Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Андреева А.А.,
судей Балашовой И.Б., Серышевой Н.И.,
при секретаре Крюковой О.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Волгограда в интересах Ролик Ольги Сергеевны к администрации Волгограда, департаменту по жилищной политике о признании незаконными распоряжения департамента по жилищной политике администрации Волгограда от 10 апреля 2013 года N 146 в части исключения Ролик Ольги Сергеевны, составом семьи 2 человека, из числа участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 -2015 г.г.; распоряжения департамента по жилищной политике администрации Волгограда 9 апреля 2013 года N 142 в части отказа Ролик Ольге Сергеевне, составом семьи 2 человека, в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома молодым семьям - участникам подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 г.г.; о восстановлении в числе участников подпрограммы; о понуждении выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома молодым семьям - участникам подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 г.г.
по апелляционной и дополнительной к ней жалобам представителя департамента по жилищной политике администрации Волгограда - Костровой Р.В.
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 9 сентября 2013 года, которым постановлено:
Исковые требования прокурора Волгограда в интересах Ролик Ольги Сергеевны к администрации Волгограда, департаменту по жилищной политике о признании незаконными распоряжения департамента по жилищной политике администрации Волгограда от 10 апреля 2013 года. N 146 в части исключения Ролик Ольги Сергеевны, составом семьи 2 человека, из числа участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 -2015 г.г.; распоряжения департамента по жилищной политике администрации Волгограда 9 апреля 2013 года N 142 в части отказа Ролик Ольге Сергеевне, составом семьи 2 человека, в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома молодым семьям - участникам подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 г.г.; о восстановлении в числе участников подпрограммы; о понуждении выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома молодым семьям - участникам подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 г.г., удовлетворить.
Признать незаконным п.п. 1.2 п. 1 распоряжения департамента по жилищной политике администрации Волгограда от 10 апреля 2013 года N 146 в части исключения Ролик Ольги Сергеевны, составом семьи 2 человека, из числа участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 -2015 г.г.
Восстановить Ролик Ольгу Сергеевну, составом семьи 2 человека, в числе участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 г.г.
Признать незаконным п.п. 1.2 п. 1 распоряжения департамента по жилищной политике администрации Волгограда 9 апреля 2013 года N 142 в части отказа Ролик Ольге Сергеевне, составом семьи 2 человека, в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома молодым семьям - участникам подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 г.г.
Обязать администрацию Волгограда выдать Ролик Ольге
Сергеевне, составом семьи 2 человека, свидетельство о праве на получение
социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство
индивидуального жилого дома молодым семьям - участникам подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 г.г.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Балашовой И.Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Волгограда в интересах Ролик О.С. обратился в суд с иском к администрации Волгограда, департаменту по жилищной политике указывая о том, что на основании распоряжения департамента по жилищной политике администрации Волгограда от 31 августа 2012 года N 329 "Об утверждении списка молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2013 году" семья Ролик О.С. включена в список участников Подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2013 году по муниципальному образованию городской округ город-герой Волгоград, по дате подачи заявления (5 мая 2008 года) под номером 91.
Согласно запросу жилищного отдела по Советскому району управления по ведению учета нуждающихся и реализации жилищных программ департамента от 2 апреля 2013 года в адрес управляющего Волгоградского отделения N 8621 ОАО " ... " семья Ролик О.С. направлена для подтверждения признания молодой семьи как семьи, имеющей доходы, позволяющие получить кредит либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. При этом в данном запросе конкретная стоимость кредита не указана. Согласно объяснениям Ролик О.С., данным в прокуратуре города, сотрудниками департамента ей названа необходимая сумма в размере " ... " руб., которую она указала в уполномоченном банке как необходимую ей.
В этой связи, Ролик О.С. в департамент представлена справка, выданная дополнительным офисом N " ... " Волгоградского отделения N " ... " ОАО " ... ", о возможном размере жилищного кредита в сумме " ... " руб.
