Апелляционное определение Восточно-Сибирского окружного военного суда Забайкальского края от 17 декабря 2013 г. по делу N 33-326/2013
Восточно-Сибирский окружной военный суд в составе: председательствующего Шагинова А.Л., судей: Антонова А.Г. и Дуняшина О.О., при секретаре Кущенко О.В. рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Демуриной Т.В., поданному в интересах военнослужащего войсковой части 00000 " ... " Чуриева Ш.И., об оспаривании действий начальника территориального отделения N " ... " города " ... " Федерального государственного казённого учреждения " " ... " региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, связанных с отказом в заключении договора социального найма жилого помещения, по апелляционной жалобе представителя начальника ФГКУ " " ... "" МО РФ - О. на решение Кяхтинского гарнизонного военного суда от 19 сентября 2013 года.
Заслушав доклад судьи Антонова А.Г., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции и доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд,
УСТАНОВИЛ:
Демурина обратилась в суд с заявлением, в котором указала, что Чуриев проходит военную службу по контракту в войсковой части 00000, находясь в распоряжении командира воинской части. В феврале 2013 года решением начальника территориального отделения N " ... " города " ... " ФГКУ " " ... "" МО РФ заявителю и членам его семьи было предоставлено жилое помещение по избранному после увольнения месту жительства (город " ... ", " ... ", " ... ", дом " ... " квартира " ... "). При этом Чуриеву был установлен срок для заключения договора социального найма и указано на необходимость представления документов, подтверждающих освобождение им и членами семьи занимаемого служебного жилого помещения в городе " ... ". В связи с этим Чуриевым были нотариально оформлены и переданы в территориальный отдел обязательства о сдаче служебного жилья в двухмесячный срок с момента заключения договора социального найма, поскольку он из списков личного состава воинской части не исключён и иного жилья по месту прохождения военной службы не имеет. Вместе с тем в реализации решения о предоставлении ранее распределённого жилого помещения по социальному найму ему было начальником территориального отделения N " ... " города " ... " ФГКУ " " ... " МО РФ отказано.
Полагая права доверителя нарушенными, представитель Демурина просила признать незаконными действия начальника территориального отделения N " ... " города " ... " ФГКУ " " ... "" МО РФ, связанные с отказом в заключении с Чуриевым договора социального найма на ранее распределённое жилое помещение. При этом представитель заявителя просила обязать названное должностное лицо заключить с Чуриевым договор социального найма на предоставленное жильё (город " ... ", " ... ", " ... ", дом " ... " квартира " ... ") до сдачи занимаемого в городе " ... " служебного жилья.
К участию в деле судом первой инстанции в качестве заинтересованных лиц были привлечены начальник ФГКУ " " ... "" МО РФ и начальник Федерального казённого учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по " ... "".
Решением Кяхтинского гарнизонного военного суда от 19 сентября 2013 года заявление Демуриной, поданное в интересах Чуриева, удовлетворено и на начальника территориального отделения N " ... " города " ... " ФГКУ " " ... "" МО РФ возложена обязанность заключить с Чуриевым договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу город " ... ", " ... ", " ... ", дом " ... " квартира " ... "
В апелляционной жалобе представитель начальника ФГКУ " " ... "" МО РФ О., не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять новое решение, которым отказать в удовлетворении требований, приводя в обоснование следующие доводы.
Так, автор жалобы, ссылаясь на пункт 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих", обращает внимание, что государство гарантирует предоставление жилых помещений военнослужащему по избранному месту жительства после сдачи служебных жилых помещений и предоставлении соответствующих документов об этом.
Приводя положения пунктов 17 и 18 Инструкции о предоставлении военнослужащим Вооружённых Сил РФ жилых помещений по договорам социального найма, утверждённой приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N1280, представитель должностного лица отмечает, что заявитель для заключения договора социального найма обязан представить справку о сдаче служебного жилья. Вместе с тем Чуриевым документы, подтверждающие освобождение занимаемого служебного жилого помещения, в территориальное отделение представлены не были, в связи с чем договор социального найма с ним на ранее предоставленное жилое помещение не был заключён.
