Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего: Верхотуровой И.В.
судей : Масловой Т.В., Чемякиной И.А.
при секретаре: Дорогой А.С.
с участием старшего помощника прокурора Бандурко О.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Хабаровского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о проведении ремонта железнодорожный путей.
по апелляционной жалобе представителя ОАО "РЖД" на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 06.09.2013 года,
Заслушав доклад судьи Чемякиной И.А., пояснения прокурора, представителя ОАО "РЖД" Зарубиной Н.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Хабаровский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОАО "РЖД" о проведении ремонта железнодорожных путей. В обоснование иска указал, что при проведении проверки соблюдения шестой Хабаровской дистанцией пути филиала ОАО "РЖД" законодательства о безопасности движения железнодорожного транспорта, выявлены нарушения, выразившиеся в эксплуатации железнодорожных путей общего пользования с превышением допустимых пределов продольных уклонов.
Прохождение железнодорожного транспорта по путям, имеющим сверх нормативные пределы продольных уклонов, может повлечь особо тяжкие последствия, которые находятся в причинной связи с безопасностью движения поездов.
С учетом уточненных исковых требований, просил обязать ОАО "РЖД" провести ремонт на приемоотправочных железнодорожных путях парка "Б" ст. Хабаровск-2 N 70, на путях, находящихся на территории локомотивного депо N 12, 26, 21, 31 продольный уклон не более 0,0025.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 06.09.2013 года исковые требования удовлетворены, на ОАО "РЖД" возложена обязанность провести определенного вида ремонт на путях общего пользования парка "Б" ст. Хабаровск-2 N 70, на путях, ведущих к локомотивному депо N 12,26,21,31, продольный уклон не более 0,0025.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ОАО "РЖД" просит решение суда отменить, как незаконное и не обоснованное, принятое с неправильным применением норм материального права. Указала, что пути N 12,26,21,31 локомотивного депо Хабаровск-2, который суд обязал отремонтировать, не относятся к категории путей общего пользования, поскольку характер производимых на них операций не соответствует указанным в Уставе операциям для путей общего пользования, имеют специализацию "Деповские", N 12 - ремонтный ( тракционный), N 21 - для отстоя маневровых локомотивов в ожидании экипировки, N 31 - для отстоя электровозов, N 26 - погрузочно - выгрузочный путь.
Пути необщего пользования могут быть предназначены как для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров, так и для выполнения работ для собственных нужд, могут принадлежать как владельцу инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, так и другим юридическим лицам.
К спорным путям как к путям не общего пользования применим п. 4 приложения N 1 ПТЭ, допускающий до проведения реконструкции раздельных пунктов на железнодорожных путях необщего пользования сохранять существующие уклоны, но не круче 0,010., в связи с чем возложение на ОАО "РЖД" обязанность привести существующие уклоны к показателю 0,0025 не соответствует закону. Из формулировки резолютивной части решения неясно: какие именно мероприятия необходимо осуществить ОАО "РЖД" для исполнения судебного акта, поскольку в решении не отражена в конечная цель проведения ремонтных работ.
В дополнениях к апелляционной жалобе представитель ответчика дополнительно указала, что согласно паспорту железнодорожного пути необщего пользования, железнодорожные пути N 12, 21, 26, 31 имеют специализацию "деповские", не относятся к категории путей общего пользования.
Возражения на апелляционную жалобу не поступили.
В судебном заседании представитель ОАО "РЖД" апелляционную жалобу поддержала по изложенным в ней основаниям.
Помощник прокурора Бандурко О.Г. просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, считает решение суда законным.
В соответствии со ст. 327-1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с ч.4 ст.330 настоящего кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что основания для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в ходе проверки, проведенной Дальневосточной транспортной прокуратурой выявлены нарушения эксплуатации железнодорожных путей общего пользования с превышением допустимых пределов продольных уклонов парка "Б" ст. Хабаровск-2 N 70, на путях, находящихся на территории локомотивного депо N 12, 26, 21, 31 продольный уклон более 0,0025.
