Апелляционное определение Восточно-Сибирского окружного военного суда Забайкальского края от 26 декабря 2013 г. по делу N 33-350/2013
Судья Улан-Удэнского гарнизонного военного суда определением от 11 ноября 2013 года оставил апелляционную жалобу без движения в связи с не соответствием её требованиям ст.322 ГПК РФ, а именно в связи с отсутствием документа, подтверждающего уплату государственной пошлины, предложив её автору устранить указанный в определении недостаток в срок до 29 ноября 2013 года.
В частной жалобе Р. просит определение судьи Улан-Удэнского гарнизонного военного суда от 11 ноября 2013 года отменить и принять апелляционную жалобу к производству, приводя в обоснование следующее.
Так, автор жалобы, ссылаясь на действующее законодательство, и судебную практику " ... " краевого суда полагает, что суд не учел, что ФКУ "УФО МО РФ по " ... "" являясь учреждением, осуществляющим функции Министерства обороны РФ - государственного органа исполнительной власти, освобождённого от уплаты государственной пошлины на основании пп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ, также подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины на указанных основаниях.
Дело рассмотрено в соответствии с ч.2 ст.333 ГПК РФ без извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в частной жалобе, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
Так, в соответствии с положениями ст.10 Конституции Российской Федерации, органы законодательной, исполнительной и судебной власти являются органами государственной власти Российской Федерации.
При этом органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и иные государственные органы, образуемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, в силу п.2 ч.1 ст.1 Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" отнесены к государственным органам.
В силу пп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании п.1 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N1082 (далее - Положение), данное Министерство отнесено к федеральным органам исполнительной власти, в структуру которого входят центральные органы военного управления и иные подразделения. Минобороны России, являясь органом управления Вооруженными Силами РФ, осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, Федерального агентства по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств и Федерального агентства специального строительства (далее - подведомственные Минобороны России федеральные органы исполнительной власти). Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные (военные комиссариаты) органы (пункты 1,2,5 Положения).
В силу приведенных правовых норм Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, то есть государственным органом, обладает налоговыми льготами, предусмотренными пп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ, и координирует деятельность подведомственных ему других, перечисленных в Положении, федеральных органов исполнительной власти - федеральных служб и агентств, перечень которых является исчерпывающим.
В соответствии с Положением о Федеральном казенном учреждении "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по " ... "", утвержденным Министром обороны Российской Федерации 12 сентября 2011 года, оно создано в целях реализации государственной, финансовой, налоговой и социальной политики в сфере деятельности Вооруженных Сил в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также для осуществления финансового обеспечения объединений, соединений, воинских частей и учреждений, дислоцирующихся на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации и за границей. Данное учреждение является некоммерческой организацией.
Согласно ст. 6 Бюджетного Кодекса РФ казенными учреждениями признаются государственные (муниципальные) учреждения, осуществляющие оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Исходя из положений ст. 9.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
С учетом изложенного, следует прийти к выводу о том, что ФКУ "УФО МО РФ по " ... "", являясь государственным учреждением, не является государственным органом и поэтому не может обладать соответствующими налоговыми льготами.
К аналогичному выводу пришел и суд первой инстанции, правильно указав на обязанность ФКУ "УФО МО РФ по " ... "", предусмотренную пп.9 п.1 ст.333.19 НК РФ, по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Отсутствие оснований, предусмотренных пп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ, для освобождения от уплаты государственной пошлины федеральных казенных учреждений, решение о создании которых принимает Министр обороны Российской Федерации, содержится и в разъяснениях Статс-секретаря - заместителя Министра финансов Российской Федерации (исх. N 08-09-02/14 от 10.10.2011).
Рассматривая довод Р., касающийся судебной практики " ... " краевого суда, окружной военный суд исходит из следующего. Так, из представленной автором жалобы светокопии судебного акта следует, что Президиум " ... " краевого суда, постановлением от 28 марта 2013 года N 44Г-13-2013, отменил апелляционное определение " ... " краевого суда от 13 ноября 2012 года и определение судьи " ... " районного суда от 17 сентября 2012 года, а также направил гражданское дело на новое рассмотрение в вышеуказанный районный суд. При этом указания Президиума, на которые ссылается Р., в силу ч. 3 ст. 390 ГПК РФ являются обязательными лишь для суда, вновь рассматривающего дело, то есть для " ... " районного суда. Таким образом, вышеуказанный довод преюдициального значения для настоящего гражданского дела не имеет.
Поскольку обязанность по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы в суд ФКУ "УФО МО РФ по " ... "" не были выполнены, то обжалуемое определение судьи об оставлении без движения апелляционной жалобы является законным, а приведенные в частной жалобе доводы необоснованными.
Руководствуясь статьёй 334 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
определение судьи Улан-Удэнского гарнизонного военного суда от 11 ноября 2013 года по гражданскому делу по заявлению военнослужащего "N" военного представительства МО РФ " ... " Колесникова А.Я., оставить без изменения, частную жалобу представителя ФКУ "УФО МО РФ по " ... "" Р. - без удовлетворения.
" ... "
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.