Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Образцова О.В.,
судей Беляковой В.Н., Белозеровой Л.В.,
при секретаре Куликовой Е.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Михайловой И.Н., действующей по доверенности Виролайнен Л.Д. на решение Белозерского районного суда Вологодской области от 07 октября 2013 года, которым исковые требования Виролайнен Л.Д. удовлетворены частично.
На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Белозерском районе Вологодской области возложена обязанность зачесть Виролайнен Л.Д. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, следующие периоды: с 02 января 1987 года по 31 января 1993 года, с 01 февраля 1993 года по 30 сентября 1993 года, с 03 марта 2003 года по 15 апреля 2003 года, с 26 февраля 2008 года по 31 марта 2008 года.
В остальной части иска отказано.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Беляковой В.Н., объяснения Михайловой И.Н., действующей по доверенности Виролайнен Л.Д., Горбачевой С.А., представляющей интересы Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Белозерском районе Вологодской области, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Белозерском районе Вологодской области (далее ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Белозерском районе, пенсионный орган) от "ДАТА" N ... Виролайнен Л.Д. отказано в назначении досрочно трудовой пенсии на основании подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" ввиду отсутствия необходимого специального стажа.
На 08 октября 2010 года специальный стаж Виролайнен Л.Д. определен пенсионным органом в 14 лет 01 месяц 13 дней. При этом в такой стаж ей не зачтены периоды работы:
- с 02 января 1987 года по 31 января 1993 года в качестве старшей медсестры детского сада ... ;
- с 01 февраля 1993 года по 14 мая 2002 года в качестве старшей медсестры ... детского сада;
- с 15 мая 2002 года по 23 сентября 2002 года в качестве медицинской сестры стационарного отделения МУ "Комплексный центр социального обслуживания населения", так как наименования вышеназванных учреждений не предусмотрены Списком учреждений;
- с 03 марта 2003 года по 15 апреля 2003 года, с 26 февраля 2008 года по 31 марта 2008 года - курсы усовершенствования;
- с 06 октября 2003 по 09 октября 2003 года - отпуск без сохранения заработной платы, согласно Правилам N 516.
Виролайнен Л.Д. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Белозерском районе о назначении пенсии.
Ссылаясь на то, что в период её работы медицинской сестрой в детских садах действовало постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N1397, которым была предусмотрена возможность включения этой работы, как в медицинский, так и в педагогический стаж, просила зачесть периоды её работы старшей медсестрой в детских садах. Указывая, что во время работы медицинской сестрой стационарного отделения Муниципального учреждения "Комплексный центр социального обслуживания населения" занималась выполнением профилактических и лечебно-диагностических процедур, назначенных врачом, оказанием неотложной доврачебной помощи, проведением отбора материала для исследований (забор крови, мазков) лицам, нуждающимся в медицинском обслуживании, полагала, что этот период также подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии. Для зачета времени нахождения на курсах повышения квалификации, сослалась на положения статьи 187 Трудового кодекса Российской Федерации и факт работы в это время медсестрой в МУ " ... ". Также просила зачесть в льготный стаж время отпуска без сохранения заработной платы и назначить пенсию с момента обращения в пенсионный орган.
В судебном заседании представитель истца Михайлова И.Н. заявленные требования поддержала.
Представитель ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Белозерском районе Карпуничева Л.В.с иском не согласилась, указав, что включение спорных периодов в льготный стаж не предусмотрено действующим законодательством, поэтому оснований для удовлетворения требований Виролайнен Л.Д. нет.
Представитель МУ "Комплексный центр социального обслуживания населения", привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе Михайловой И.Н., действующей по доверенности Виролайнен Л.Д., поставлен вопрос об отмене решения в части отказа во включении в специальный стаж периодов работы старшей медицинской сестрой детского сада и в качестве медицинской сестры стационарного отделения МУ "Комплексный центр социального обслуживания населения", по мотиву несоответствия выводов суда в этой части решения фактическим обстоятельствам дела.
В возражениях на жалобу ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Белозерском районе просит решение суда оставить без изменения, считая его правильным.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения в пределах доводов апелляционной жалобы, не нашла оснований для её удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее также Закон N 173-ФЗ) право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 указанного Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Пунктом 2 статьи 27 Закона N 173-ФЗ предусмотрено, что Список соответствующих должностей, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц. В этом же Постановлении указано о соблюдении правовой определенности и связанной с ней предсказуемости законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Частично соглашаясь с решением ответчика и отказывая в удовлетворении требований Виролайнен Л.Д. о зачете в специальный стаж периода ее работы в должности старшей медсестры ... детского сада с 01 октября 1993 года по 14 мая 2002 года, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что до 1 октября 1993 года выслуга медицинских работников определялась в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", которым были предусмотрены медицинские сестры (все, независимо от наименования должности), работающие в детских садах, детских яслях и объединенный яслях-садах.
