Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Охапкиной Г.А.,
судей Слепухина Л.М., Соколовой М.В.,
при секретаре Кудряшовой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Калиничевой С. Ф. на решение Тотемского районного суда от 18 сентября 2013 года, которым Калиничевой С. Ф. в удовлетворении заявления к администрации муниципального образования "Мосеевское" о признании незаконным отказа в регистрации по месту жительства по адресу: "адрес" - отказано.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Слепухина Л.М., объяснения представителей МО "Мосеевское" Тотемского муниципального района Новоселова А.А. и Новоселовой Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Калиничева С.Ф. обратилась в суд в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с заявлением о признании незаконным решения администрации МО "Мосеевское" об отказе в регистрации ее по адресу фактического проживания, возложении на заинтересованное лицо обязанности принять документы на регистрацию и зарегистрировать ее по адресу фактического проживания.
В обоснование требований указала, что с "ДАТА" она зарегистрирована по адресу: "адрес", однако фактически проживает на протяжении семи лет со своей семьей в квартире "адрес", предоставленной ей в период работы в ... по договору поднайма на срок до 2008 года. По указанному адресу имела временную регистрацию. С июля 2008 года в регистрации по месту проживания администрацией МО "Мосеевское" ей было отказано. В 2011 году ... ликвидирован, жилой дом в муниципальную собственность не передан и бесхозяйным не признан. В связи с этим МО "Мосеевское" документы для регистрации ее по месту жительства не принимает, вопрос о статусе жилых помещений не решает, чем нарушает ее жилищные права.
В судебном заседании Калиничева С.Ф. требования, по изложенным в заявлении основаниям, поддержала.
Представитель администрации МО "Мосеевское" по доверенности Новоселова Н.В. в судебном заседании пояснила, что ... , с которым у заявителя был заключен договор поднайма, ликвидирован, срок действия договора поднайма от 2007 года истек в 2008 году. С 01 октября 2010 года дом, в котором проживает Калиничева С.Ф., на балансе ... не числится. В настоящее время на указанную квартиру заказан технический паспорт с целью постановки квартиры на учет как бесхозяйной. Квартира "адрес", будет предоставлена Калиничевой С.Ф. после принятия дома в муниципальную собственность. В настоящее время необходимые документы на жилое помещение отсутствуют, по этой причине Калиничевой С.Ф. отказано в приеме документов на регистрацию по месту жительства.
Представитель межрайонного отдела УФМС России по Вологодской области в Тотемском районе в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, представил отзыв, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, указал, что Калиничева С.Ф. с заявлением о регистрации по месту жительства в УФМС не обращалась.
Представитель администрации Тотемского района по доверенности Шадрунова О.Н. в судебном заседании пояснила, что документы на регистрацию по месту жительства от Калиничевой С.Ф. в администрацию района не поступали.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Калиничевой С.Ф. поставлен вопрос об отмене решения по мотиву неправильного определения судом обстоятельств, имеющих значение для дела. В обоснование приводятся прежние доводы.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, заслушав объяснения представителей МО "Мосеевское" Новоселова А.А. и Новоселовой Н.В., полагавших решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 25.06.1993 N5242-1"О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" действия или бездействие государственных и иных органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и иных юридических и физических лиц, затрагивающие право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, могут быть обжалованы гражданами в вышестоящий в порядке подчиненности орган, вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу либо непосредственно в суд.
В силу статей 254, 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК Российской Федерации) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
По смыслу данной нормы процессуального права для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
При этом, исходя из положений статей 247, 249 ГПК Российской Федерации, обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействий) возлагается на органы и лиц, которые их приняли или совершили, а обязанность по доказыванию того, какие права и свободы нарушены этими решениями, действиями (бездействием), соответственно на лицо, которое их обжалует.
Разрешая требования, суд первой инстанции установил, что жилой дом "адрес", построен ... в 1981 году, расположенная в этом доме квартира N ... была предоставлена Калиничевой С.Ф. ... , правопреемником ... , на основании договора поднайма жилого помещения N ... от "ДАТА" на срок с 10 июля 2007 года по 09 июля 2008 года.
... прекратил свою деятельность 12 августа 2011 года и был исключен из Единого государственного реестра юридических лиц. Однако жилой дом "адрес" в муниципальную собственность не передан, сведения о праве собственности на нее в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области отсутствуют. Бесхозяйным дом также не признан.
