулирующие связанные с судоходством, перевозкой и переработкой грузов, содержанием и использованием внутренних водных путей отношения, обязательные для исполнения организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и физическими лицами.
Заявитель полагал, что Правительство Волгоградской области не вправе было осуществлять правовое регулирование, содержащееся в норме пункта 5.6 Правил охраны жизни людей на водных объектах Волгоградской области, в связи с отсутствием полномочий на принятие нормативных правовых актов в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
Выслушав представителя Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Гасанова Р.А., поддержавшего заявление, представителя Губернатора Волгоградской области и Правительства Волгоградской области Сорокина Д.С., указавшего, что подготовлен проект нормативного правового акта о внесении изменений в оспариваемый нормативный правовой акт, исследовав материалы дела суд приходит к следующему выводу.
Как следует из пункта 1.1 Правил, они разработаны в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2006 г. N 769 "О порядке утверждения правил охраны жизни людей на водных объектах".
В соответствии со статьей 2 Водного кодекса РФ водное законодательство состоит из Водного кодекса РФ, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации; во исполнение Водного кодекса РФ, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения.
В силу статьи 25 Водного кодекса РФ утверждение правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах и утверждение правил охраны жизни людей на водных объектах являются полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений.
Утверждение правил охраны жизни людей на водных объектах осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации после их согласования с территориальным органом Министерства РФ по делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, Министерством природных ресурсов РФ и Министерством здравоохранения и социального развития РФ.
Согласно статье 1 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ он регулирует отношения, возникающие между организациями внутреннего водного транспорта Российской Федерации, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и (или) юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, и определяет их права, обязанности и ответственность. Положения Кодекса распространяются на внутренние водные пути Российской Федерации и расположенные на них судоходные гидротехнические сооружения; порты, расположенные на внутренних водных путях Российской Федерации; суда и иные плавучие объекты, эксплуатируемые на внутренних водных путях Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ судном является самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река-море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода.
Суд считает, что законодательные акты Российской Федерации, в соответствии с которыми приняты Правила охраны жизни людей на водных объектах Волгоградской области (указаны в пункте 1.1 Правил), не регулируют отношений в сфере установления требований безопасности к судам, в том числе, в сфере установления норм снабжения индивидуальными спасательными средствами судов, к числу которых в силу статьи 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ относится наплавной мост, и не наделяют субъекты Российской Федерации полномочиями по осуществлению правового регулирования в этой сфере.
Субъект Российской Федерации в соответствии с пунктом 8 статьи 25 Водного кодекса РФ вправе утверждать правила охраны жизни людей на водных объектах, к числу которых статья 1 Водного кодекса РФ относит природные или искусственные водоемы, водотоки либо иные объекты, постоянное или временное сосредоточение вод в которых имеет характерные формы и признаки водного режима.
Учитывая изложенное, не оспаривая полномочия Волгоградской области как субъекта Российской Федерации по утверждению Правил охраны жизни людей на водных объектах Волгоградской области, суд считает, что пункт 5.6 названных Правил, устанавливающий норму снабжения наплавного моста (судна) спасательными средствами, принят с превышением полномочий субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ законодательство в области внутреннего водного транспорта состоит из Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса РФ, настоящего Кодекса, иных федеральных законов. Отношения, связанные с деятельностью на внутреннем водном транспорте Российской Федерации, регулируются также соответствующими нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства РФ и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, которые не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам.
В силу статьи 4 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ государственное регулирование в области внутреннего водного транспорта осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области транспорта непосредственно или через его территориальные органы или находящиеся в его ведении государственные организации, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах предоставленных им полномочий.
Федеральный орган исполнительной власти в области транспорта в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации утверждает в пределах своей компетенции правила и другие нормативные правовые акты, регулирующие связанные с судоходством, перевозкой и переработкой грузов, содержанием и использованием внутренних водных путей отношения и обязательные для исполнения организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и физическими лицами.
Федеральным органом исполнительной власти в области транспорта осуществляется контроль за соблюдением законодательства в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации, охраной человеческой жизни на внутренних водных путях, дипломированием членов экипажей судов, безопасностью судоходных гидротехнических сооружений, состоянием внутренних водных путей, обеспечением экологической безопасности при эксплуатации судов, государственной регистрацией судов и прав на них, лоцманской службой.
Исходя из указанного суд полагает, что Кодекс внутреннего водного транспорта РФ не предоставляет субъектам Российской Федерации права принимать нормативные правовые акты в области внутреннего водного транспорта, следовательно, пункт 5.6 Правил охраны жизни людей на водных объектах Волгоградской области, утвержденных постановлением Правительства Волгоградской области, следует признать противоречащим Кодексу внутреннего водного транспорта РФ.
Установленные названным пунктом Правил требования, определяющие количество индивидуальных спасательных средств на судне, относятся к требованиям, обеспечивающим защиту жизни и здоровья граждан.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" в указанных целях принимаются технические регламенты.
Законодательство Российской Федерации о техническом регулировании состоит из Федерального закона "О техническом регулировании", принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании").
Согласно пункту 3 статьи 7 названного Федерального закона обязательные требования к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации устанавливаются техническими регламентами.
Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2010 года N 623 утвержден технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта.
Согласно пункту 3 регламента он применяется в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества от опасности, источником которой может стать деятельность внутреннего водного транспорта и связанная с ним инфраструктура, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей объектов регулирования, а также обеспечения энергетической эффективности.
Подпунктом "а" пункта 5 регламента предусмотрено, что к объектам его регулирования относятся, в частности, паромные переправы и наплавные мосты на внутренних водных путях.
В соответствии с пунктом 114 регламента коллективные (открытые, частично и полностью закрытые, свободнопадающие спасательные шлюпки, надувные и жесткие спасательные плоты, дежурные шлюпки) и индивидуальные спасательные средства (спасательные круги, жилеты, гидротермокостюмы и защитные костюмы) определяются в соответствии с нормами, установленными органом классификации в зависимости от разряда водного бассейна, в котором предполагается эксплуатация судна, типа и размеров судна.
Органом классификации судов в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 5 июля 1994 года N 780 и приказом Минтранса России от 14 ноября 2011 года N ИЛ-126-р является Российский Речной Регистр.
Следовательно, определение количества индивидуальных и коллективных спасательных средств, в том числе на наплавных мостах на внутренних водных путях Российской Федерации, в силу пункта 114 технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта относится к исключительной компетенции органа классификации судов.
Приказом Российского Речного Регистра от 24 декабря 2004 года N 33-п утверждено Временное руководство Р.011-2004 по классификации и постройке наплавных мостов, пункт 3.3.1 которого (раздел Спасательные средства) предусматривает, что наплавные мосты должны снабжаться спасательными кругами из расчета один спасательный круг на 10 м длины моста и устанавливаться на леерном ограждении с низовой по течению стороны наплавного моста; 15% из них должны быть со спасательным линем.
При таких данных имеются основания для вывода о том, что пункт 5.6 Правил охраны жизни людей на водных объектах Волгоградской области принят Правительством Волгоградской области с превышением полномочий и подлежит признанию недействующим как противоречащий федеральному законодательству.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 253 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу пункт 5.6 Правил охраны жизни людей на водных объектах Волгоградской области, утвержденных постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 15.04.2009 N 389, в части, устанавливающей, что наплавные мосты должны иметь спасательные круги из расчета 1 круг на 5 метров моста с каждой стороны.
Сообщение о принятом судом решении опубликовать в газете "Волгоградская правда" после вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы или принесения апелляционного представления через Волгоградский областной суд.
Судья М.Б.Гайдаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.