Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Пичуева В.В.
судей Ходюкова Д.С., Смолякова П.Н.
при секретаре Шевченко М.С.
с участием природоохранного прокурора Ремезова А.О
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 1 октября 2013 года гражданское дело по заявлению Читинского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения "Смоленское", государственной лесной службе Забайкальского края об обязании принять меры по организации очистки лесного массива путем ликвидации свалки, расположенной в 99 квартале 4 выделе Учебно-Опытного участкового лесничества Верхне-Читинского лесничества площадью 2га и транспортировке собранного мусора на полигон твердых бытовых отходов администрации городского округа г. Чита, обязании осуществить надлежащий контроль за мероприятиями по ликвидации несанкционированной свалки,
по апелляционной жалобе и.о. руководителя Гослесслужбы края Гринь М.А.
на решение Читинского районного суда Забайкальского края от 15 мая 2013 года, которым постановлено иск прокурора удовлетворить.
Обязать государственную лесную службу Забайкальского края принять меры по организации очистки лесного массива путем ликвидации свалки, расположенной в 99 квартале 4 Учебно-Опытного участкового лесничества Верхне-Читинского лесничества площадью 2 га и транспортировке собранного мусора на полигон твердых бытовых отходов администрации городского округа г. Чита.
Обязать администрацию сельского поселения "Смоленское" осуществить надлежащий контроль за мероприятиями по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной в 99 квартале 4 выделе Учебно-Опытного участкового лесничества Верхне-Читинского лесничества.
Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Д.С. Ходюкова судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
В ходе проведения прокурорской проверки установлено, что в нарушение законодательства об охране окружающей среды в границах сельского поселения "Смоленское" муниципального района "Читинский район" Забайкальского края на земельном участке в 93 метрах северо-восточнее "СОТ "Карповка", находится несанкционированная свалка твердых бытовых отходов площадью 2 га. Данный земельный участок расположен в 99 квартале 4 Учебно-Опытного участкового лесничества Верхне-Читинского лесничества. Данные обстоятельства нарушают права граждан на благоприятную окружающую среду, поэтому Читинский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд и просил обязать администрацию сельского поселения "Смоленское" в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда организовать мероприятия по сбору, вывозу и утилизации бытовых отходов.
В ходе судебного разбирательства прокурор просил привлечь Государственную лесную службу Забайкальского края в качестве второго ответчика и обязать Государственную лесную службу Забайкальского края устранить свалку и транспортировать мусор на полигон твердых бытовых отходов администрации городского округа "Город Чита", а администрацию сельского поселения "Смоленское" осуществить контроль за мероприятиями по ликвидации свалки.
Судом постановлено приведенное выше решение.
Не согласившись с постановленным решением, и.о. руководителя Гослесслужбы края Гринь М.А. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, отказав в удовлетворении требований к Государственной лесной службе, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права.
Установочная часть решения, в которой указано, что иск не подлежит удовлетворению, не соответствует резолютивной части, в которой указано, что исковые требования удовлетворены полностью.
К полномочиям Гослесслужбы очистка лесов от свалок не относится, в полномочия только входят санитарно-оздоровительные мероприятия вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка от валежной древесины. При обнаружении на территории лесного фонда захламления уполномоченными органами должны быть приняты меры к выявлению нарушителей, за счет которых производится очистка леса. В случае необнаружения нарушителя в течение года, мероприятия по очистке леса включаются в план санитарно-оздоровительных мероприятий за счет субвенций из федерального бюджета, после проведения торгов. Поскольку нарушители не обнаружены, год после выявления свалки не прошел, оснований в настоящее время для включения в план мероприятий по оздоровлению леса не имеется, поэтому в иске к Гослесслужбе следует отказать.
