Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Квасовой О.А.,
судей Батищевой Л.В., Юрченко Е.П.,
при секретаре Б.С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Квасовой О.А.
гражданское дело по иску К.В.П., К.И.С., в том числе, действующей в интересах несовершеннолетней К.У.В., к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области:
- о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии об отказе в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения;
- о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий;
- о признании права на постановку на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с момента подачи заявления с 24.01.2013 года;
- о взыскании судебных расходов
по апелляционной жалобе истцов К.В.П., К.И.С., в том числе действующей в интересах несовершеннолетней К.У.В.
на решение Центрального районного суда города Воронежа от 08 октября 2013 года
(судья Шумейко Е.С.),
УСТАНОВИЛА:
К.В.П. и К.И.С., действующая в том числе в интересах несовершеннолетней дочери, обратились в суд с иском с учетом уточнений к Управлению МВД РФ по Воронежской области:
- о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Воронежской области об отказе в их принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения;
- о признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий;
- о признании их права на постановку на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с момента подачи заявления с 24.01.2013 года;
- о взыскании с ответчика в их пользу судебных расходов.
В обоснование своих требований указывали, что К.В.П., с выслугой лет в органах внутренних дел по состоянию на 10.01.2013 года 13 лет 4 месяца 9 дней, в связи с ФЗ от 19.07.2011 года " 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении в отдельные законодательные акты РФ", Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 года N 1223 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел РФ" имеет право на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. К.В.П. были представлены в жилищно-бытовую комиссию ГУ МВД России по Воронежской области все необходимые документы для постановки на учет, однако 19.02. 2013 года ему было отказано в удовлетворении заявления. Не согласившись с таким решением, К.обратились в суд с вышеуказанными исковыми требованиями (л.д. 5-10, 65-70).
Решением Центрального районного суда города Воронежа от 08 октября 2013 года в удовлетворении исковых требований отказано (л.д. 157, 158-161).
В апелляционной жалобе К. просят отменить принятое решение суда как незаконное и необоснованное вследствие нарушения и неправильного применения судом норм материального и процессуального права, в том числе неправильного истолкования закона, а также несоответствия выводов суда обстоятельствам дела (л.д. 169-173).
В судебное заседание явились: истица К.И.С. действующая за себя и за свою несовершеннолетнюю дочь К.У.В., представитель ответчика Р.С.Н.
Истец К.В.П., согласно поданному заявлению просил рассмотреть апелляционную жалобу без его участия.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения К.И.С., представителя ответчика Р.С.Н., обсудив доводы апелляционной жалобы, находит решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом К.В.П. имеет стаж службы в органах внутренних дел 13 лет 4 месяца 9 дней.
К.В.П. вступил брак с К.И.С. 30.08.2008 года, от брака имеется несовершеннолетняя дочь У. 16.04.2010 года рождения.
Со всеми необходимыми документами К.В.П. обратился в жилищно-бытовую комиссию ГУ МВД России по Воронежской области для постановки его семьи в составе трех человек на учет на получение единовременной социальной помощи для приобретения или строительства жилья.
Решением комиссии в постановке на учет К.В.П. отказано по тем основаниям, что им были намеренно ухудшены жилищные условия в связи с регистрацией в общежитии, тогда как ранее он был обеспечен жилплощадью на одного члена семьи более 15 кв. м в жилом доме, находящимся по адресу: ---. Кроме того, имелась ссылка на то, что его супруга была ранее зарегистрирована в квартире по договору социального найма по адресу: -----, общей площадью 90.4 кв.м. (л.д.11).
В соответствии с ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 07.02.2011 г. N 3-ФЗ (вступил в силу с 01.03.2011 г.) обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
С 01.01.2012 г. отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, вступившим в законную силу 01.01.2012 года.
Статьей 4 данного Закона предусмотрено, что сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел. Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223.
В соответствии с п.9 которого, сотрудник, который с намерением принятия на учет для получения единовременной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, принимается на учет для получения единовременной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся:
а) обмен жилыми помещениями;
б) невыполнение условий договора о пользовании жилым помещением, повлекшее выселение в судебном порядке;
в) вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей и временных жильцов);
г) выделение доли собственниками жилых помещений;
д) отчуждение жилого помещения или частей жилого помещения, имеющихся в собственности сотрудника и совместно с ним проживающих членов его семьи.