Также Ролик О.С. 2 апреля 2013 года взята справка в указанном отделении Сбербанка о максимально возможной сумме кредита, которая составила " ... " руб. 19 коп.
Распоряжением департамента по жилищной политике администрации Волгограда от 9 апреля 2013 года N 142, со ссылкой на п. 27 "Правил предоставления молодым семьям социальным выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования", Ролик О.С. отказано в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома молодым семьям.
Распоряжением департамента от 10 апреля 2013 года N 146 Ролик О.С. исключена из числа участников Подпрограммы.
Из письма департамента Ролик О.С. стало известно, что для оплаты расчетной стоимости жилья, в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, ее семье необходимо наличие денежных средств в сумме не менее " ... " руб.
Прокурор полагал, что семье Ролик О.С. необоснованно отказано в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты и она безосновательно исключена из числа участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", поскольку справка, выданная дополнительным офисом N " ... " Волгоградского отделения N " ... " ОАО " ... ", о максимально возможном размере жилищного кредита в сумме " ... " руб. 19 коп., подтверждает право Ролик О.С. на получение социальной выплаты.
Кроме того, администрацией Волгограда 2 октября 2009 года выдано разрешение N " ... " на строительство отдельно стоящего жилого дома Ролик О.С., в настоящее время степень готовности объекта незавершенного строительства составляет 10%. Социальную выплату Ролик О.С. планировала использовать для заключения договора строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома. Наличие в собственности Ролик О.С. недостроенного жилого дома департаментом при подсчете суммы доходов учтено не было. Также, в соответствии с п. 10 Правил социальная выплата предоставляется в размере не менее 35 процентов расчетной (средней) стоимости жилья. Однако, сумма денежных средств, достаточная для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, для Ролик О.С. не указана ни в ответах департамента на ее обращения, ни в запросе в уполномоченный банк.
Сославшись на указанные обстоятельства, просил о признании незаконными распоряжения департамента по жилищной политике администрации Волгограда от 10 апреля 2013 года N 146 в части исключения Ролик Ольги Сергеевны, составом семьи 2 человека, из числа участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 -2015 г.г.; распоряжения департамента по жилищной политике администрации Волгограда 9 апреля 2013 года N 142 в части отказа Ролик Ольге Сергеевне, составом семьи 2 человека, в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома молодым семьям - участникам подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 г.г.; о восстановлении в числе участников подпрограммы; о понуждении выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома молодым семьям - участникам подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 г.г.
Судом постановлено указанное выше решение.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, представитель департамента по жилищной политике администрации Волгограда - Кострова Р.В. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
В обоснование жалобы указала на нарушение и неправильное применение судом норм материального права и норм процессуального права.
Выслушав Тупикову Н.Н., представляющую одновременно интересы администрации Волгограда и департамента по жилищной политике администрации Волгограда, поддержавшую доводы жалоб, истца Ролик О.С., возражавшую против удовлетворения жалоб, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствие статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы (далее Правила).
В соответствии с пунктом 2 Правил, социальные выплаты используются в том числе для оплаты цены договора строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома (подпункт "б");
Согласно пункту 27 Правил для получения свидетельства молодая семья-претендент на получение социальной выплаты в соответствующем году в течение 1 месяца после получения уведомления о необходимости представления документов для получения свидетельства направляет в орган местного самоуправления по месту своего постоянного жительства заявление о выдаче свидетельства (в произвольной форме) и в случае использования социальных выплат в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Правил (для оплаты цены договора строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома), следующие документы: копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи; документ, подтверждающий признание молодой семьи, нуждающейся в жилых помещениях, документы, подтверждающие признание молодой семьи, имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. Основаниями для отказа в выдаче свидетельства являются нарушение установленного срока представления необходимых документов для получения свидетельства, непредставление или представление не в полном объеме указанных документов, недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах, а также несоответствие жилого помещения, приобретенного (построенного) с помощью заемных средств, требованиям пункта 32 Правил.
