Апелляционное определение Восточно-Сибирского окружного военного суда Забайкальского края от 26 ноября 2013 г. по делу N 33-288/2013
Восточно-Сибирский окружной военный суд в составе:
судьи-председательствующего - Шагинова А.Л.
и судей - Минашкина А.Н.,
Даутова М.Ф.,
при секретаре Кузнецовой А.С., рассмотрел в судебном заседании 26 ноября 2013 года гражданское дело по заявлению помощника военного прокурора " ... " военного округа " ... " Русина А.Н. об оспаривании действий начальника " ... " отдела Федерального государственного казённого учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанных с признанием нуждающимся в жилом помещении в избранном после увольнения с военной службы постоянном месте жительства, без учёта права на дополнительную жилую площадь, по апелляционной жалобе начальника указанного отдела Ермолиной С.С. на решение Читинского гарнизонного военного суда от 12 августа 2013 года.
Заслушав доклад судьи Даутова М.Ф., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции и доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Русин А.Н. обратился в суд с заявлением, в котором указал, что проходит военную службу по контракту в должности " ... " - помощника военного прокурора данного округа на прокурорском участке в " ... ".
Решением начальника " ... " отдела Федерального государственного казённого учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - " ... " отдел ФГКУ "Востокрегионжильё") от 30 мая 2013 года он с составом семьи из трёх человек был признан нуждающимся в жилом помещении в избранном после увольнения с военной службы постоянном месте жительства - С., с учётом его права на дополнительную жилую площадь. Вместе с тем, в соответствии с уведомлением начальника указанного отдела от 19 июня 2013 года в его учётные данные были внесены изменения, согласно которым ему было отказано в признании за ним права на дополнительную жилую площадь.
Полагая свои права нарушенными, Русин А.Н. просил суд признать указанные действия названного должностного лица незаконными и обязать последнего внести в его учётные данные соответствующие изменения о признании за ним права на дополнительную жилую площадь.
Кроме того, заявитель просил суд возместить понесённые им судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
Решением Читинского гарнизонного военного суда от 12 августа 2013 года заявление Русина А.Н. было удовлетворено.
В апелляционной жалобе начальник " ... " отдела ФГКУ "Востокрегионжильё" Ермолина С.С., выражая своё несогласие с решением, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований заявителя в полном объёме, в обоснование приводя следующие доводы.
По её мнению, судом были неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Так, наделённый статусом работника прокуратуры Русин А.Н. избрал местом своего постоянного жительства после увольнения с военной службы С., при этом по месту службы - в " ... " он обеспечен служебным жилым помещением в соответствии с установленными жилищными нормами и правом на дополнительную жилую площадь, вследствие чего права на таковую в С. он не имеет. Кроме того, как утверждает Ермолина С.С., её выводы основаны на позиции Конституционного Суда РФ, отражённой в его определениях от 19 июня 2007 года N 446-О-О, 21 февраля 2008 года N 100-О-О, 24 июня 2008 года N 559-О-О и 14 июля 2011 года N 1021-О-О.
Проверив материалы дела и обсудив изложенные в апелляционной жалобе доводы, окружной военный суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 4 ст. 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокуроры имеют право на дополнительную жилую площадь.
Порядок обеспечения прокуроров жилыми помещениями, о котором указано в п. 4 ст. 44 указанного Федерального закона был предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 6 декабря 2005 года N 737 "О порядке обеспечения судей, прокуроров и следователей прокуратуры, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями в 2005-2006 годах", Постановлением Правительства РФ от 23 февраля 2007 года N 126 (п. 58) и действует до настоящего времени на основании Постановления Правительства РФ от 21 марта 2008 года N 192 "О порядке обеспечения судей, прокуроров и следователей Следственного комитета Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями".
Согласно Постановлениям Правительства РФ от 6 декабря 2005 года N 737 и от 21 марта 2008 года N 192, до внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации, ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете Генеральной прокуратуре Российской Федерации, используются на приобретение (строительство) на конкурсной основе отдельных жилых помещений для указанной категории лиц с отнесением этих помещений к специализированному жилищному фонду Российской Федерации.
Сами по себе положения названных Постановлений Правительства РФ направлены на улучшение жилищных условий лиц, состоящих в служебных отношениях с органами прокуратуры Российской Федерации, и не препятствуют им в улучшении жилищных условий в иных предусмотренных законодательством Российской Федерации формах по основаниям, непосредственно не связанным с наличием у них статуса сотрудников органов прокуратуры (в том числе путём заключения договора социального найма в порядке, предусмотренном главой 7 ЖК РФ).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 7 ноября 2008 года N 632-О-О, в соответствии с абзацем 2 п. 4 ст. 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в действующей редакции, вступившей в силу 1 января 2005 года, порядок обеспечения жилыми помещениями прокуроров и следователей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 6 декабря 2005 года N 737 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2006 года N 440) и п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2008 года N 192 "О порядке обеспечения судей, прокуроров и следователей Следственного комитета Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями" указанная категория лиц обеспечивается жилыми помещениями, относящимися к специализированному жилищному фонду Российской Федерации. Тем самым предполагается, что соответствующими жилыми помещениями обеспечиваются те лица, которые состоят в служебных отношениях с органами прокуратуры Российской Федерации.