Ни действующим в настоящее время постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, ни действовавшими ранее постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" и постановлением Совета Министров Российской Федерации от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" не предусмотрено право на установление пенсии на льготных условиях лицам, работавшим медицинскими сестрами в детских яслях, детских садах и детских комбинатах.
Медицинские сестры таких учреждений как детские ясли, детские сады, детские комбинаты в Списках, утвержденных указанными нормативными правовыми актами, не предусмотрены.
В Номенклатуру учреждений здравоохранения детские ясли, детские сады и детские комбинаты не включены.
При изложенных обстоятельствах период работы истицы в должности старшей медицинской сестры в детских садах со 02 января 1987 года обоснованно был частично включен судом в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, а именно - до 1 октября 1993 года, поскольку с 1 октября 1993 года было введено в действие постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953, нормы которого исключали возможность применения на территории Российской Федерации с этой даты постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397.
Доводы подателя апелляционной жалобы, о том, что и после прекращения действия постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 за её доверителем должно сохраняться право на включение в специальный стаж периодов ее работы в должности старшей медсестры в детском саду по существу сводятся к внесению изменений в действующее законодательство, что к компетенции судов, как она определена Конституцией Российской Федерации (статьи 10, 46, глава 7), не относится.
Ссылки апеллянта на инструктивное письмо Министерства соцобеспечения РСФСР N 1-63-И "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" от 30 июня 1986 года, которым разъяснен порядок применения Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", и предусмотрено суммирование медицинского и педагогического стажа, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку как следует из материалов дела, в период с 01 октября 1993 года по 14 мая 2002 года Виролайнен Л.Д. помимо старшей медсестры иные должности не занимала.
Судебная коллегия суда апелляционной инстанции также соглашается с выводом суда об отказе во включении в специальный стаж истицы периода работы с 15 мая 2002 года по 23 сентября 2002 года в качестве медицинской сестры стационарного отделения МУ "Комплексный центр социального обслуживания населения".
К учреждениям социального обслуживания, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, отнесены: социальный приют для детей и подростков; реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями; социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних; дом-интернат для престарелых и инвалидов; социальный дом-интернат для престарелых и инвалидов; психоневрологический интернат; детский дом-интернат для умственно отсталых детей; дом-интернат для детей с физическими недостатками; дом милосердия; геронтологический (геронтопсихиатрический, гериатрический) центр; реабилитационный центр для лиц с умственной отсталостью; дом ночного пребывания, социальный приют, социальная гостиница, центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий.
Поскольку работа истицы с 15 мая 2002 года по 23 сентября 2002 года в качестве медицинской сестры стационарного отделения МУ "Комплексный центр социального обслуживания населения" не является работой в учреждениях, поименованных в Списке, у суда первой инстанции не было достаточных оснований для включения этого периода в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Доводы подателя жалобы о том, что Виролайнен Л.Д. в период работы в МУ "Комплексный центр социального обслуживания населения" занималась лечебной деятельностью по охране здоровья населения, несостоятельны, поскольку достоверными доказательствами они не подтверждены.
Так, согласно пункту 1.1 Устава МУ "Комплексный центр социального обслуживания населения", названное учреждение осуществляет на территории района организационную и практическую деятельность по оказанию социальных услуг гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации.
В силу главы 3 Устава предметом деятельности учреждения является социальное обслуживание граждан; общими направлениями его структурных подразделений являются: выявление и учет граждан, нуждающихся в социальной поддержке; оказание гражданам социально, социально-педагогических психологических, медицинских, бытовых, консультативных услуг, социальная реабилитация детей-инвалидов, оказание помощи женщинам и детям - жертвам насилия в семье, участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних.
Из вышеуказанного следует, что лечебная деятельность не входит в перечень основных видов деятельности данного Центра, основная направленность которого заключается в оказании социальной помощи определенным категориям граждан.
Таким образом, судебная коллегия считает, что доводы подателя апелляционной жалобы не опровергают правильности выводов суда и не содержат правовых оснований к отмене решения в оспариваемой части.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Белозерского районного суда Вологодской области от 07 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Михайловой И.Н., действующей по доверенности Виролайнен Л.Д. - без удовлетворения.
Председательствующий: О.В.Образцов
Судьи: В.Н.Белякова
Л.В.Белозерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.