судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Денисова Ю.А.
судей Курчевской С.В., Ясинской И.И.,
при секретаре С.Р.И.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Ясинской И.И.,
гражданское дело по иску управления Роспотребнадзора по Воронежской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Новоживотинновского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области о признании незаконным бездействия по неосуществлению полномочий по проведению процедуры признания источников хозяйственно-питьевого водоснабжения и водопроводных сооружений Новоживотинновского сельского поселения бесхозными, несвоевременному принятию мер по предотвращению возможного загрязнения источников хозяйственно-питьевого водоснабжения и водопроводных сооружений, о понуждении к проведению процедуры постановки на учет как бесхозяйных источников хозяйственно-питьевого водоснабжения и водопроводных сооружений, к проведению работ, предусмотренных проектной документацией, по реконструкции водопроводных сетей Новоживотинновского сельского поселения, к обеспечению проведения работ по оборудованию централизованной канализацией улиц,
по апелляционной жалобе администрации Новоживотинновского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области,
на решение Рамонского районного суда Воронежской области от 23 июля 2013 года,
(судья Корыпаев Г.В.),
УСТАНОВИЛА:
Управление Роспотребнадзора по Воронежской области обратилось в суд с иском к администрации Новоживотинновского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области в интересах неопределённого круга лиц и, с учетом уточнений, просило признать незаконным бездействие администрации Новоживотиновского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области по неосуществлению полномочий по проведению, предусмотренной ст. 225 ГК РФ, процедуры признания бесхозными источников хозяйственно - питьевого водоснабжения и водопроводных сооружений, расположенных по адресу: Воронежская область, Рамонский район с. Новоживотинное; по несвоевременному принятию мер по предотвращению возможного загрязнения источников хозяйственно-питьевого водоснабжения и водопроводных сооружений, установленных СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", обязать не позднее 01.09.2013 года начать процедуру постановки на учёт как бесхозяйных источников хозяйственно - питьевого водоснабжения и водопроводных сооружений, расположенных в с. Новоживотинное, с целью дальнейшего признания на них права муниципальной собственности; в период с 01.09.2013 года по 31.12.2017 года провести работы, предусмотренные проектной документацией, а именно: пробурить четыре разведочно-эксплуатационных скважин и провести реконструкцию водопроводных сетей Новоживотиновского сельского поселения согласно представленным проектам (разработчики: ООО "ЛискиРегионСтройПроект", ООО НПФ "ВГГЭ"); после завершения работ по бурению разведочно-эксплуатационных скважин и реконструкции водопроводных сетей Новоживотинновского сельского поселения вывести из эксплуатации скважины хозяйственно-питьевого водоснабжения, использующиеся для водоснабжения с. Новоживотинное в настоящее время, провести их ликвидационный тампонаж; в соответствии с требованиями п. 3.2.3.2. СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", обеспечить в период с 01.09.2013 года по 31.12.2017 года проведение работ по оборудованию централизованной канализацией улиц Механизаторов и Школьной с. Новоживотинное Рамонского муниципального района Воронежской области.
В обоснование требований истец указал, что в период с 11.10.2012 г. по 19.10.2012 г. была проведена внеплановая выездная проверка предписания N 1125-02/4 от 22.07.2011г. со сроком исполнения до 12.09.2012г., выданного администрации Новоживотинновского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области. По результатам надзорного мероприятия было установлено, что должностными лицами администрации Новоживотинновского сельского поселения не проведены необходимые мероприятия по предотвращению возможного загрязнения существующих источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, а именно: не разработан проект зоны санитарной охраны существующих источников водоснабжения и водопроводных сооружений, не проведены работы по ограждению территории первого пояса зоны санитарной охраны строгого режима подземных источников, водозаборы не оборудованы аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита проектной производительности, население с. Новоживотинное не обеспечено качественной и безопасной питьевой водой. Также не организована утилизация и обезвреживание жидких бытовых отходов от неканализованных жилых домов по ул. Механизаторов ( д. 11, 14, 17, 19, 21, 20), по ул. Школьная, д. 16. с. Новоживотинное. Источники хозяйственно - питьевого водоснабжения и водопроводные сооружения Новоживотинновского сельского поселения не имеют собственника, контроль с проведением лабораторных исследований воды по санитарно-химическим показателям с целью обеспечения постоянства качества воды, безопасности и безвредности водоснабжения для населения, не проводится, не производится систематическое санитарное обследование источников водоснабжения, оборудования и устройств, территории, прилегающей к водозаборному сооружению. Данные нарушения не обеспечивают создание безвредных и безопасных условий проживания, создают угрозу жизни и здоровью населения и были допущены в связи с отсутствием должного контроля со стороны администрации Новоживотинновского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области за соблюдением действующего законодательства, на которую возложена обязанность обеспечения водоснабжения территории поселения и водоотведения (л.д. 4-10, 155-156 ).