Судом установлено, что Климов В.П. с --- года по --- года был зарегистрирован по адресу: --------, где проживал в жилом доме, принадлежащем его отцу на праве собственности.
Согласно выписке из домовой книги в квартире -- дома --- (общей площадью 90.4 кв.м) по --- зарегистрированы и проживают С.Н.Т., С.С.Г., С.Г.С., К.И.С., К. У.В. (л.д.32-33).
1/2 доля указанной квартиры принадлежала на праве собственности К.И.С., по договору от --- года К.И.С. подарила её своему отцу С.С.Г. (л.д.140-142).
Как видно из материалов дела, основанием к отказу К.В.П. в постановке на учет послужила регистрация в общежитии. Между тем указанное обстоятельство не предусмотрено п. 9 Постановления Правительства РФ от 30.12.2011 года N 1223, перечень оснований которых является исчерпывающим. Таким образом, отказ в принятии на учет, по изложенным в нем основании, нельзя признать законным.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из намеренного ухудшения сотрудником жилищных условий, выразившееся в отчуждении членом его семьи (К.И.С.) доли жилого помещения.
Судебная коллегия находит указанный вывод ошибочным в силу следующего.
Как установлено судом у истцов на момент обращения в жилищно-бытовую комиссию не имелось в собственности жилья, они не являлись членами семьи нанимателей жилого помещения по договору социального найма, а также сами не являлись нанимателями жилого помещения, проживали в общежитии, указанные обстоятельства ответчиком не оспорены.
Вывод в решении суда по отчуждению К.И.С. доли жилого помещения, влекущее намеренное ухудшение жилищных условий сотрудника, по мнению, судебной коллегии несостоятелен, поскольку договор дарения между К.И.С. и С.С.Г. от 20.07.2011 года был заключен до опубликования и до вступления в законную силу ФЗ от 19.07.2011 года N 247-ФЗ и, соответственно, до вступления в законную силу Постановления Правительства РФ от 30.12.2011 года N 1223 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел РФ".
Согласно ч. 1 ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Федеральный закон от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также Правила предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 г. N 1223 вступили в силу с 01.01.2012 г. Сделка по отчуждению доли в праве собственности на жилое помещение имела место быть в июле 2011 года. Следовательно, санкции положений п. 7 ст. 4 ФЗ от 19.07.2011 г. и п. 9 вышеназванных Правил не могут применяться при разрешении исковых требований Климовых о постановке их на учет для получения единовременной социальной выплаты, так как не имеют обратной силы. Таким образом, судом допущено неправильное применение норм материального права, что в силу ст. 330 ГПК РФ является основанием к отмене решения в апелляционном порядке.
Вывод суда о применении к возникшим правоотношениям общих положений Жилищного кодекса РФ также ошибочен, поскольку спорные правоотношения регулируются специальным законом.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает исковые требования истцов К. к УМВД РФ по Воронежской области в части признания незаконным решения жилищно-бытовой комиссии об отказе в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения подлежащими удовлетворению. Исковые требования о признании права на постановку на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с момента подачи заявления с 24.01.2013 года также подлежат удовлетворению, поскольку по иным основаниям ответчик не отказывал К.В.П. в постановке на учет.
Что касается требований о признании К.В.П. с членами семьи нуждающимся в улучшении жилищных условий, они не являются самостоятельным иском, факты, связанные с этим обстоятельствам подлежат доказыванию при разрешении иска по существу.
Не могут быть удовлетворены требования о взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины, поскольку в силу положений п.19 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда города Воронежа от 08.10.2013 года отменить, принять по делу новое решение, которым признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД РФ по Воронежской области об отказе К.В.П. в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения;
Признать за К.В.П. с составом семьи три человека: он, супруга К.И. С., дочь К.У.В. право на постановку на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с момента подачи заявления - с 24.01.2013 года.
В остальной части иска отказать.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.