Таким образом, в порядке улучшения жилищных условий по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О прокуратуре РФ", подлежат предоставлению жилые помещения специализированного жилищного фонда, что исключает возможность возникновения у их нанимателей права пользования такими жилыми помещениями на условиях договора социального найма и, соответственно, на его приватизацию.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, право на получение дополнительной жилой площади по своему характеру является льготой, предоставляемой тем или иным категориям граждан с учётом их особого правового статуса (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2007 года N 446-О-О, от 21 февраля 2008 года N 100-О-О и от 24 июня 2008 года N 559-О-О). Следовательно, прекращение необходимого правового статуса предполагает и утрату права на данную льготу, что само по себе не нарушает конституционные права соответствующей категории лиц.
В соответствии с п. 1 ст. 49 Федерального закона "О прокуратуре РФ" на военнослужащих органов военной прокуратуры распространяется законодательство Российской Федерации, устанавливающее правовые и социальные гарантии, пенсионное обеспечение (за исключением положений части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"), медицинское и другие виды обеспечения военнослужащих с учётом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Следовательно, военнослужащие органов военной прокуратуры обладают двойным правовым статусом.
Согласно п. 8 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" офицеры в воинских званиях полковник, ему равном и выше, проходящие военную службу либо уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, а также командиры воинских частей, военнослужащие, имеющие почётные звания Российской Федерации, военнослужащие - преподаватели военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования, военных кафедр при государственных образовательных организациях высшего образования, военнослужащие - научные работники, имеющие учёные степени и (или) учёные звания, имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения размером не менее 15 квадратных метров и не более 25 квадратных метров.
Как усматривается из копии контракта, заявитель заключил контракт о прохождении военной службы в органах военной прокуратуры сроком на 5 лет 20 июня 2009 года. При этом о вступлении данного контракта в силу было объявлено в приказе военного прокурора " ... " военного округа от 24 июня того же года N 7/лс (л.д. 7).
Как видно из справки кадрового органа от 1 октября 2012 года N " ... " " ... " Русин А.Н. проходит военную службу в должности " ... " (л.д. 6).
Из материалов дела и представленной по запросу окружного военного суда копии поквартирной карточки следует, что заявитель обеспечен по месту военной службы служебным жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес", по установленным нормам по договору найма служебного жилого помещения "N" от 15 сентября 2011 года и с учётом дополнительной жилой площади.
В соответствии с решением " ... " отдела ФГКУ "Востокрегионжильё" от 30 мая 2013 года "N", заявитель с 1 октября 2012 года принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на состав семьи из трёх человек по избранному после увольнения с военной службы месту жительства - в С., с правом на дополнительную жилую площадь (л.д. 10).
Согласно сообщению заместителя начальника " ... " отдела ФГКУ "Востокрегионжильё" от 19 июня 2013 года "N" в учётные данные Русина А.Н. были внесены изменения, согласно которым последнему было отказано в признании за ним права на дополнительную жилую площадь (л.д. 8-9).
Таким образом, учитывая данные обстоятельства дела и приведённый анализ правовых норм, следует прийти к выводу, что Русин А.Н. права на дополнительную жилую площадь по избранному им после увольнения с военной службы постоянному месту жительства - в данном случае, в С., не имеет ни как прокурор, ни как военнослужащий, вследствие чего действия начальника " ... " отдела ФГКУ "Востокрегионжильё", отказавшего в признании за заявителем указанного права, являются правомерными.
На основании вышеприведённого, окружной военный суд считает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, а именно неправильно истолкован закон, вследствие чего решение подлежит отмене с принятием по делу нового решения.
Ввиду изложенного, а также руководствуясь ст. 327.1, п. 2 ст. 328, ст. 329, п. 4 ч. 1, п. 3 ч. 2 и ч. 3 ст. 330 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Читинского гарнизонного военного суда от 12 августа 2013 года по заявлению помощника военного прокурора " ... " военного округа " ... " Русина А.Н. об оспаривании действий начальника " ... " отдела Федерального государственного казённого учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанных с признанием нуждающимся в жилом помещении в избранном после увольнения с военной службы постоянном месте жительства, без учёта права на дополнительную жилую площадь, отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления Русина А.Н.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.