Решением Рамонского районного суда Воронежской области от 23 июля 2013 года исковые требования удовлетворены в полном объеме ( л.д. 161-166).
В апелляционной жалобе администрации Новоживотинского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное ( л.д. 170-172).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя администрации Новоживотинновского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области по доверенности С.А.В., представителя управления Роспотребнадзора по Воронежской области по доверенности Е.Е.Л., судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 327-1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Частью 1 статьи 18, частями 1-2 ст. 19 ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определено, что водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться историками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно - эпидемиологическим требованиям.
Согласно части 3 ст. 29 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
Пункт 4.2 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.4.1074- 01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" обязывает индивидуального предпринимателя или юридическое лицо, осуществляющих эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе обеспечивать производственный контроль качества питьевой воды. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.4.1110-02 "Питьевая вода и водоснабжение населённых мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" определяют санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников (п. 1.2 - 1.4).
В соответствии с ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 07.05.2013) "О водоснабжении и водоотведении" в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
В силу п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учёт орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на территории Новоживотинновского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области расположены и эксплуатируются источники водоснабжения и водопроводные сооружения в целях обеспечения населения водой. Данные объекты на момент рассмотрения дела являются бесхозяйными. Гарантирующая организация органом местного самоуправления в соответствии со статьей 12 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" не определена. Процедура постановки системы водоснабжения на учёт, как бесхозяйной недвижимой вещи с целью последующего признания на неё права муниципальной собственности не проводилась и не проводится. Водозаборы не оборудованы аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита проектной производительности, население с. Новоживотинное не обеспечено качественной и безопасной питьевой водой, что подтверждается протоколами лабораторных испытаний ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области" N 77 от 20.01.2012 г., N 78 от 20.01.2012г., N 79 от 20.01.2012г., N 1106 от 16.03.2012г., N 1107 от 16.03.2012г., N 1108 от 16.03.2012г., N 3510 от 08.06.2012г., N 3511 от 08.06.2012г., N 3512 от 08.06.2012г., N 6977 от 24.09.2012г., N 6978 от 24.09.2012г., N 6979 от 24.09.2012г., согласно которым величина общей жесткости и содержания нитратов в мониторинговых точках (ул. Шоссейная, д. 48, ул. Шоссейная, д. 20, ул. Шоссейная, д. 2) превышает величину гигиенического норматива в 1,4-1,5 раза и от 2,8 до 2,95 раза соответственно. Не организована утилизация и обезвреживание жидких бытовых отходов от неканализованных жилых домов по ул. Механизаторов (д. 11, д. 14, д. 17, д. 19, д. 21, д. 20), по ул. Школьная, д. 16. Предписание управления Роспотребнадзора по Воронежской области N 1125-02/4 от 22.07.2011г. со сроком исполнения до 12.09.2012г. администрацией Новоживотинновского сельского поселения не исполнено.
Удовлетворяя исковые требования, суд пришел к обоснованному выводу о том, что организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в данном случае администрация Новоживотинского сельского поселения Рамонского муниципального района, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно - эпидемиологическим требованиям.
При этом, суд правильно отметил, что проведение ответчиком мероприятий в соответствии с проектной документацией и программой "Чистая вода Воронежской области на период 2011-2017 годов" не освобождает его от установленных действующим законодательством обязанностей по надлежащему содержанию и эксплуатации существующей централизованной системы водоснабжения и водоотведения на территории Новоживотинновского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они основаны на материалах дела, исследованных доказательствах, их надлежащей оценке и сделаны в соответствии с нормами права, подлежащими применению в данном случае.
При рассмотрении спора судом первой инстанции нарушений норм материального и процессуального права, которые могут повлечь отмену или изменение судебного акта, не допущено и таковые не приведены в апелляционной жалобе.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что положения ст. 225 ГК РФ не содержат обязательного требования для органа местного самоуправления о постановке системы водоснабжения как бесхозяйного имущества на учёт с последующим обращением с иском о признании права муниципальной собственности на это имущество, не состоятельны, поскольку положения приведённого выше Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" (ч. 5 ст. 8) содержат прямое указание на порядок эксплуатации централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником.
Другие доводы апелляционной жалобы не содержат оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, а по существу направлены на переоценку исследованных судом доказательств и основаны на субъективном толковании заявителем норм материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Рамонского районного суда Воронежской области от 23 июля 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации Новоживотинского сельского поселения Рамонского муниципального района - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.