Кроме того, автор жалобы ссылается на отсутствие в настоящее время возможности заключить с Чуриевым договор социального найма на жильё, расположенное по адресу город " ... ", " ... ", " ... ", дом " ... ", квартира " ... ", поскольку оно в июле 2013 года было перераспределено другому военнослужащему
Заявитель и его представитель, а также начальник ФГКУ " " ... "" МО РФ, начальник территориального отделения N " ... " города " ... " ФГКУ " " ... "" МО РФ и руководитель ФКУ "УФО МО РФ по " ... "", извещённые о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыли, представителей не направили, не сообщив о причинах своей неявки. В связи с этим, исходя из положений части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 ГПК РФ, окружной военный суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, приведённые в апелляционной жалобе, окружной военный суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон N76-ФЗ) государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Обеспечение жилым помещением военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны РФ и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства (часть 14 статьи 15 Федерального закона N76-ФЗ).
В соответствии с пунктом 16 Инструкции о предоставлении военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Вооружённых Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма, утверждённой приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N1280, решения о предоставлении жилых помещений по договору социального найма принимаются уполномоченным органом или структурным подразделением при отсутствии оснований для снятия военнослужащих с учета нуждающихся в жилых помещениях и подлежат реализации в срок не более чем два месяца со дня принятия. При вынесении решения об отказе в предоставлении распределенных жилых помещений уполномоченный орган вручает под расписку или иным способом, свидетельствующим о факте и дате его получения военнослужащим, мотивированный отказ в предоставлении распределенных жилых помещений.
В случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, военнослужащие обязаны направить в структурное подразделение уполномоченного органа по месту нахождения освобождаемого жилого помещения документы, подтверждающие освобождение этого помещения, о чем военнослужащим структурным подразделением уполномоченного органа выдается справка (пункт 17 Инструкции).
При этом с военнослужащими не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи жилого помещения, указанного в пункте 17 Инструкции, в случаях истечения срока реализации решения о предоставлении им жилых помещений, а также утраты ими до заключения договора социального найма жилого помещения оснований на получение предоставляемого ему жилого помещения, о чем уполномоченный орган вручает под расписку или иным способом, свидетельствующим о факте и дате его получения, военнослужащим мотивированный отказ.
Жилые помещения, договоры социального найма которых не заключены, распределяются уполномоченным органом между другими военнослужащими, принятыми на учет нуждающихся в жилых помещениях (пункт 18 Инструкции).
Из материалов дела следует, что решением от 7 февраля 2013 года Чуриеву и членам его семьи по договору социального найма было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу город " ... ", " ... ", " ... ", дом " ... " квартира " ... ". При этом было указано о необходимости представления для заключения договора социального найма документов, подтверждающих снятие с регистрационного учёта из служебной квартиры в городе " ... " а также справки о сдаче данного жилого помещения (л.д.12-13).
19 февраля 2013 года Чуриевым и членами его семьи были даны нотариально заверенные обязательства в том, что они освободят служебную квартиру в городе " ... " в двухмесячный срок после заключения договора социального найма и не будут совершать действий, направленных на её отчуждение и пользование иными лицами (л.д.15-17).
27 июля 2013 года начальником территориального отделения N " ... " города " ... " ФГКУ " " ... "" МО РФ Чуриеву было направлено сообщение о том, что предоставленное ранее жилое помещение в городе " ... " подлежит изъятию и перераспределению, ввиду его неприбытия для заключения договора социального найма (л.д.19).
Согласно сообщению ВрИО начальника штаба войсковой части 00000 от 4 сентября 2013 года N 0000 " ... " Чуриев проходит военную службу по контракту в названной воинской части, находясь в распоряжении воинского должностного лица (л.д.33-34).
Таким образом, исходя из имеющегося в материалах дела сообщения должностного лица, чьи действия оспариваются, основанием для изъятия предоставленного Чуриеву по договору социального найма жилого помещения и его перераспределения иному военнослужащему, явился факт неприбытия заявителя для заключения договора социального найма.
Между тем, как было установлено судом первой инстанции и не оспаривалось должностным лицом, Чуриев после его уведомления о распределении жилого помещения по избранному месту жительства представил в установленный срок нотариально заверенные обязательства о сдаче служебного жилья, изъявив желание заключить договор. В связи с этим оснований для перераспределения ранее предоставленного Чуриеву жилого помещения, ввиду его неприбытия в территориальный орган для заключения договора социального найма, у должностного лица не имелось.
