Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Белозеровой Л.В.,
судей Марковой М.В., Вершининой О.Ю.,
при секретаре Шутовой Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления социальной защиты населения администрации г. Вологды на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 08.08.2013, которым на Управление социальной защиты населения администрации г. Вологды возложена обязанность начислить и выплатить Ясинецкой А. С. единовременную материальную помощь на многодетную малоимущую семью, среднедушевой доход которой ниже величины прожиточного минимума, установленного в Вологодской области.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Белозеровой Л.В., объяснения представителя Управления социальной защиты населения администрации г. Вологды по доверенности Гуляева А.А., представителя МБУ СО "Территориальный центр социальной помощи семье и детям г. Вологды" по доверенности Макаровой Т.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
14.02.2013 Ясинецкая А.С. обратилась в Управление социальной защиты населения администрации г. Вологды с заявлением о предоставлении государственной социальной помощи.
Письмом Управления социальной защиты населения администрации г.Вологды от 04.03.2013 N ... Ясинецкая А.С. уведомлена о том, что 26.02.2013 Управлением социальной защиты населения администрации г. Вологды принято решение об отказе в оказании ей единовременной материальной помощи. Ясинецкой А.С. и ФИО рекомендовано трудоустроиться самостоятельно либо через КУ ВО "Центр занятости населения г. Вологды" на любую подходящую работу, заключить соглашение о погашении задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги и оформить субсидию на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Оспаривая правомерность отказа в оказании государственной социальной помощи, 23.04.2013 Ясинецкая А.С. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения администрации г. Вологды.
В обоснование требований указала, что на иждивении её и мужа находятся трое несовершеннолетних детей. Семья имеет задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг более ... рублей, в связи с чем нет возможности оформить субсидию на оплату жилищно-коммунальных услуг. На момент обращения в МБУ СО "Территориальный центр социальной помощи семье и детям г. Вологды" её муж состоял на учете в КУ ВО "ЦЗН Вологодского района". Среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в области. Её семья нуждается в социальной помощи и государственной поддержке, поскольку считается многодетной, малоимущей и находится в трудной жизненной ситуации.
С учетом увеличения размера исковых требований в ходе судебного разбирательства, просила суд: отменить решение Управления социальной защиты населения администрации г. Вологды об отказе в оказании государственной социальной помощи; возложить на ответчика обязанность начислить и выплатить единовременную денежную помощь в размере ... рублей как многодетной малоимущей семье, оказавшейся в трудной жизненной ситуации; назначить ежемесячное социальное пособие в размере ... рублей во исполнение Закона Вологодской области от 01.03.2005 N 1236-ОЗ "О государственной социальной помощи в Вологодской области" с 01 числа месяца с момента обращения и до преодоления трудной жизненной ситуации, так как семья имеет доход ниже прожиточного минимума, установленного в области.
В судебном заседании истец Ясинецкая А.С. и её представитель Григорьева О.В. уточненные требования просили удовлетворить.
Представитель ответчика Управления социальной защиты населения администрации г. Вологды по доверенности Гуляев А.А. требования не признал. Пояснил суду, что оснований для предоставления единовременной социальной помощи семье Ясинецкой А.С. не имеется, поскольку в соответствии со статьей 5(1) Закона Вологодской области от 01.03.2005 N 1236-ОЗ "О государственной социальной помощи в Вологодской области" государственная социальная помощь предоставляется гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде единовременной материальной помощи в случае отсутствия денежных средств на нужды жизнеобеспечения, возникшие в результате обстоятельств, объективно нарушающих жизнедеятельность гражданина (его семьи), которые он (его семья) не может преодолеть самостоятельно. Между тем, супруги Ясинецкие не желают трудоустроиться. С заявлением о предоставлении ежемесячной социальной помощи Ясинецкая А.С. в Управление не обращалась.
Представитель третьего лица МБУ СО "Территориальный центр социальной помощи семье и детям г. Вологды" Макарова Т.В. просила исковые требования оставить без удовлетворения.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе Управление социальной защиты населения администрации г. Вологды просит решение суда отменить. Указывает, что во исполнение части 3 статьи 4 Закона Вологодской области от 01.03.2005 N 1236-ОЗ "О государственной социальной помощи в Вологодской области" Управлением было осуществлено обследование материально-бытового положении семьи, по результатам которого обстоятельств для предоставления государственной социальной помощи не установлено. Ясинецкой А.С. и её мужу для улучшения материального положения семьи и выхода из трудной жизненной ситуации рекомендовано трудоустроится.
В возражениях на апелляционную жалобу Ясинецкая А.С. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений на неё, полагает жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования Ясинецкой А.С., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истец имеет право на предоставление и выплату единовременной материальной помощи, поскольку среднедушевой доход семьи ниже величины прожитого минимума, установленного в Вологодской области.
Между тем, судебная коллегия находит приведенный вывод суда первой инстанции ошибочным, основанным на неправильном толковании положений действующего законодательства по следующим основаниям.
В силу преамбулы к Федеральному закону от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" данный Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ законодательство о государственной социальной помощи состоит из Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", данного Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В силу положений части 1 статьи 5 Федерального закона от 17.07.1999 N178-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
Таким образом, в силу изложенных выше положений действующего федерального законодательства субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по вопросу оказания государственной социальной помощи в части определения размера, условий и порядка назначения и выплаты государственной социальной помощи.
В соответствии со статьей 2 Закона Вологодской области от 01.03.2005 N1236-ОЗ "О государственной социальной помощи в Вологодской области" государственная социальная помощь предоставляется малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в области.
Судом первой инстанции установлено, что в состав семьи Ясинецкой А.С. входят муж - ФИО, сын - ФИО1, "ДАТА" года рождения, дочери - ФИО2, "ДАТА" года рождения, и ФИО3, "ДАТА" года рождения. Данная семья является многодетной, малоимущей, имеет среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Вологодской области. Данные обстоятельства стороной ответчика в ходе судебного разбирательства также не оспаривались.
Между тем, из материалов дела следует, что Ясинецкая А.С. и ФИО на момент подачи заявления в Управление социальной защиты населения администрации г. Вологды не трудоустроены, ФИО состоит на учете в КУ ВО "Центр занятости населения г. Вологды", Ясинецкая А.С. на учете в КУ ВО "Центр занятости населения г. Вологды" не состоит.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о невозможности признания семьи Ясинецкой А.С. имеющей среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, по независящим от них причинам, поскольку причиной низкого дохода семьи является то, что оба супруга не трудоустроены, Ясинецкая А.С. мер к трудоустройству не предпринимает.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вологодского городского суда Вологодской области от 08.08.2013 отменить.
Принять по делу новое решение, которым Ясинецкой А. С. в удовлетворении исковых требований к Управлению социальной защиты населения администрации г. Вологды отказать.
Председательствующий Л.В. Белозерова
Судьи М.В. Маркова
О.Ю. Вершинина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.