Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего: Верхотуровой И.В.,
судей: Масловой Т.В., Чемякиной И.А.,
при секретаре Дорогой А.С.,
рассмотрев в судебном заседании 29 ноября 2013 года апелляционную жалобу представителя Администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края на решение Нанайского районного суда Хабаровского края от 26 сентября 2013 года по гражданскому делу по иску Управления лесами Правительства Хабаровского края к Администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края о понуждении к очистке территории земель лесного фонда от бытовых отходов и мусора.
Заслушав доклад судьи Чемякиной И.А., объяснения представителя истца Ким О.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление лесами Правительства Хабаровского края обратилось в суд с иском к Администрации Нанайского муниципального района о понуждении к очистке территории земель лесного фонда от бытовых отходов и мусора.
В обоснование требований указало, что ДД.ММ.ГГГГ в выделах N квартала N Иннокентьевского участкового лесничества Нанайского лесничества, расположенного на землях лесного фонда, выявлена незаконная свалка коммунально-бытовых, строительных отходов в объеме "данные изъяты".
Просит обязать Администрацию Нанайского муниципального района Хабаровского края в месячный срок организовать утилизацию отходов, очистив территорию земель лесного фонда в выделах N квартала N Иннокентьевского участкового лесничества Нанайского лесничества.
В ходе судебного разбирательства истцом было заявлено ходатайство о привлечении в качестве соответчика администрацию сельского поселения "Село Лидога" (л.д. 78).
ДД.ММ.ГГГГ от истца поступило заявление об изменении предмета иска, и в соответствии со ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ истец просил обязать администрацию Нанайского муниципального района Хабаровского края и администрацию сельского поселения "Село Лидога" в срок не позднее трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать сбор и вывоз коммунально-бытовых и строительных отходов с территории несанкционированной свалки, очистив территорию земель лесного фонда в выделах N квартала N Иннокентьевского участкового лесничества Нанайского лесничества (л.д. 77, 80-81).
ДД.ММ.ГГГГ от Администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края поступило ходатайство о привлечении Краевого государственного казенного учреждения "Нанайское лесничество" для участия в гражданском деле в качестве соответчика (л.д. 93-94).
Определением судьи от 27 февраля 2013 года произведена замена ответчика. По гражданскому делу в качестве ответчика привлечено Краевое государственное казенное учреждение "Нанайское лесничество". Администрация Нанайского муниципального района Хабаровского края освобождена от участия в деле в качестве ответчика (л.д. 92).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 17 июля 2013 года определение судьи от 27 февраля 2013 года отменено, дело направлено в суд для рассмотрения по существу заявленных требований (л.д. 157-158).
В дальнейшем в ходе рассмотрения спора представитель управления лесами Правительства Хабаровского края, заявленные требования уточнил, предъявляя их только к Администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края (протокол судебного заседания от 26 сентября 2013 года л.д. 192).
Решением Нанайского районного суда Хабаровского края от 26 сентября 2013 года исковые требования Управления лесами Правительства Хабаровского края удовлетворены.
Судом постановлено обязать Администрацию Нанайского муниципального района Хабаровского края в срок не позднее трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать сбор и вывоз коммунально-бытовых и строительных отходов с территории несанкционированной свалки, очистив территорию земель лесного фонда в выделах N квартала N Иннокентьевского участкового лесничества Нанайского лесничества.
В апелляционной жалобе представитель Администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда, просит его отменить в связи с нарушением норм материального права.
В обоснование жалобы указывает, что поскольку действующим законодательством возложена обязанность проводить очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия на собственника или арендатора участков лесного фонда, возложение обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов, ликвидации несанкционированных свалок с участков лесного фонда исключительно на органы местного самоуправления, основаны на верном понимании норм
В судебном заседании представитель истца просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Согласно части 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены или изменения постановленного судом первой инстанции решения не находит.
Как следует из материалов дела и установлено в суде первой инстанции, на территории выделов N квартала N Иннокентьевского участкового лесничества Нанайского района расположен несанкционированный полигон коммунально-бытовых отходов на площади "данные изъяты" Указанный участок лесного фонда в аренду не передан.
Удовлетворяя требования Управления лесами Правительства Хабаровского края, суд первой инстанции исходил из того, что в обязанность органа местного самоуправления входит уборка несанкционированных свалок, находящихся на государственных землях.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, поскольку он основан на правильном применении и толковании норм материального права.
Статьей 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", с учетом положений части 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 3.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Минздравом СССР 05 августа 1988 года N 4690-88, обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы. В ч. 2 ст. 21 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (регулирующего отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды) указано, что содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Положениями ч. 2, 3 ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" установлено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В п. 14 ч. 1 ст. 15 и п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указано, что к вопросам местного значения муниципального района и сельского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Таким образом, в силу действующего законодательства именно на органы местного самоуправления возложена обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов, расположенных в границах муниципального образования, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Материалами дела и объяснениями сторон подтверждается, что несанкционированная свалка расположена на территории Нанайского муниципального района. Установить собственника данных бытовых отходов не представилось возможным (л.д. 183, 192).
Согласно примечанию к п. 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенным в действие постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.12.2001 N 607-ст, если собственник отходов не установлен, им являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Оценивая указанные обстоятельства в совокупности, руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд первой инстанции пришел к верному выводу о необходимости возложить на Администрацию Нанайского муниципального района Хабаровского края обязанность организовать сбор и вывоз коммунально-бытовых и строительных отходов.
Доводы жалобы о том, что возложение обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов с участков лесного фонда исключительно на органы местного самоуправления основаны на верном толковании норм действующего законодательства, несостоятельны, поскольку противоречат положениями ч. 2, 3 ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", согласно которым организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом судом учтено, что спорный участок лесного фонда в аренду не передан.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, и, фактически сводятся к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем, не могут повлечь его отмену. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется.
Таким образом, судом первой инстанции были правильно применены нормы материального права, выводы суда постановлены с учетом положений статей 55, 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, оценка установленным обстоятельствам по делу дана по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Решение суда соответствует установленным по делу обстоятельствам и требованиям закона, является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы, которые выводы суда не опровергают, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нанайского районного суда Хабаровского края от 26 сентября 2013 года по гражданскому делу по иску Управления лесами Правительства Хабаровского края к Администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края о понуждении к очистке территории земель лесного фонда от бытовых отходов и мусора оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края - без удовлетворения.
Председательствующий : И.А.Верхотурова
"данные изъяты"
Судьи : Т.В.Маслова
И.А. Чемякина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.