Согласно условиям Подпрограммы, планируемая социальная выплата для молодых семей, имеющих 1 ребенка или более, а также для неполных молодых семей, состоящих из 1 молодого родителя и 1 ребенка или более, составляет 35% от расчетной стоимости жилья.
Расчет размера социальной выплаты производится исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности, количества членов молодой семьи - участницы Подпрограммы и норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по муниципальному образованию, в котором молодая семья включена в список участников Подпрограммы (пункт 11 Правил).
Размер общей площади жилого помещения, с учетом которой определяется размер социальной выплаты, составляет для семьи, состоящей из 2 человек (молодые супруги или 1 молодой родитель и ребенок) - 42 кв. метра (подпункт "а" пункта 12 Правил).
На состав семьи из 2 человек расчет стоимости жилья производится следующим образом: ( " ... " руб. (стоимость 1 кв. м) х 42 кв. м (норма обеспечения жилья на 2 чел.) = 1 " ... " рублей (пункт 13 Правил).
Для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты необходимо наличие достаточных средств в сумме не менее " ... " руб. (65% от расчетной стоимости жилья).
Из материалов дела усматривается, что
семья Ролик О.С. составом 2 человека, признана участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей на территории городского округа город-герой Волгоград" комплексной муниципальной целевой программы "Жилище" на 2008-2010 годы, социальную выплату намерена использовать для оплаты цены договора строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома;
Распоряжением департамента по жилищной политике администрации Волгограда от 31 августа 2012 года N 329 "Об утверждении списка молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2013 году" семья Ролик О.С. включена в список участников Подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2013 году по муниципальному образованию городской округ город-герой Волгоград, по дате подачи заявления (5 мая 2008 года) под номером 91.
6 марта 2013 года департамент уведомил Ролик О.С. о необходимости предоставления документов для получения социальной выплаты.
4 апреля 2013 года Ролик О.С. подано заявление о выдаче свидетельства в рамках подпрограммы и требуемые документы. В качестве документа, подтверждающего признание молодой семьи, как семьи, имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой выплаты, представлена справка о максимально возможном размере "Жилищного кредита" в сумме " ... " рублей.
Распоряжением департамента от 9 апреля 2013 года N 142 семье Ролик О.С. отказано в выдаче свидетельства в связи с отсутствием документа, подтверждающего признание молодой семьи, как семьи, имеющей доходы, позволяющие получить кредит, распоряжением департамента от 10 апреля 2013 года N 146 семья Ролик О.С., составом 2 человека, исключена из числа участников Подпрограммы на основании - пункта 27, подпункта "а" пункта 18 Правил, пункта 3.2 Порядка реализации мероприятий по предоставлению социальных выплат молодым семьям для приобретения жилья или строительства индивидуального жилого дома в рамках долгосрочной областной целевой программы "Молодой семье - доступное жилье" на 2011-2015 годы, приведенного в приложении N 5 к Программе.
Разрешая спор, суд установил, что 2 апреля 2013 года жилищным отделом по Советскому району управления по ведению учета нуждающихся и реализации жилищных программ Департамента Ролик О.С. направлена в Волгоградское отделение N 8621 ОАО " ... " для подтверждения признания молодой семьи, как семьи, имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой выплаты. Жилищным отделом Ролик О.С. выдан соответствующий запрос, при этом в данном запросе конкретная максимально возможная сумма кредита указана не была.
Согласно объяснениям Ролик О.С., данным в прокуратуре, а потом и в судебном заседании, сотрудниками департамента ей названа необходимая сумма в размере 820000 рублей, которую она указала в уполномоченном банке как необходимую ей.
2 апреля 2013 года Ролик О.С. в кредитном учреждении получила справку со сведениями о возможности предоставления "Жилищного кредита" в максимально возможном размере в сумме " ... " рублей, которую впоследствии представила в департамент. Одновременно Ролик О.С. в том же кредитном учреждении получила другую справку, подтверждающую возможность предоставления кредита на сумму " ... " рублей.
