Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
Председательствующего Кулаковой О.К.
и судей краевого суда Карабельского А.А.
Чайкиной Е.В.
при секретаре Савиной Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 6 ноября 2013 года гражданское дело по иску Тарасова Г. Г.ча к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) о включении периода работы в специальный стаж, обязании назначить пенсию,
по апелляционной жалобе представителя ответчика
на решение Центрального районного суда г. Читы от 28 февраля 2013 года, которым постановлено исковые требования удовлетворить частично.
Включить в специальный стаж Тарасова Г. Г.ча, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 2 п 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" периоды работы с "Дата" по "Дата" года, с "Дата" по "Дата" года.
Признать за Тарасовым Г. Г.чем право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) назначить Тарасову Г. Г.чу досрочно трудовую пенсию по старости в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" с "Дата" в установленном законом размере.
Дополнительным решением Центрального районного суда г. Читы от 11 сентября 2013 года постановлено: Тарасову Г. Г.чу в удовлетворении исковых требований в части включения в специальный стаж периода работы с "Дата" по "Дата" в течении полного рабочего дня в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, отказать.
Определением Центрального районного суда г. Читы от 11 сентября 2013 года устранена допущенная в решении Центрального районного суда г. Читы от 28.02.2013 г. по настоящему гражданскому делу описка.
В абзаце втором резолютивной части решения определено указать: "Включить в специальный стаж Тарасова Г. Г.ча, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" период работ с "Дата" по "Дата" года, в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 27 - "Дата" по "Дата" года".
Заслушав доклад судьи краевого суда Чайкиной Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тарасов Г.Г. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на следующее. "Дата" он обратился к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ". В назначении данного вида пенсии ему было отказано в связи с недостаточностью у Тарасова Г.Г. специального стажа на работах с тяжелыми условиями труда. В специальный стаж истца не были включены периоды его работы:
- с "Дата" по "Дата" в должности машиниста буровых установок N разряда в геологоразведочной партии "адрес" рудоуправления;
- с "Дата" по "Дата" в должности бурового мастера скважин в рудоуправлении N Приаргунского горно-химического комбината;
- с "Дата" по "Дата" в должности слесаря дежурного и по ремонту оборудования строящегося рудника.
Просил суд включить спорные периоды в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, признать за ним право на досрочное назначение пенсии и обязать пенсионный орган назначить ему данного вида пенсию.
Судом постановлено вышеназванное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Зверева О.А. просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. Ссылается на то, что в суде не подтверждена занятость истца на открытых горных работах в период работы в ГРП, а также занятость в течение полного рабочего дня за период с 01.01.1992 года, в т.ч. отсутствуют доказательства занятости истца в спорный период на промышленных площадках строительства рудника "Бугдая". Период работы истца с "Дата" по "Дата" не засчитан в специальный стаж, поскольку работодателем не подтвержден льготный характер работы, о чем свидетельствует справка ОАО "ППГХО" N от "Дата" г., инструкция "Входные документы и классификаторы типовой подсистемы управления кадрами автоматизированной системы управления предприятиями". Ссылку суда на сведения о начислении заработной платы истцу считает необоснованной, т.к. данные сведения не могут служить подтверждением занятости в период получения заработной платы в течение полного рабочего дня. За отдельные месяцы размер заработной платы за период "Дата"- "Дата" года отличен, что не позволяет сделать вывод о стабильном ежемесячном выполнении истцом нормы рабочего времени. Судом не дана надлежащая оценка доводам ответчика о том, что часть периода работы истца с "Дата" по "Дата" указана работодателем по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета без кода льготы, что также свидетельствует о факте не признания работодателем не только в настоящее время, но и в течение спорного периода работы, льготных условий работы истца.
Истец Трасов Г.Г., представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица ОАО "ППГХО", надлежаще извещенные о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика Зверевой О.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя истца Дряеву Л.В., просившую об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
Как видно из дела, Протоколом начальника УПФР в г. Чите(межрайонное) N от "Дата" Тарасову Г.Г., "Дата" года рождения отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"в связи с отсутствием специального трудового стажа, требуемого для назначения указанного вида пенсии.
В названный стаж территориальным пенсионным органом не засчитаны периоды работы истца с "Дата" по "Дата" в должности машиниста буровых установок N разряда, с "Дата" по "Дата" в должности бурового мастера скважин в ГРП "адрес" рудоуправления, с "Дата" по "Дата" в должности слесаря дежурного и по ремонту оборудования строящегося рудника в Рудоуправлении N Приаргунского горно-химического комбината.
По подсчетам пенсионного органа на момент обращения истца с заявлением в пенсионный орган Тарасов Г.Г. имел "данные изъяты" лет "данные изъяты" месяцев "данные изъяты" дней специального трудового стажа по пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"(см.л.д. "данные изъяты").
В силу пп.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон) мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Согласно пп.2 п.1 ст.27 Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В соответствии с п.2 ст.27 Закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу пп. "а" п.1 Постановления Правительства РФ от 18.07.2002 N 537 (ред. от 24.04.2003) "О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах применяется Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.
При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта.
В соответствии с пп. "б" п. 2 указанного Постановления при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. N 10.
При этом время выполнявшихся до 01.01.1992 г. работ, предусмотренных Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. N 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком N 2 от 26.01.1991 г.
