Апелляционное определение Восточно-Сибирского окружного военного суда Забайкальского края от 17 декабря 2013 г. по делу N 33-325/2013
Восточно-Сибирский окружной военный суд в составе: судьи- председательствующего Гордиенко Ю.А., судей - Романенко Д.А., и Дуняшина О.О. при секретаре Сухановой О.Ю., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по частной жалобе начальника " ... " федерального государственного казённого учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - " ... " ФГКУ "Востокрегионжильё" МО РФ) - П. на определение судьи Улан-Удэнского гарнизонного военного суда от 9 сентября 2013 года об оставлении без движения апелляционной жалобы на решение Улан-Удэнского гарнизонного военного суда от 16 августа 2013 года по гражданскому делу по заявлению военнослужащего Управления " ... " Восточного военного округа " ... " Крылова Э.Ю.
Заслушав доклад судьи Гордиенко Ю.А., изложившего обстоятельства дела и доводы частной жалобы, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Улан-Удэнский гарнизонный военный суд решением от 16 августа 2013 года удовлетворил заявление Крылова об оспаривании действий начальника " ... " ФГКУ "Востокрегионжильё" МО РФ, связанных с отказом в предоставлении в собственность (бесплатно) распределенного по избранному после увольнения с военной службы месту жительства жилого помещения ввиду непредоставления справки о сдаче служебной квартиры.
На указанное решение начальником " ... " ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ - П. подана апелляционная жалоба.
Определением судьи Улан-Удэнского гарнизонного военного суда от 9 сентября 2013 года апелляционная жалоба, как не соответствующая требованиям ч. 4 ст. 322 ГПК РФ - в связи с отсутствием документа, подтверждающего уплату государственной пошлины, оставлена без движения, её автору предоставлен срок до 16 сентября 2013 года устранить указанные в определении недостатки.
В частной жалобе П. просит определение судьи Улан-Удэнского гарнизонного военного суда от 9 сентября 2013 года отменить и принять апелляционную жалобу к производству окружного военного суда, приводя в обоснование доводы, которые сводятся к следующему.
Суд не учёл, что " ... " ФГКУ "Востокрегионжильё" МО РФ осуществляет функции по реализации государственной и социальной политики в сфере деятельности Вооруженных сил РФ по обеспечению жильём военнослужащих, и поэтому как структурное подразделение "Востокрегионжильё" МО РФ подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.
Также суд не применил положений п. 7 ст. 3 Налогового кодекса РФ о том, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности законодательства в области налогового регулирования должны трактоваться в пользу плательщиков налогов и сборов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в частной жалобе, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями ст. 10 Конституции Российской Федерации, органы законодательной, исполнительной и судебной власти являются органами государственной власти Российской Федерации.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и иные государственные органы, образуемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, в силу п. 2 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" отнесены к государственным органам.
В силу пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании п. 1 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082 (далее - Положение), данное Министерство отнесено к федеральным органам исполнительной власти, в структуру которого входят центральные органы военного управления и иные подразделения. Минобороны России, являясь органом управления Вооруженными Силами РФ, осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, Федерального агентства по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств и Федерального агентства специального строительства (далее - подведомственные Минобороны России федеральные органы исполнительной власти). Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные (военные комиссариаты) органы (пункты 1,2,5 Положения).
В силу приведённых правовых норм Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, то есть государственным органом, обладает налоговыми льготами, предусмотренными пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, и координирует деятельность подведомственных ему других, перечисленных в Положении, федеральных органов исполнительной власти - федеральных служб и агентств, перечень которых является исчерпывающим.
В соответствии с Уставом Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, утверждённым Министром обороны Российской Федерации 17 августа 2012 года, оно создано в целях организации работы по обеспечению военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации жилыми помещениями жилищного фонда Министерства обороны РФ на территориях по перечню, утвержденному Министерством обороны Российской Федерации. Данное учреждение является некоммерческой организацией.
Согласно ст. 6 Бюджетного Кодекса РФ казёнными учреждениями признаются государственные (муниципальные) учреждения, осуществляющие оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Исходя из положений ст. 9.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
С учётом изложенного, следует прийти к выводу о том, что " ... " ФГКУ "Востокрегионжильё" МО РФ, являясь государственным учреждением, не является государственным органом и поэтому не может обладать налоговыми льготами, предусмотренными законодательством для государственного органа.
К аналогичному выводу пришёл и суд первой инстанции, правильно указав на обязанность " ... " ФГКУ "Востокрегионжильё" МО РФ, предусмотренную пп. 9 п.1 ст. 333.19 НК РФ, по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Об отсутствии оснований, предусмотренных пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, для освобождения от уплаты государственной пошлины федеральных казённых учреждений, решение о создании которых принимает Министр обороны Российской Федерации, содержится также в разъяснениях Статс-секретаря - заместителя Министра финансов Российской Федерации (исх. N 08-09-02/14 от 10.10.2011).
Поскольку же со стороны " ... " ФГКУ "Востокрегионжильё" МО РФ обязанность по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы в суд была не выполнена, то обжалуемое определение об оставлении без движения апелляционной жалобы является законным, а приведенные в частной жалобе доводы необоснованными.
Руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
определение судьи Улан-удэнского гарнизонного военного суда от 9 сентября 2013 года по гражданскому делу по заявлению военнослужащего Управления " ... " Восточного военного округа " ... " Крылова Э.Ю оставить без изменения, частную жалобу начальника " ... " ФГКУ "Востокрегионжильё" МО РФ - П. без удовлетворения.
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.