Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Охапкиной Г.А.,
судей Соколовой М.В., Слепухина Л.М.,
при секретаре Другове Д.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению и.о. прокурора Чагодощенского района Мосейко Е.В. на решение Бабаевского районного суда от 24 октября 2013 года, которым в удовлетворении исковых требований прокурора Чагодощенского района отказано.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Охапкиной Г.А., заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., поддержавшей апелляционное представление, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Чагодощенского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ "Сазоновская средняя общеобразовательная школа", Управлению образования Чагодощенского муниципального района о признании бездействия незаконным.
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проверки состояния безопасности и антитеррористической устойчивости объектов образовательной сферы Чагодощенского муниципального района в МБОУ "Сазоновская средняя общеобразовательная школа" выявлены нарушения закона, выразившиеся в отсутствии системы видеонаблюдения.
С учетом уточнения исковых требований просил признать незаконным бездействие управления образования Чагодощенского муниципального района и МБОУ "Сазоновская средняя общеобразовательная школа" по оснащению учреждения системой видеонаблюдения; обязать управление образования Чагодощенского муниципального района и МБОУ "Сазоновская средняя общеобразовательная школа" оснастить школу системой видеонаблюдения в срок до 31 декабря 2013 года.
В судебном заседании помощник прокурора Чагодощенского района Козорезова А.В. исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика МБОУ "Сазоновская средняя общеобразовательная школа" в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представители ответчика управления образования Чагодощенского муниципального района Яковлева М.О. и Бойцова Л.Ю. исковые требования не признали. В возражении указали, что обязанность по установке системы видеонаблюдения в образовательных учреждениях действующим законодательством не предусмотрена. Письмо Минобрнауки РФ от 26 января 2011 года N МК-70/15 носит рекомендательный характер. Кроме того, МБОУ "Сазоновская средняя общеобразовательная школа" включено в программу " П", утвержденную постановлением администрации Чагодощенского муниципального района от 10 декабря 2012 года N ... Согласно указанной программе видеонаблюдение планируется установить в школе в 2014 году.
Представитель третьего лица Финансового управления Чагодощенского муниципального района Киселева А.М. исковые требования не признала. В письменном отзыве указала на отсутствие нормативных правовых актов, предусматривающих обязанность по установке системы видеонаблюдения в образовательных учреждениях как обязательное условие по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности. Полагала, что эксплуатация здания школы при отсутствии системы видеонаблюдения установленные требования технических, санитарных норм, обеспечивающих безопасность, а также права учащихся и сотрудников данного образовательного учреждения, не нарушает.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционном представлении и.о. прокурора Чагодощенского района Мосейко Е.В. ставит вопрос об отмене решения суда по мотиву незаконности, необоснованности и несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В возражениях на апелляционное представление представитель Финансового управления Чагодощенского муниципального района Киселева А.М., представитель управления образования Чагодощенского муниципального района Вологодской области Яковлева М.О., МБОУ "Сазоновская средняя общеобразовательная школа" просят оставить решение без изменения, апелляционное представление - без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения, обсудив доводы апелляционного представления, представленных возражений, полагает решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В пункте 3 статьи 3 "Конвенции о правах ребенка" указано, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.
Согласно пункту 1.2 приказа Генпрокуратуры Российской Федерации от 22 октября 2009 года N 339 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму" в целях повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законом о противодействии терроризму, на прокуроров, в пределах своей компетенции, возложена обязанность на основе состояния законности систематически проводить проверки исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и их должностными лицами в пределах своей компетенции требований законодательства о противодействии терроризму, в том числе о приоритетном порядке осуществления профилактических мер, добиваясь реализации ими в полном объеме функций по выявлению, пресечению и устранению нарушений антитеррористического законодательства.
В силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, МБОУ "Сазоновская средняя общеобразовательная школа" не оснащено системой видеонаблюдения. Указанные обстоятельства подтверждены результатами проверки прокуратуры Чагодощенского района.
Отказывая в удовлетворении требований прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что действующее законодательство не предусматривает обязанности по оснащению образовательных учреждений системами видеонаблюдения как обязательное условие по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности. Кроме того, МБОУ "Сазоновская средняя общеобразовательная школа" по результатам оценки готовности к образовательному процессу допущено.
Вместе с тем, с таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, поскольку он основан на неправильном толковании и применении норм материального права.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
Согласно пункту "д" статьи 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
На основании части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
При этом выводы суда первой инстанции о том, что Федеральный закон от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" вступил в законную силу после строительства и введения в эксплуатацию здания образовательного учреждения, в связи с чем его положения к спорным правоотношениям применяться не могут, судебная коллегия находит несостоятельными.
Действительно, в соответствии с частью 1 статьи 42 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные настоящим Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.
Однако в целях унификации действующего законодательства положения части 2 указанной статьи устанавливают необходимость применения понятия "свод правил", принятых до его вступления в силу, которые должны применяться на обязательной основе для обеспечения требований безопасности зданий и сооружений.
Согласно пункту 6.48 "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009" утвержденного Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года N 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
Исходя из содержания пункта 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В силу пункта 2 части 3 статьи 28 вышеприведенного Закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (пункт 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Согласно части 7 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (пункт 3 статьи 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму").
Согласно пункту 7.1 статьи 14, пункту 6.1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизация и ликвидация последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района, в границах поселения - к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Утвержденная Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года "Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации" предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Согласно пункту 1.4 Устава МОУ "Сазоновская средняя общеобразовательная школа" учредителем учреждения является управление образования Чагодощенского муниципального района.
В соответствии со статьей 36 Устава Чагодощенского муниципального района Вологодской области управление образования Чагодощенского муниципального район является органом местного самоуправления муниципального района, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения муниципального района.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Согласно указанию Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12 марта 2008 года NN АФ-102/09, 43-828-19, 01/2050-8-23 "О подготовке образовательных учреждений к новому учебному году" подготовку образовательных учреждений к новому учебному году необходимо вести в соответствии с перечнем мероприятий, направленных на создание единой системы обеспечения безопасности образовательных, научных учреждений и организаций Российской Федерации. В состав таких мероприятий включена, в том числе установка систем видеонаблюдения.
Принимая во внимание то обстоятельство, что установка системы видеонаблюдения является обязательной в силу закона, поскольку выполнение данных мероприятий необходимо для пресечения преступлений террористической направленности и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников, оснований для отказа в удовлетворении исковых требований прокурора у суда первой инстанции не имелось.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции законным и обоснованным признано быть не может, в связи с чем подлежит отмене. Судебная коллегия полагает необходимым принять по делу новое решение, которым признать незаконным бездействие управления образования Чагодощенского муниципального района и МБОУ "Сазоновская средняя общеобразовательная школа" по оснащению учреждения системой видеонаблюдения. Обязать управление образования Чагодощенского муниципального района и МБОУ "Сазоновская средняя общеобразовательная школа" оснастить школу системой видеонаблюдения в срок до 01 января 2015 года.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Бабаевского районного суда от 24 октября 2013 отменить.
Принять по делу новое решение.
Признать незаконным бездействие управления образования Чагодощенского муниципального района и МБОУ "Сазоновская средняя общеобразовательная школа" по оснащению учреждения системой видеонаблюдения.
Обязать управление образования Чагодощенского муниципального района и МБОУ "Сазоновская средняя общеобразовательная школа" оснастить МБОУ "Сазоновская средняя общеобразовательная школа" системой видеонаблюдения в срок до 01 января 2015 года.
Председательствующий: Г.А Охапкина
Судьи: М.В. Соколова
Л.М. Слепухин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.