Отказывая в удовлетворении заявления о возложении обязанности на заинтересованное лицо зарегистрировать Калиничеву С.Ф. по месту жительства, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что в компетенцию МО "Мосеевское при наличии территориального органа УФМС России - Тотемского межрайонного отдела УФМС, не входит разрешение вопроса о регистрации гражданина по месту жительства, а требование о регистрации к межрайонному отделу УФМС России по Вологодской области Калиничевой С.Ф. не заявлено.
Вместе с тем решение суда в части отказа в удовлетворении требования Калиничевой С.Ф. о признании незаконным отказа МО "Мосеевское" в принятии от заявителя документов для прохождения процедуры регистрации по месту жительства судебная коллегия полагает необоснованным.
Согласно статье 4 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной полосе или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации являются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в остальных населенных пунктах - местная администрация.
В соответствии с Правилами регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N713 и по установленному органами местного самоуправления и Тотемским межрайонным отделом УФМС России по Вологодской области порядку, документы для регистрации вместе с заявлением гражданин предоставляет в муниципальное образование (в данном случае в МО "Мосеевское"), специалист которого после проверки направляет их в администрацию района. Администрация района после проверки документов при наличии правовых оснований направляет их в межрайонный территориальный отдел УФМС России по Вологодской области для регистрации гражданина по месту жительства.
На основании изложенного следует, что, несмотря на то, что МО "Мосеевское" не имеет полномочий на регистрацию Калиничевой С.Ф., однако в его обязанности входит принятие заявления от гражданина вместе с документами, и направление их уполномоченному лицу в администрацию района для последующей передачи в УФМС для решения вопроса о регистрации.
Из материалов дела следует, что заявитель Калиничева С.Ф. неоднократно обращалась в МО "Мосеевское" по вопросу регистрации ее по месту жительства, однако в принятии заявления ей было отказано, вследствие чего процедура регистрации, в том числе подготовка необходимых документов муниципальным образованием не проведена и документы не переданы в администрацию района и в Тотемский межрайонный отдел УФМС России по Вологодской области.
Между тем, обязанность МО "Мосеевское" принять заявление, зарегистрировать его и рассмотреть в установленные законом сроки предусмотрена Законом Российской Федерации "О порядке рассмотрения обращений, заявлений и жалоб граждан" и Федеральным законом от 25.06.1993 N5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".
Поскольку Калиничевой С.Ф. муниципальным образованием "Мосеевское" в нарушение действующего законодательства отказано в принятии документов на регистрацию в соответствующем органе УФМС, этот отказ следует признать незаконным, как нарушающий конституционное право Калиничевой С.Ф. на жилище.
Тот факт, что жилой дом, в котором проживает заявитель, не имеет собственника на момент рассмотрения заявления, не является юридически значимым для данного дела обстоятельством. Правовое значение имеет факт проживания и основания вселения заявителя Калиничевой С.Ф., правомерность которого не оспорена.
Поскольку требования заявителя сводятся к оспариванию действий МО "Мосеевское", выполняющего процедуру приема документов для дальнейшей их передачи для регистрации гражданина в администрацию района и УФМС, судебная коллегия полагает необходимым с учетом наличия права гражданина на обращение с заявлением в орган местного самоуправления, а также фактического проживания в течение длительного периода времени, возложить обязанность на орган местного самоуправления - МО "Мосеевское" по принятию документов Калиничевой С.Ф. на регистрацию.
При таких обстоятельствах решение суда в части отказа в удовлетворении требования Калиничевой С.Ф. о признании незаконным отказа в принятии заявления на регистрацию и возложении обязанности на МО "Мосеевское" принять это заявление, не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об удовлетворении требования в этой части.
Решение суда об отказе в удовлетворении остальных требований судебная коллегия находит законным и обоснованным, поскольку принятие решения о регистрации гражданина по месту жительства является компетенцией межрайонного отдела УФМС России по Вологодской области.
В соответствии со статьей 258 ГПК Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тотемского районного суда Вологодской области от 18 сентября 2013 года в части отказа в удовлетворении требования Калиничевой С. Ф. о признании незаконным отказа муниципального образования "Мосеевское" принять документы на регистрацию по месту жительства отменить.
Принять по делу в этой части новое решение, которым требования Калиничевой С. Ф. удовлетворить.
Признать незаконным отказ муниципального образования "Мосеевское" Тотемского муниципального района Вологодской области в принятии заявления Калиничевой С. Ф. о регистрации по месту жительства по адресу: "адрес".
Обязать муниципальное образование "Мосеевское" принять заявление Калиничевой С. Ф. о регистрации по месту жительства по адресу: "адрес".
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Председательствующий: Г.А. Охапкина
Судьи: Л.М. Слепухин
М.В. Соколова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.