Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего Кочуковой Г.Н.,
членов коллегии Хуснутдиновой И.И., Аноприенко К.В.,
при секретаре Владимировой Н.В.
рассмотрела в судебном заседании 04 декабря 2013 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации на решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 19 сентября 2013 года по гражданскому делу по иску Терентьева В. Т. к Федеральному государственному казенному учреждению "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о восстановлении в списке очередников на получение государственного жилищного сертификата, выдаче государственного жилищного сертификата.
Заслушав доклад судьи Хуснутдиновой И.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Терентьев В.Т. обратился в суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту - ФГКУ "Востокрегионжилье") о восстановлении в списке очередников на получение государственного жилищного сертификата, выдаче государственного жилищного сертификата.
В обоснование заявленных требований указал, что проходил службу в рядах Вооруженных сил РФ, после увольнения проживал в закрытом военном городке "адрес" С ДД.ММ.ГГГГ был включен в списки кандидатов на получение Государственного жилищного сертификата, однако до настоящего времени сертификат не получен. Решением ФГКУ "Востокрегионжилье" истец исключен из списка кандидатов на получение ГЖС, поскольку распоряжением Правительства РФ от 17.04.2012 г. N 487-р военный городок "адрес" исключен из перечня закрытых военных городков. Полагал, что его право на получение ГЖС возникло в 2010 г. и исключение военного городка из перечня закрытых в 2010 г. не исключает его права на получение ГЖС на основании п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов. На основании изложенного просил удовлетворить заявленные требования.
Решением Кировского районного суда г. Хабаровска от 19 сентября 2013 года заявленные требования удовлетворены. Постановлено восстановить Терентьева В.Т. в списке граждан - участников подпрограммы получателей государственного жилищного сертификата, подлежащих переселению из закрытых военных городков, по состоянию на август 2012 года. За Терентьевым В.Т. признано право на получение государственного жилищного сертификата в порядке очередности на состав семьи три человека.
В апелляционной жалобе представитель ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ Орлова А.Н. с решением суда не согласна, считает его незаконным. Полагает, что истец не отвечает требованиям п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 г.г., утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153, поскольку военный городок исключен из списка закрытых. Данное условие не поставлено в зависимость от даты включения заявителей в список граждан - участников подпрограммы. При этом правовое значение имеет наличие указанных условий и оснований на момент реализации права, а не на момент признания лиц кандидатами на получение государственного жилищного сертификата. Просит решение суда отменить.
Письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.
Поскольку стороны извещены о рассмотрении апелляционной жалобы надлежащим образом и своевременно, судебная коллегия в соответствие со ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, с ДД.ММ.ГГГГ Терентьев В.Т. проходил службу в рядах Вооруженных сил РФ, приказом командующего N воздушной армии N от ДД.ММ.ГГГГ уволен с военной службы с зачислением в запас с ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ между Терентьевым В.Т. и Государственным предприятием "Джидинская квартирно - эксплуатационная часть" Минобороны России заключен договор найма служебного жилого помещения N от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении на состав семьи три человека служебного жилого помещения в "адрес", в котором истец зарегистрирован и проживает по настоящее время.
Военный городок в п. Джида Джидинского района Республики Бурятия был включен в перечень закрытых военных городков на основании распоряжения Правительства РФ от 01.06.2000 г. N 752-р.
В соответствии со списком граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2010 году, Терентьев В.Т. с составом семьи 3 человека включен в состав участников подпрограммы, подлежащих переселению из закрытых военных городков, избранным местом жительства указана Республика Бурятия.
Следовательно, Терентьев В.Т. изъявил желание участвовать в подпрограмме на получение ГЖС в 2010 г., т.е. в период действия статуса закрытого военного городка.
Согласно сообщению ФГКУ "Востокрегионжилье" от ДД.ММ.ГГГГ Терентьев В.Т. с составом семьи три человека с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете в качестве гражданина, изъявившего желание получить ГЖС по категории - граждане, подлежащие переселению из закрытого военного городка и включен в список кандидатов на получение ГЖС по избранному месту жительства. На дату постановки в очередь Терентьев В.Т. с составом семьи проживал по "адрес".Из справки Администрации Дальнереченского городского округа Приморского края следует, из Терентьев В.Т. на учете нуждающихся в жилом помещении не состоит, жилым помещением не обеспечивался, занимаемое им жилое помещение в муниципальную собственность не передавалось.
Из сообщения ФГКУ "Востокрегионжилье" от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Терентьев В.Т. исключен из списка кандидатов на получение государственного жилищного сертификата, поскольку Распоряжением Правительства РФ от 17.04.2012 г. N 487 закрытый военный городок N 7 с местом дислокации п. Джида Джидинского района Республики Бурятия исключен из перечня закрытых военных городков, в связи с чем основания для предоставления государственного жилищного сертификата отсутствуют.
Согласно статье 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Из этих конституционных правовых норм вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами права на жилище. Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством выделения им безвозмездных жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета отвечает определенным статьей 7 Конституции Российской Федерации целям Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии с п. 4 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004-2010 гг., входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 гг., утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 522, которые действовали на момент возникновения спорных правоотношений, право на получение государственного жилищного сертификата имели признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.
Аналогичное положение содержится в подп. "б" п. 5 действующих в настоящее время Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 гг., 2011-2015 гг., утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 (с последующими изменениями и дополнениями).
Из анализа приведенных положений следует, что проживание определенных категорий граждан в закрытых военных городках является самостоятельным основанием к выдаче им государственных жилищных сертификатов, связано со спецификой данных населенных пунктов и необходимостью отселения из них лиц, утративших связь с военным ведомством.
По общему принципу действия закона во времени закон обратной силы не имеет и распространяет свое действие лишь на правоотношения, возникшие после введения его в действие, следовательно, исключение соответствующего военного городка из перечня закрытых исключает возможность реализации права на получение ГЖС в порядке отселения из закрытого военного городка лишь теми гражданами, которые до этого момента не были признаны нуждающимися в получении ГЖС на указанных условиях. Те граждане, которые ранее были признаны нуждающимися в получении ГЖС, как лица, подлежащие отселению из закрытого военного городка, в случае их согласия, должны сохранять право на получение ГЖС, так как такие граждане имели право на получение ГЖС и по не зависящим от них причинам не смогли реализовать указанное право.
По смыслу Конституции Российской Федерации общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, обратной силы не имеет. Так, ч. 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации прямо предусмотрено, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Таким образом, удовлетворяя заявленные требования, суд обоснованно пришел к выводу о том, что Терентьев В.Т. и члены его семьи имели право на получение указанного сертификата в связи с необходимостью переселения из закрытого военного городка в силу п. 4 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004-2010 гг., входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 гг., утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2004 г. N 522, и это право не утратили, поскольку не были обеспечены ГЖС по независящим от них причинам и, проживая в служебном жилом помещении, являются нуждающимися в жилом помещении.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи, с чем не могут повлечь его отмену. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 19 сентября 2013 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий: Кочукова Г.Н.
Судьи: Хуснутдинова И.И.
Аноприенко К.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.