судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
Председательствующего судьи Андреева А.А.
судей Захаровой Т.А., Балашовой И.Б.,
при секретаре Пахотиной Е.И.
с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Волгоградской области Елансковой Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Краснооктябрьского района г. Волгограда в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда, возложении обязанности
по апелляционной жалобе администрации Краснооктябрьского района Волгограда
на решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 07 октября 2013 года, которым ПОСТАНОВЛЕНО:
"Заявление прокурора Краснооктябрьского района города Волгограда в интересах государства, неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Краснооктябрьского района города Волгограда, возложении обязанностей - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Краснооктябрьского района города Волгограда по решению вопроса о пригодности (непригодности) для проживания многоквартирного жилого дома "адрес".
Обязать администрацию Краснооктябрьского района города Волгограда принять решение, предусмотренное пунктом 47 "Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, в течение месяца со дня вступления решения в законную силу".
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Захаровой Т.А., выслушав прокурора Еланскову Л.Ф., полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Краснооктябрьского района города Волгограда обратился в суд с заявлением в интересах государства, неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда.
В обоснование требований указал, что в ходе проведенной проверки исполнения жилищного законодательства в рамках реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье гражданам России" установлено, что Государственной жилищной инспекцией Волгоградской области проведено обследование многоквартирного жилого дома по адресу: "адрес", в результате которого выявлены нарушения Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правил и норм технической эксплуатации жилого дома.
Согласно заключению Государственной жилищной инспекции Волгоградской области от 19 апреля 2012 года, наличие выявленных повреждений несущих строительных конструкций могут привести к снижению допустимого уровня надежности здания и создать угрозу безопасности жизни и здоровью граждан.
23 апреля 2012 года Государственная жилищная инспекция Волгоградской области направила в адрес администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда заключение от 19 апреля 2012 года для рассмотрения в установленном порядке вопроса о пригодности (непригодности) для проживания граждан многоквартирного жилого дома по адресу: "адрес", 4.
16 мая 2012 года межведомственная комиссия администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда направила в ООО "ЖКХ" запрос о предоставлении заключения специализированной организации, проводящей обследование многоквартирного дома.
Согласно письму ООО "ЖКХ" от 28 мая 2012 года, управляющая компания не является лицом, в отношении которого установлена обязанность по проведению инструментального обследования.
Таким образом, до настоящего времени администрацией Краснооктябрьского района г. Волгограда решение по заключению не принято, чем нарушен порядок и сроки рассмотрения вопроса о пригодности (не пригодности) для проживания граждан жилых помещений, установленный Правительством РФ от 28 января 2006 года N 47.
Просил суд признать незаконным бездействие администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда по решению вопроса о пригодности (непригодности) для проживания многоквартирного жилого дома "адрес", обязать администрацию Краснооктябрьского района г. Волгограда принять решение, предусмотренное п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47, в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация Краснооктябрьского района Волгограда оспаривает законность и обоснованность решения, просит его отменить.
В обоснование жалобы указано на нарушение судом норм процессуального и материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 15 Жилищного кодекса РФ, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47 утверждено Положение "О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" в соответствии с которым орган местного самоуправления создает, в установленном им порядке, комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Постановлением администрации Волгограда от 06.05.2006 г, N 1043 полномочия по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда, частных жилых помещений, многоквартирных домов, а также принятие решений об их пригодности (непригодности) для их проживания, делегированы администрациям районов г. Волгограда. Администрация Волгограда рассматривает поступившие от администрации района документы и, в зависимости от принятого межведомственной комиссией решения, готовит соответствующее постановление.
В силу п. 45(1) Положения, в случае если заявителем выступает орган государственного надзора (контроля), указанный орган представляет в комиссию свое заключение, после рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику помещения представить документы, указанные в пункте 45 настоящего Положения (введен Постановлением Правительства РФ от 08.04.2013 N 311).
Из п. 45 Положения следует, что для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы:
а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения;
г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
д) заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;
е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.
Заявитель вправе представить заявление и прилагаемые к нему документы на бумажном носителе лично или посредством почтового отправления с уведомлением о вручении либо в форме электронных документов с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал), регионального портала государственных и муниципальных услуг (при его наличии) или посредством многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг.
Заявление, подаваемое в форме электронного документа, подписывается заявителем простой электронной подписью, а прилагаемые к нему электронные документы должны быть подписаны должностными лицами органов (организаций), выдавших эти документы, усиленной квалифицированной электронной подписью (если законодательством Российской Федерации для подписания таких документов не установлен иной вид электронной подписи).
Заявитель вправе представить в комиссию указанные в пункте 45(2) настоящего Положения документы и информацию по своей инициативе ( в ред. Постановления Правительства РФ от 08.04.2013 N 311).
В соответствии с пунктами 46, 47 Положения комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, в результате обследования жилого дома "адрес" были выявлены нарушения Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
По результатам обследования Государственной жилищной инспекцией Волгоградской области составлено заключение N " ... " от 19 апреля 2012 года, которое направлено в администрацию Краснооктябрьского района Волгограда для принятия решения в соответствии с п. 47 Положения.
Из письма администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда от 16 мая 2012 года следует, что ООО "ЖКХ", являясь управляющей организацией по управлению спорным жилым домом, обязано провести, с привлечением специализированной организации, инструментальное обследование данного жилого дома и в месячный срок с момента получения письма представить в межведомственную комиссию администрации Краснооктябрьского района Волгограда соответствующее заключение специализированной организации.
Согласно письму ООО "ЖКХ" от 28 мая 2012 года, управляющая компания не является лицом, в отношении которого установлена обязанность по проведению инструментального обследования.
До настоящего времени администрацией Краснооктябрьского района г. Волгограда решение по заключению Государственной жилищной инспекции Волгоградской области не принято.
Указанные обстоятельства подтверждены исследованными судом первой инстанции доказательствами.
Согласно п. 44 Положения, процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает:
прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов;
определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям (в ред. Постановления Правительства РФ от 08.04.2013 N 311);
определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;
работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;
составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания (далее - заключение) и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.08.2007 N 494);
составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование;
принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии;
передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).
При таких обстоятельствах с учетом вышеприведенных норм права, суд пришел к правильному выводу о том, что заключение Государственной жилищной инспекции Волгоградской области не рассмотрено, в соответствии с п. 44 Положения межведомственной комиссией обследование жилого дома не проводилось, акт не составлялся. Межведомственной комиссией администрации Краснооктябрьского района Волгограда по заключению Государственной жилищной инспекции Волгоградской области решение в тридцатидневный срок не принималось и не оспорено, в связи с чем бездействие администрация Краснооктябрьского района г. Волгограда может послужить основанием для возникновения чрезвычайных ситуаций, что в свою очередь может повлечь уничтожение имущества и поставить под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.
Доводы жалобы о том, что исходя из судебной практики, заключение специализированной организации должна предоставить управляющая компания, противоречат Положению "О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" от 28 января 2006 года (с изменениями в редакции от 08 апреля 2013 года).
Доводы жалобы о том, что на межведомственную комиссию не возложена обязанность по проведению и финансированию инструментального обследования жилого дома являются преждевременными, поскольку в соответствии с п. 42 Положения комиссия проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям, однако межведомственной комиссией администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда такая процедура проведения оценки соответствия помещения не проводилась, а требование о предоставлении заключения специализированной организации возможно лишь в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствие с требования процессуальных норм. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом также допущено не было.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает постановленное судом решение не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы, которая правовых оснований для отмены решения суда не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 07 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Краснооктябрьского района Волгограда - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.