Законом обязанность по сбору и утилизации бытовых отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления- администрации сельского поселения "Смоленское", которая допустила появление свалки. При этом органы местного самоуправления не могут осуществлять контроль за выполнением Гослесслужбой мероприятий по ликвидации свалки.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель сельского поселения "Смоленское" Стафеева К.Н. указывает о необходимости оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика сельского поселения "Смоленское" Стафеева К.Н., и природоохранный прокурор Ремезов А.О. просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Остальные лица участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела установлено, что на земельном участке, являющемся землями лесного фонда и находящемся в 99 квартале выдела 4 учебно-опытного участкового лесничества Верхне-Читинского лесничества, в границах сельского поселения "Смоленское", по танковой дороге, 93 метра северо-восточнее СОТ "Карповка" имеется несанкционированная свалка твердых бытовых отходов площадью 2.0 га в виде пустой картонной и пластиковой тары, полиэтиленовых пакетов, одежды, бытовой техники и прочего бытового мусора.
В соответствии с подпунктом 4 части 1 статьи 55 Лесного кодекса РФ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия). Правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В настоящее время действуют утвержденные постановлением Правительства РФ N 414 от 29 июня 2007 года Правила санитарной безопасности в лесах.
Согласно подпункту "б" пункта 3 указанных Правил меры санитарной безопасности в лесах включают в себя санитарно-оздоровительные мероприятия, проведение которых обеспечивается в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29 декабря 2007 года N 523 утверждено Руководство по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий, которым устанавливаются единые требования к проведению санитарно-оздоровительных мероприятий в лесах, расположенных на землях лесного фонда.
Согласно пункту 66 указанного Руководства при обнаружении на территории земель лесного фонда захламления (загрязнения) строительными, древесными, промышленными и иными отходами, токсичными веществами уполномоченные органы исполнительной власти предпринимают меры по выявлению нарушителей и инициируют применение к ним штрафных, административных или уголовных санкций в соответствии с действующим законодательством. Очистка леса от захламления производится за счет нарушителя. В случае если в течение года нарушитель не обнаружен, мероприятия по очистке ставятся в план санитарно-оздоровительных мероприятий (п.п. 67, 78 Руководства).
По данному делу было установлено, что факт обнаружения свалки был установлен 29 октября 2012 г. комиссией в которую вошли, в том числе должностные лица Гослесслужбы Забайкальского края. В обоснование своего несогласия с возложением обязанности по принятию мер к осуществлению мероприятий по сбору и вывозу отходов с территории лесничества ответчик в лице Государственной лесной службы Забайкальского края в суде первой инстанции и в апелляционной жалобе ссылался на то, что годичный срок со дня обнаружения свалки не прошел, и обязанность по осуществлению мероприятий в силу положений законов и нормативных актов у Государственной лесной службы Забайкальского края не возникла.
Названные доводы судебная коллегия находит несостоятельными.
Процедура, указанная в Руководстве, в том числе принятие мер по выявлению нарушителей природоохранного законодательства, по сути, является одним из этапов процесса организации санитарно-оздоровительных мероприятий в лесах, расположенных на землях лесного фонда.
Положением о Государственной лесной службе Забайкальского края (далее - Служба) установлено, что Служба является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим функции по контролю и надзору, функции по оказанию государственных услуг и управление в области лесных отношений. Служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, исполнительными органами государственной власти края, органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями в пределах своих полномочий (п. 2.1 Положения). К одним из полномочий Службы относится и организация охраны лесов на землях лесного фонда, их защиты, обеспечение охраны и защиты лесов (п. 8.2.5). Пунктами 9.39, 9.47 Положения установлено, что в целях реализации своих полномочий Служба осуществляет контроль за выполнением мероприятий по охране и защите лесов, составляет протоколы об административных правонарушениях в пределах установленной компетенции.
Государственной лесной службой Забайкальского края не представлено доказательств тому, что в пределах названных выше полномочий, при взаимодействии с уполномоченными органами исполнительной власти, Службой предприняты меры к выявлению нарушителей и применению к ним предусмотренных законодательством санкций. Поэтому вывод суда о возложении на Государственную лесную службу Забайкальского края обязанности по организации санитарно-оздоровительных мероприятий в лесах, расположенных на землях лесного фонда является законным и обоснованным.
Руководством по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий разделяются понятия "уборки захламленности" и "очистки леса от захламления и загрязнения", разделом 4 Руководства, в который входят упоминавшиеся выше пункты 66-68, регулирующие порядок организации мероприятий по очистке леса от загрязнения, установлена обязанность органов исполнительной власти по выявлению нарушителей в засорении лесной территории мусором, а также включения в план санитарно-оздоровительных мер мероприятий по очистке леса.