Что же касается доводов автора жалобы о необходимости снятия заявителя и членов его семьи с регистрационного учёта из служебной квартиры и предоставлении справки об её сдаче до заключения договора социального найма, суд апелляционной инстанции находит их несостоятельными, соглашаясь в этой части с выводами гарнизонного военного суда.
Закон связывает получение военнослужащим жилого помещения по избранному после увольнения месту жительства с его обязанностью сдать жилое помещение по прежнему месту жительства (часть 14 статьи 15 Федерального закона N76-ФЗ). Однако необходимость фактического освобождения военнослужащим (членами семьи) служебного жилого помещения по прежнему месту жительства и представления справки об этом не указывается в качестве обязательного условия для заключения договора социального найма.
Мнение автора жалобы о том, что пунктом 18 Инструкции, утверждённой приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N1280, предусмотрена обязанность военнослужащего (членов его семьи) представить справку о сдаче жилья до заключения с ним договора социального найма, основано на неверном толковании норм правового акта. Данные положения предусматривают лишь невозможность заключения с военнослужащим договора социального найма до сдачи им занимаемого служебного жилья в случаях истечения срока реализации решения о предоставлении жилого помещения или утраты оснований на его получение по социальному найму (решение Верховного Суда РФ от 24 ноября 2011 года NВКГПИ11-69).
Между тем по делу установлено, что Чуриев обратился в территориальный орган, выразив своё согласие с выделенным жилым помещением и представив нотариально оформленные обязательства о сдаче служебного жилья, до истечения срока реализации решения о предоставлении жилого помещения по социальному найму, и оснований на его получение не утратил.
Помимо этого суд апелляционной инстанции отмечает, что в соответствии с частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на соответствующей должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на соответствующей должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения. По делу установлено, что Чуриев продолжает проходить военную службу в войсковой части 00000, дислоцирующейся в городе " ... ", где он и члены его семьи иного жилья не имеют. При таких обстоятельствах требование должностного лица освободить служебное жилё в качестве условия для заключения с военнослужащим договора социального найма жилого помещения по избранному месту жительства, отличающемуся от места прохождения военной службы, является незаконным и, безусловно, нарушает права заявителя.
Таким образом, учитывая установленные обстоятельства, у начальника территориального отделения N " ... " города " ... " ФГКУ " " ... "" МО РФ отсутствовали законные основания для отказа в заключении с Чуриевым договора социального найма предоставленного жилого помещения.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции находит необходимым решение гарнизонного военного суда изменить, ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела.
Так, согласно судебному акту на должностное лицо была возложена обязанность заключения с заявителем договора социального найма на предоставленное жилое помещение, расположенное по адресу: город " ... ", " ... ", " ... ", дом " ... ", квартира " ... ".
Однако на момент рассмотрения заявления Чуриева по существу данное жилое помещение было перераспределено иному военнослужащему, о чём в материалах дела имелась соответствующая информация (л.д.19). В связи с этим суд первой инстанции не вправе был возлагать на должностное лицо обязанность заключения договора социального найма на это же жилое помещение, учитывая также, что Чуриев при обращении в суд не заявлял о принятии мер по обеспечению исполнения своих требований.
На основании изложенного и руководствуясь п. 2 ст. 328, ст. 329 и п. 1 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Кяхтинского гарнизонного военного суда от 19 сентября 2013 года по заявлению Демуриной Т.В., поданному в интересах Чуриева Ш.И., изменить, изложив третий абзац резолютивной части решения в следующей редакции:
"Обязать начальника территориального отделения N " ... " города " ... " Федерального государственного казённого учреждения " " ... " региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации распределить Чуриеву Ш.И. жилое помещение по установленным законом нормам в избранном им в связи с увольнением с военной службы месте жительства и заключить с заявителем договор социального найма на указанное жилое помещение".
В остальной части решение Кяхтинского гарнизонного военного суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя начальника ФГКУ " " ... "" МО РФ - О. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.