Сообщением начальника Дальневосточной дирекции инфраструктуры шестой Хабаровской дистанции пути ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что на путях локомотивного депо N 12, 26, 31, 21 максимальный уклон превышает 0,0025.
Доводы апелляционной жалобы о том, что железнодорожные пути N 12, 21, 26 и 31 являются путями необщего пользования, где допускается сохранение существующих уклонов не круче 0,010, были предметом исследования в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.
С учетом всех доказательств по делу, заключения специалиста, суд пришел к выводу о том, что спорные железнодорожные пути относятся к путям общего пользования, обеспечивающими функционирование перевозочного процесса железнодорожного транспорта, находятся в пользовании и владении ОАО "РЖД", существующие средние уклоны полезных длин путей не соответствуют нормативным значениям ( превышают нормативное значение).
Согласно заключению специалиста ФГБОУ ВПО ДВГУПС ФИО7, подтвердившей выводы заключения в судебном заседании, следует, что в период проведения ремонта необходимо привести к нормативному значению средний уклон в пределах полезной длины пути N 70 парка "Б", так как в настоящее время он не отвечает нормативным требованиям. Также не отвечают нормативным требованиям существующие значения уклонов путей N 12, 21, 26 и 31. Данные пути являются путями общего пользования, обеспечивающими функционирование перевозочного процесса железнодорожного транспорта, принадлежат ОАО "РЖД", также могут использоваться и иными организациями.
Согласно строительно-техническим нормам МПС РФ (СТНЦ), п.4.46 предусмотрено, что пути у погрузочно - выгрузочных платформ и площадок, пути, предназначенные для стоянки составов или вагонов без локомотивов, а также пути экипировки и стоянки локомотивов следует располагать на горизонтальных площадках. В трудных условиях допускается располагать указанные пути на уклонах до 2,5 %0.
Согласно заключению специалиста следует, что путь N 12 в пределах 89,7 м полезной длины находится на уклоне 5,2 %0, путь N 21 в пределах 118 м полезной длины располагается на уклоне 3,7 %0, и 36,5 м - на уклоне 6,4 %0. Путь N 26 заходит в здание склада, предположительно на путях производиться остановка маневрового состава, тогда уклон на протяжении 96,6 м полезной длины не соответствует нормативным значениям. Путь N 31 в пределах 194,34 и полезной длины располагается на уклоне 2,7%0, что превышает нормативное значение на 0,2 %0. Средний уклон полезной длины пути 70 парка "А" составляет 2,7 %0, что превышает нормативное значение на 0,2 %0
Уклоны путей N 12, 21, 26, 31, 70 необходимо привести к нормативным значениям.
Согласно классификации железнодорожных путей - пути локомотивного депо относятся к станционным путям, которые входят в производственно - технический комплекс, включающий в себя инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной состав, обеспечивают функционирование перевозочного процесса железнодорожного транспорта.
В соответствии с п. 4 приложения N 1 Правил технической эксплуатации железных дорог в РФ, утвержденных приказом Министерства транспорта России от 21.12.2010 года N 286 железнодорожные станции, разъезды и обгонные пункты должны располагаться на горизонтальной площадке. В отдельных случаях допускается их расположение на уклонах не круче 0,0015, а в трудных топографических условиях проектирования не круче 0,0025.
В особо трудных топографических условиях проектирования на разъездах и обгонных пунктах всех типов, на промежуточных железнодорожных станциях, на которых не предусматриваются маневры отцепки локомотива или вагонов от состава и разъединение соединенных поездов, допускаются уклоны круче 0,0025 в пределах станционной площадки. Допускаются также в особо трудных условиях уклоны круче 0,0025 при удлинении приемо-отправочных железнодорожных путей на существующих железнодорожных станциях, при условии принятия мер против самопроизвольного ухода вагонов или составов ( без локомотива) но не круче 0,010 в обоих случаях.