Вместе с тем, возложение на Государственную лесную службу Забайкальского края самой обязанности по осуществлению мероприятий по сбору и вывозу мусора и отходов, не основано на положениях законодательства, поскольку очистка территории лесов на землях лесного фонда производится после размещения заказа на проведение санитарно-оздоровительных мероприятий путем проведения торгов.
Это следует из п.п. 27-28 Руководства по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий, которым устанавливаются единые требования к проведению санитарно-оздоровительных мероприятий в лесах, расположенных на землях лесного фонда. Проведение мероприятий непосредственно по очистке лесов от загрязнений и захламлений не относится к полномочиям Государственной лесной службы Забайкальского края.
Кроме того, как следует из материалов дела, прокурором первоначально предъявлялись требования о возложении обязанности на администрацию сельского поселения "Смоленское" организовать сбор и вывоз бытовых отходов с территории несанкционированной свалки. Впоследствии исковые требования были уточнены, прокурор просил возложить на администрациюсельского поселения "Смоленское" обязанность осуществить контроль за мероприятиями по ликвидации свалки. От иска к администрации сельского поселения "Смоленское" по осуществлению организации сбора и вывоза мусора прокурор не отказался, отказ от иска в данной части судом не принимался.
Принимая решение, суд первой инстанции удовлетворил исковые требования в уточненном варианте и обязал администрацию сельского поселения "Смоленское" осуществить надлежащий контроль за мероприятиями по ликвидации несанкционированной свалки, которые должна провести Государственная лесная служба Забайкальского края.
Вместе с тем, как правильно указано в апелляционной жалобе, у органа местного самоуправления отсутствуют полномочия по контролю задействиями исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
К вопросам местного значения поселения в силу подпункта 18 пункта 1 статьи 18 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов на территории городского округа.
Контролировать проведение мероприятий исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации администрация сельского поселения не вправе. Указанное требование прокурора в такой формулировке не может быть удовлетворено в силу приведенных выше норм Федерального закона.
Основания к полному отказу в иске к администрации сельского поселения "Смоленское" об организации вывоза мусора с территории лесного фонда также отсутствуют. Нахождение свалки в пределах границ сельского поселения "Смоленское" обязывает администрацию сельского поселения организовать вывоза и сбора мусора с территории Верхне-Читинского лесничества, так как в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" данная обязанность также относится к решению вопросов местного значения поселения.
Таким образом, на Государственную лесную службу Забайкальского края должна быть возложена обязанность по организации проведения мероприятий, установленных п.п. 66 и 67 Руководства по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий по сбору и вывозу мусора со свалки. Исковые требования прокурора к администрации сельского поселения "Смоленское" должны быть удовлетворены путем возложения на данного ответчика обязанности по организации и осуществлению сбора и вывоза бытовых отходов с несанкционированной свалки.
Указание в установочной части решения суда о частичном удовлетворении исковых требований, является технической ошибкой и не влечет полную отмену правильного по существу решения суда.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Читинского районного суда Забайкальского края от 15 мая 2013 года изменить.
Обязать Государственную лесную службу Забайкальского края принять меры по организации мероприятий, установленных п.п. 66 и 67 Руководства проведению санитарно-оздоровительных мероприятий по ликвидации свалки, расположенной в 99 квартале 4 Учебно-Опытного участкового лесничества Верхне-Читинского лесничества (расположенного в 93 метрах северо-восточнее СОТ "Карповка) площадью 2 га и транспортировке собранного мусора на полигон твердых бытовых отходов администрации городского округа "Город Чита".
Обязать администрацию сельского поселения "Смоленское" муниципального района "Читинский район" Забайкальского края организовать сбор и вывоз бытовых отходов расположенной в 99 квартале 4 Учебно-Опытного участкового лесничества Верхне-Читинского лесничества (расположенного в 93 метрах северо-восточнее СОТ "Карповка) площадью 2 га и транспортировке собранного мусора на полигон твердых бытовых отходов администрации городского округа "Город Чита".
Председательствующий: В.В. Пичуев
Судьи: П.Н. Смоляков
Д.С. Ходюков
Копия верна судья Ходюков Д. С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.