Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Мун Г.И.
судей Ивановой Е.В., Жабиной Н.А.
при секретаре Игнатовой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истцов П.Н.В., П.Н.В.
на решение Центрального районного суда Волгограда от 14 октября 2013 года, которым в удовлетворении исковых требований П.Н.П. к Комитету по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Волгоградской области, Министерству Российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) о признании подвергшимся радиационному воздействию, об обязывании выдать удостоверение установленного образца - отказано.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Ивановой Е.В., судебная коллегия по гражданским делам
УСТАНОВИЛА:
П.Н.В. Н.В., П.Н.В. Н.П. обратились в суд с иском к Комитету по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Волгоградской области, Министерству Российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) о признании подвергшимся радиационному воздействию, об обязывании выдать удостоверение установленного образца.
В обоснование требований указали, что П.Н.В. Н.В. родилась 13 апреля 1960 года в "адрес", где проживала по 1963 год. С 1963 года по 1967 год проживала в "адрес", с июня 1967 года по апрель 1994 года проживала на левом берегу "адрес" (со стороны полигона).
П.Н.В. Н.П. родилась 12 января 1932 года в селе "адрес". С 1949 года по 1953 года училась в "адрес" в педучилище, с 1953 года по 1957 год проживала в "адрес", с 1958 года по 1963 год проживала в "адрес", с 1963 года по 1967 год проживала в "адрес", с июня 1967 года по апрель 1995 года проживала на левом берегу "адрес" (со стороны полигона).
Имеют удостоверения Республики Казахстан, подтверждающие право на льготы пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне. Вместе с тем, ответчиком им было отказано в приеме документов и отнесении к числу пострадавших в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, поскольку указанный поселок отсутствует в перечне пострадавших территорий, утвержденном Правительством РФ. Полагают, что с учетом Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" они приобрели право на меры социальной поддержки для лиц, пострадавших в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Судом постановлено указанное выше решение.
Не согласившись с постановленным судом решением, П.Н.В. Н.В., П.Н.В. Н.П. обратились с апелляционной жалобой, в которой просил решение отменить и принять по делу новое решение, которым заявленные исковые требования удовлетворить.
Проверив материалы дела в объеме доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав П.Н.В. Н.В., поддержавшую доводы жалобы, обсудив указанные доводы, выслушав истца П.Н.В. Н., судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что П.Н.В. Н.П., 12.01.1932 года рождения, с 1949 по 1953 гг. и с июля 1967 по апрель 1995 гг. проживала в "адрес", с 1953 по 1957 гг. в "адрес", бывшей Казахской ССР., с 1958 по 1963 гг. в "адрес", с 1963 по 1967 гг. в "адрес".
П.Н.В. Н.В., 13.04.1960 года рождения проживала с 13.04.1960 г. по 30.06.1963 г. в "адрес", с 01.07.1963 г. по 31.05.1967 г. в "адрес" и 01.06.1967 г. по 30.04.1994 г. в "адрес", бывшей Казахской ССР.
Согласно справке Комитета по ликвидации последствий ядерных испытаний при "адрес" администрации N 225 от 22 ноября 2004 года и N 230 от 07 декабря 1993 года "адрес" находится в зоне повышенного радиационного риска с дозой воздействия на население от 7 до 35 бэр.
Компетентным органом Республики Казахстан в соответствии с законодательством этой страны истцам были выданы справки и соответствующие удостоверения, подтверждающие право на льготы пострадавшим вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне, как лицам, проживавшим в зоне максимального радиационного риска.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопительную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), гарантируются меры социальной поддержки.
Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне определяется Правительством Российской Федерации.
Федеральным законодателем определены обязательные условия предоставления гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, мер социальной поддержки, а именно: проживание в 1949 - 1963 годах в определенных населенных пунктах и получение ими суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 5 сЗв (бэр).
Статьей 5 названного Федерального закона предусмотрено, что гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления. Порядок выдачи этих удостоверений определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу пункта 2 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2004 года N 634, отнесение граждан к категории лиц, определенных статьей 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке, и заключения о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения вследствие указанных ядерных испытаний, форма которого утверждается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке.
Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определен распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 марта 1995 года N 356-р (действовавшему в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2002 года N 156-р). Из указанного Перечня следует, что населенные пункты дифференцировались в зависимости от полученной населением суммарной (накопительной) эффективной дозы облучения вследствие проведения ядерных испытаний 29 августа 1949 года и 7 августа 1962 года.