Таким образом, Ролик О.С. владела документом, подтверждающим признание молодой семьи, нуждающейся в жилых помещениях, документы, подтверждающие признание молодой семьи, имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты и имела возможность оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Пункт 27 Правил возлагает на орган местного самоуправления обязанность по организации работы по проверке содержащихся в документах сведений, предоставляемых претендентами на получение социальных выплат.
Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что такая работа проведена не была, что и явилось следствием принятия оспариваемых распоряжений.
При таких данных, суд первой инстанции, пришел к правильному и обоснованному выводу о незаконности распоряжения об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты.
Обоснованным является и вывод суда о незаконности распоряжения департамента об исключении семьи Ролик О.С. из числа участников Подпрограммы, поскольку возможность исключения граждан из числа участников подпрограммы Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы не предусмотрена, а предусмотрена лишь возможность внесения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации изменений в утвержденные списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат, при этом основаниями для внесения таких изменений являются случаи, когда молодые семьи - претенденты на получение социальной выплаты не представили необходимых документов для получения свидетельства в установленный пунктом 27 настоящих правил срок или в течение срока действия свидетельства отказались от получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения, или по иным причинам не смогли воспользоваться этой социальной выплатой (пункт 26 Правил). Таких случаев применительно к семье Ролик О.С. при рассмотрении данного гражданского дела не установлено.
Решение суда о восстановлении Ролик О.С. составом семьи 2 человека, в числе участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 г.г. соответствует требованиям части 1 статьи 258 ГПК РФ.
Вместе с тем, заслуживают внимание доводы жалобы о необоснованности возложения на администрацию Волгограда выдать семье Ролик О.С. свидетельство
о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома молодым семьям - участникам подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 г.г.
Исходя из положений Долгосрочной областной целевой программы "Молодой семье-доступное жилье" на 2011-2015 годы", утвержденной постановлением администрации Волгоградской области от 14 декабря 2010 года N 658-п, обязанность администрации Волгограда по выдаче свидетельств, подтверждающих право молодой семьи на социальную выплату для приобретения жилья прямо связана с поступлением соответствующих средств из бюджета Волгоградской области, при этом выдача свидетельств, производится в порядке очередности, установленной списком молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты. Очередность в списке формируется в порядке подачи заявлений участниками программы.
Соответственно свидетельство о праве на получение социальной выплаты семье Ролик О.С. должно быть предоставлено в порядке очереди. Как указывалось выше, семья Ролик О.С. поставлена в очередь по дате подачи под порядковым номером 91. Доказательств того, что свидетельства выданы предыдущим очередникам материалы дела не содержат. Предоставление свидетельства семье Ролик О.С. вне очереди приведет к нарушению прав иных участников подпрограммы, включенных в список на 2013 год, ранее семьи Ролик О.С., что недопустимо.
При таких данных, постановленное судом в вышеуказанной части не соответствует требованиям ст. 195 Гражданского процессуального кодекса РФ о законности и обоснованности судебного решения, в этой части судебная коллегия считает необходимым решение суда отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении требований прокурора Волгограда о возложении на администрацию Волгограда обязанности выдать Ролик Ольге
Сергеевне, составом семьи 2 человека, свидетельство о праве на получение
социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство
индивидуального жилого дома молодым семьям - участникам подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 г.г. отказать.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 9 сентября 2013 года в части возложении на администрацию Волгограда обязанности выдать Ролик Ольге
Сергеевне, составом семьи 2 человека, свидетельство о праве на получение
социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство
индивидуального жилого дома молодым семьям - участникам подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 г.г. отменить, постановить в этой части новое решение, которым в удовлетворении названных требований отказать.
В остальной части это же решение оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнение к ней представителя департамента по жилищной политике администрации Волгограда - Костровой Р.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.