Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Алябьева Д.Н.,
судей: Пашковой Т.В., Волковой И.А.,
при секретаре Гузун Ю.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО к Администрации Новониколаевского городского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по обеспечению водоснабжением
по апелляционной жалобе ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО в лице представителя ФИО
на решение Новониколаевского районного суда Волгоградской области от 21 августа 2013 года, которым в удовлетворении исковых требований ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО к Администрации Новониколаевского городского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным бездействия Администрации Новониколаевского городского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области, выразившегося в необеспечении жителей улиц "адрес" по обеспечению истцов ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО водоснабжением, отвечающим санитарно-эпидемиологическим требованиям, в количестве, достаточном для удовлетворения их физиологических и бытовых потребностей, путем строительства систем центрального водоснабжения - отказано.
Заслушав доклад судьи Пашковой Т.В., судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
ФИО, ФИО ФИО., ФИО, ФИО, ФИО, ФИО обратились в суд с исковым заявлением к Администрации Новониколаевского городского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по обеспечению водоснабжением.
В обоснование иска указали, что проживают на территории "адрес". При этом систем центрального водоснабжения в данной местности не имеется. Для приготовления пищи и питья они вынуждены покупать питьевую воду или привозить ее от родственников.
Просили признать незаконным бездействие администрации Новониколаевского городского поселения, выразившееся в необеспечении жителей улиц "адрес" водоснабжением, обязать ответчика обеспечить истцов водоснабжением, отвечающим санитарно-эпидемиологическим требованиям, в количестве, достаточном для удовлетворения их физиологических и бытовых потребностей.
В дальнейшем уточнили заявленные требования и просили признать незаконным бездействие администрации Новониколаевского городского поселения, выразившееся в необеспечении жителей улиц "адрес" "адрес" водоснабжением, обязать ответчика обеспечить истцов водоснабжением, отвечающим санитарно-эпидемиологическим требованиям, в количестве, достаточном для удовлетворения их физиологических и бытовых потребностей путём строительства систем центрального водоснабжения.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО, ФИО ФИО ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО в лице представителя ФИО оспаривают постановленное судом решение и просят его отменить.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 4, 31 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования.
Согласно положений ст.2 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение), нецентрализованная система холодного водоснабжения - сооружения и устройства, технологически не связанные с централизованной системой холодного водоснабжения и предназначенные для общего пользования или пользования ограниченного круга лиц, централизованная система холодного водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.
По смыслу пп. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Положения вышеприведенных норм обязывают орган местного самоуправления обеспечить питьевой водой население в границах муниципального образования.
При этом, в соответствии с ч.ч.1,9 ст.7 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения. Холодное и горячее водоснабжение с использованием нецентрализованных систем соответственно холодного и горячего водоснабжения осуществляются на основании соглашений с лицами, эксплуатирующими указанные системы. В случае отсутствия на территории (части территории) поселения централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления поселения организуют нецентрализованное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или подвоз) питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст. 157 ЖК РФ правила предоставления коммунальных услуг устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу п.п. 8, 71, 72, 74, 88 "Правил холодного водоснабжения и водоотведения", утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием подземных источников водоснабжения, в том числе организуют проведение разведки и разработки таких источников. При отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории согласно минимальным нормам, предусмотренным приложением N 1. Заявитель, планирующий осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе при необходимости увеличения подключаемой нагрузки, обращается в орган местного самоуправления, который в течение 5 рабочих дней в соответствии со схемой водоснабжения и водоотведения определяет организацию водопроводно-канализационного хозяйства, к объектам которой необходимо осуществить подключение (технологическое присоединение). Основанием для заключения договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения является заявка абонента на заключение такого договора, подписанная абонентом или уполномоченным им лицом, действующим от имени абонента на основании доверенности.
Судом первой инстанции установлено, что в "адрес" отсутствует централизованная система холодного водоснабжения, при этом установлено, что водоснабжение населения указанного населённого пункта осуществляется посредством индивидуальных колодцев и скважин.
Из актов от ДД.ММ.ГГГГ следует, что при обследовании домовладений, расположенных в "адрес" установлено следующее:
- домовладение по "адрес" - на территории домовладения имеется скважина, из которой осуществляется полив и подача воды в дом; - домовладение по "адрес" - на территории домовладения имеется скважина, в доме есть вода, машина-автомат, душевая кабина;
- домовладение по "адрес" - на территории домовладения имеется колодец (колонка), в доме имеется вода, мини-башня, раковина, водонагреватель;
- домовладение по "адрес" - на территории домовладения имеется скважина, из которой осуществляется полив и подача воды в дом;
- домовладение по "адрес" - в домовладении никто не проживает;
- домовладение по "адрес" - в домовладении никто не проживает.
Доказательств, подтверждающих, что по своему химическому составу имеющаяся в домовладениях истцов вода не является питьевой, материалы дела не содержат.
Пунктом 12 "Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47 установлено, что жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.
Как следует из материалов дела на территории Новониколаевского городского поселения действует снабжающая организация ООО " " ... "", имеется система централизованного водоснабжения, индивидуальные водозаборные сооружения, система гидротехнических сооружений.
Согласно сообщению ООО " " ... "" N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ техническая возможность по присоединению к центральному водопроводу домовладений жителей "адрес" отсутствует.
Как следует из технико-экономического обоснования строительства водозабора и водопроводной сети в "адрес", стоимость строительства водозабора и водопроводной сети составляет " ... " рублей, при окупаемости в течение пяти лет затраты на каждое домовладение, кроме оплаты за потреблённую воду, должны составить " ... " рублей " ... " копеек.
В соответствии с ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Разрешая спор в рамках заявленных истцами требований, принимая во внимание, что в силу положений "Правил холодного водоснабжения и водоотведения", утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644, в случае отсутствия на территории (части территории) поселения централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды, а при отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований, поскольку законодатель прямо предусматривает, что отсутствие на территории части поселения централизованной системы холодного водоснабжения не является безусловным основанием для возложения на органы местного самоуправления обязанности по её строительству, так как в этом случае водоснабжение может осуществляться как путём использования нецентрализованной системы водоснабжения, так и путём подвоза питьевой воды населению.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, учитывая, что представлены доказательства нецелесообразности строительства централизованной системы холодного водоснабжения в "адрес", при этом сами истцы с заявлениями об организации водоснабжения, о заключении договоров на водоснабжение их домов ни к ответчику, ни в снабжающую организацию не обращались, несмотря на то, что в силу закона, предоставление услуг по водоснабжению носит заявительный характер, основания для признания незаконным бездействия администрации Новониколаевского городского поселения, выразившегося в необеспечении жителей "адрес" водоснабжением и возложении на ответчика обязанности по обеспечению истцов водоснабжением путём строительства систем центрального водоснабжения, у суда первой инстанции отсутствовали.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчиком не организовано водоснабжение в домовладения истцов, не опровергают выводов суда, а выражают несогласие с ними, основаны на неверном толковании норм материального права. В связи с чем, оснований к отмене решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новониколаевского районного суда Волгоградской области от 21 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО в лице представителя ФИО - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.