Допускается до проведения реконструкции раздельных пунктов на железнодорожных путях необщего пользования сохранять существующие уклоны, но не круче 0,010 с принятием мер по предупреждению самопроизвольного ухода вагонов или составов ( без локомотива).
Согласно ст. 2 гл. 1 Закона N 17-ФЗ от 10.01.2003 года "О железнодорожном транспорте в РФ" железнодорожный транспорт общего пользования : производственно - технический комплекс, включающий в себя инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной состав, другое имущество и предназначенный для обеспечения потребностей физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом на условиях публичного договора, также выполнения услуг.
Инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования им и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование, железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
В соответствии со ст. 2 Закона N 18-ФЗ от 24.12.2002 года "Устав железнодорожного транспорта", следует, что железнодорожные пути общего пользования - железнодорожные пути на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа, грузобагажа, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочных и маневровых работ, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции;
железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд;
владелец железнодорожного пути необщего пользования - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие на праве собственности или на ином праве железнодорожный путь необщего пользования, а также здания, строения и сооружения, другие объекты, связанные с выполнением транспортных работ и оказанием услуг железнодорожного транспорта;
В соответствии со ст. 15 Закона N 17-ФЗ от 10.01.2003 года "О железнодорожном транспорте в РФ" железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением Правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, стандартов, правил и техническим нормам.
Железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться в соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог РФ (ПТЭ), которые устанавливают основные положения по технической эксплуатации железных дорог и порядок действия работников дорог при их эксплуатации, основные размеры, нормы содержания важнейших сооружений, устройств и подвижного состава, а также требования, предъявляемые к ним, систему организации движения поездов и принципы сигнализации.
К основным техническим устройствам относятся земляное полотно и верхнее строение пути, искусственные сооружения, подвижной состав, системы автоматики, телемеханики и связи, а также устройства электроснабжения.
Эти устройства разнородны по своему составу и по физическим процессам функционирования. На их надежность влияют разнородные факторы внешней среды: изменение температуры, влажности, динамические и электромагнитные воздействия со стороны подвижного состава и т.д. В связи с этим технические устройства должны содержаться с высоким уровнем безопасности, так как в результате их отказа происходят аварии и крушения поездов, повреждение грузов, наносится ущерб здоровью и жизни людей.
Согласно ст. 16 Закона "О железнодорожном транспорте" : железнодорожные пути необщего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны обеспечивать маневровую и сортировочную работу в соответствии с объемом перевозок, ритмичную погрузку и выгрузку грузов, а также рациональное использование железнодорожного подвижного состава и его сохранность.
В случае, если на железнодорожные пути необщего пользования осуществляется подача железнодорожного подвижного состава, эксплуатация которого осуществляется также на железнодорожных путях общего пользования, железнодорожные пути необщего пользования должны соответствовать требованиям, установленным в отношении железнодорожных путей общего пользования, и в определенных случаях подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции указал, что согласно классификации железнодорожных путей - пути локомотивного депо относятся к станционным путям, принадлежат ОАО "РЖД" и входят в производственно-технический комплекс, включающий в себя инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной состав. Достоверных, не вызывающих сомнение доказательств в подтверждение того, что данные пути не относятся к путям общего пользования, на них не осуществляется подача железнодорожного подвижного состава со стороны ответчика не предоставлено.
Судом первой инстанции полно и правильно установлены обстоятельства, имеющие значение по делу, им дана надлежащая правовая оценка, вынесено законное и обоснованное решение.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 06 сентября 2013 года по исковому заявлению Хабаровского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга, лиц к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о проведении ремонта железнодорожный путей - оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ОАО "РЖД" Зарубиной Н.С. - без удовлетворения.
Председательствующий: И.А.Верхотурова
Судьи: Т.В.Маслова
И.А.Чемякина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.