Согласно пп.6 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геологоразведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Периоды поверхностных полевых геологоразведочных, поисковых, геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических работ в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах, имевшие место до 01.01.1992 г., могут быть включены в специальный трудовой стаж как в соответствии с пп.6 п.1 ст.27 указанного Закона, так и в соответствии с п.2 ст.27 Закона на основании раздела II Списка N 2 от 22.08.1956 г. (Геологоразведочные работы (поверхностные)).
Одним из доказательств занятости в полевых геологоразведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах является обстоятельство получения лицом, претендующим на назначение льготной пенсии, полевого довольствия.
В соответствии с действовавшими в спорные периоды работы истца нормативными правовыми актами, регулировавшими вопрос выплаты полевого довольствия ("Положение о выплате полевого довольствия работникам, занятым на геологоразведочных работах и топографо-геодезических работах", утвержденное постановлением Госкомитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной плате ВЦСПС от 04.02.1960 г. N 115/5, и "Положение о выплате полевого довольствия работникам, занятым на геологоразведочных работах и топографо-геодезических работах" (приложение к постановлению Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 04.06.1986 г. N 209/12-66)), выплата полевого довольствия была предусмотрена для работников, непосредственно занятых в полевых геологоразведочных и топографо-геодезических работах, и для работников учреждений и предприятий, созданных для непосредственного обслуживания полевой организации и находящихся в местах ее базирования (школы, ОРСы, медицинские, культурно-просветительные и детские дошкольные учреждения, предприятия связи).
Удовлетворяя исковые требования истца в части включения в его специальный стаж периода работы с "Дата" по "Дата" суд первой инстанции исходил из того, что в ходе рассмотрения дела нашел полное подтверждение факт работы истца в указанный период в должности, дающей право на досрочное назначение пенсии.
С таким выводом суда судебная коллегия не имеет оснований не согласиться, а довод апелляционной жалобы ответчика о необоснованном включении данного периода в льготный стаж подлежит отклонению.
Так, из трудовой книжки истца видно, что с "Дата" истец работал в должности поверхностного машиниста буровой установки ГРП "адрес" рудоуправления и занимал такую должность до "Дата" года(см.л.д. "данные изъяты").
Суд первой инстанции обоснованно сослался на то, что работая в геологоразведочной партии и проводя геологоразведочные работы истец не мог не работать в полевых условиях, а наименование его должности в трудовой книжке "поверхностный машинист буровой установки" вольно указано работодателем и на пенсионные права истца влиять не должно.
Кроме того, судебная коллегия полагает, что отсутствие доказательств получения истцом в спорный период полевого довольствия не может свидетельствовать о недоказанности его работы в полевых условиях.
Поскольку к спорному периоду работы истца применимо старое законодательство - Список N 2, утв. постановлением Совета Министров СССР от 22.08.56 N 1173 (далее - Список N 2 от 22.08.56), раздел II "Геологоразведочные работы (поверхностные)", необходимо учесть, что при составлении этого раздела в него были включены работники, которые по характеру работы непосредственно заняты выполнением полевых геологоразведочных, топографо-геодезических и других геологических работ(бурильщики, гидромониторщики, дробильщики пород, зумпфовщики и другие работники, в т. ч. руководители и специалисты, участвующие в технологическом процессе геологических работ, а также рабочие, обслуживающие технологическое оборудование, при помощи которого производятся полевые геологические работы).
В данном случае для таких работников содержание разд. II Списка N 2 от 22.08.56 может служить документом (при отсутствии других материалов), подтверждающим их непосредственную занятость на полевых геологических работах.
Также правильным является вывод суда первой инстанции об удовлетворении исковых требования Тарасова Г.Г. в части включения в его специальный стаж периода работы в должности слесаря дежурного и по ремонту оборудования строящегося рудника открытых горных работ с "Дата" по "Дата" года.
Довод апелляционной жалобы ответчика о незаконности включения данного периода в специальный стаж истца подлежит отклонению.
Так, наименование должности истца "слесарь дежурный и по ремонту оборудования" предусмотрено Списком N 2 от 26.01.1991 года, в ходе рассмотрения дела нашло полное подтверждение то обстоятельство, что истец работал на строительстве рудника и был занят на открытых горных работах(раздел I Списка N 2 1991 года).
Судом первой инстанции дана верная оценка тому обстоятельству, что работодатель не подтвердил работу истца в указанный период во вредных условиях.
Признавая за истцом право на включение периода его работы с "Дата" по "Дата" суд первой инстанции правильно указал, что такое решение работодателя следует оценить критически, так как оно принято лишь на основании записей в реквизите N 45(тарифная сетка) карточки Т-2, и правильность применения классификатора работодателем не доказана.
Обоснована и ссылка суда на п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа N 555 от 24.07.2002 года, в той части, что основным документом, подтверждающим периоды работы истца, является его трудовая книжка.
В данном случае, сведения о работе истца в период с "Дата" по "Дата" не содержат неточных записей, наименование должности истца полностью соответствует наименованию должности, предусмотренной Списком N 2.
Обоснован также вывод суда первой инстанции о полной занятости истца, при этом судом дана обоснованная оценка доказательств - справки ОАО "ППГХО" от "Дата" года(см.л.д. "данные изъяты").
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно и установлены на основании доказательств, признанных судом при их оценке достаточными, выводы суда вытекают из фактических обстоятельств, установленных в мотивировочной части решения на основе надлежащей оценки исследованных доказательств, решение вынесено в соответствии с нормами материального права, регулирующими рассматриваемое правоотношение, и с соблюдением норм процессуального права.
Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Читы от 28 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий: Кулакова О.К.
Судьи: Карабельский А.А.
Чайкина Е.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.