Город Семипалатинск Восточно-Казахстанской области не включен в Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 15 марта 1995 года N 356-р, поэтому вопрос о возможности признания истцов лицами, подвергшимися радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 04.12.2007 г. N 960-О-П, что при решении вопроса об отнесении граждан к категориям лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в каждом конкретном случае необходимо устанавливать, мог ли гражданин получить суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Судом первой инстанции была назначена экспертиза для определения значений суммарных (накопленных) эффективных доз облучения, производство которой поручено Краевому государственному бюджетному учреждению "Научно-исследовательский институт региональных медико-экологических проблем".
В соответствии с Методическими указаниями МУ 2.6.1.2574-2010"Определение суммарных (накопленных) эффективных доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 21 января 2010 г. N 5, возложены функции определения суммарных (эффективных) доз облучения граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и выдач соответствующих заключений.
Указанные методические указания зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ 18.03.2010 года, введены в действие с 04.05.2010 года и являются обязательными к применению при определении суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения, дающей право на получение установленных Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" льгот и компенсаций в порядке обеспечения гарантий социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
По заключению экспертов П.Н.В. Н.П., 12.01.1932 г.р., проживая с 1949 по 1953 гг. и с июня 1967 по апрель 1995 гг. в "адрес", с 1953 по 1957 гг. в "адрес" бывшей Казахской ССР., с 1958 по 1963 гг. в "адрес", с 1963 по 1967 гг. в "адрес", в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне могла получить суммарную (накопленную) эффективную дозу не более 5 сЗв. - 0.45 сЗв. Этот вывод подтверждается отсутствием радиоактивных выпадений в "адрес" бывшей Казахской ССР, "адрес" и "адрес", в периоды проживания там П.Н.В. Н.П., которые могли бы сформировать эффективную дозу для населения более 5 сЗв., при проведении ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
П.Н.В. Н.В., 13.04.1960 г.р. проживая с 13.04.1960 г. по 30.06.1963 г. в "адрес" с 01.07.1963 г. по 31.05.1967 г. в "адрес" и 01.06.1967 г. по 30.04.1994 г. в "адрес" бывшей Казахской ССР, в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне могла получить суммарную (накопленную) эффективную дозу не более 5 сЗв. - 1.23 сЗв ... Этот вывод подтверждается отсутствием радиоактивных выпадений в "адрес" и "адрес" бывшей Казахской ССР, в периоды проживания там П.Н.В. Н.В., которые могли бы сформировать эффективную дозу для населения более 5 сЗв., при проведении ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Заключение о соответствии (несоответствии) полученных истцами суммарных (накопленных) эффективных доз облучения законодательной норме дано в соответствии с Методическими указаниями МУ 2.6.1.2574-2010. Правильность выводов экспертов, выявивших наличие у истцов суммарной (эффективной) дозы облучения в размере не более 5 сЗв истцами не опровергнуто.
Других доказательств, полученных в установленном действующим на территории РФ порядке, подтверждающих факт получения истцами суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения вследствие проведения ядерных испытаний свыше 5 сЗв, ими не представлено.
Представленные истцами справки Комитета по ликвидации последствий ядерных испытаний при Семипалатинской области администрации от 02.11.1994г. N 225, от 07.12.1993г. N 230 не могут свидетельствовать о наличии у них суммарной эффективной эквивалентной дозы облучения, дающей право на получение мер социальной поддержки по законодательству Российской Федерации, поскольку не отвечают требованиям законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы признания граждан лицами, пострадавшими вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и поэтому не имеют юридической силы на территории Российской Федерации.
Также не влечет предоставление соответствующих льгот на территории Российской Федерации удостоверения истцов, подтверждающее, что они являлись лицами, пострадавшими вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне, выданные в Республике Казахстан, поскольку данные документы предоставляют право на получение льгот на территории Республики Казахстан в соответствии с Законом республики Казахстан от 18.12.1992 года "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".
Предоставление в Российской Федерации на основании указанных удостоверений мер социальной поддержки возможно только в соответствии с международными договорами.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" даны разъяснения о том, что при рассмотрении судом гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой международный договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, части 1 и 3 статьи 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", часть 2 статьи 7 ГК РФ).
Однако международных договоров между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне не имеется, следовательно, нет законных оснований для применения при рассмотрении оспариваемого дела норм права иностранного государства - Республики Казахстан на территории Российской Федерации.
Доводы истцов, изложенные в апелляционной жалобе, о незаконности решения суда повторяют обстоятельства, на которые они ссылались в исковом заявлении и в суде в ходе судебного разбирательства по данному делу и которые являлись предметом исследования и оценки суда, мотивы принятия решения об отказе в иске подробно судом изложены.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение принятого решения и предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом не допущено. Доводов, опровергающих правильность выводов суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьей 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда Волгограда от 14 октября 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу истцов П.Н.В., П.Н.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.