Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
Председательствующего Чайкиной Е.В.
и судей краевого суда Карабельского А.А.
Смолякова П.Н.
при секретаре Гурулевой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 12 ноября 2013 года гражданское дело по иску Кочелева В. А. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Краснокаменске Забайкальского края (межрайонное) о включении периодов работы в специальный трудовой стаж и назначении пенсии,
по апелляционной жалобе представителя ответчика
на решение Краснокаменского городского суда Забайкальского края от 12 июля 2013 года, которым постановлено исковые требования удовлетворить частично.
Признать незаконным решение начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Краснокаменске Забайкальского края (межрайонное) от "Дата" N об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Кочелеву В. А..
Обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Краснокаменске Забайкальского края (межрайонное) включить в стаж работы Кочелева В. А., дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в календарном исчислении периоды Службы в рядах Вооруженных сил СССР с "Дата" по "Дата" и назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с "Дата".
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Заслушав доклад судьи краевого суда Чайкиной Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кочелев В.А. обратился в суд с указанным исковым заявлением, мотивировал его следующим. В январе 2013 года он обратился в Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Краснокаменске Забайкальского края (межрайонное) за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в связи с наличием необходимого стажа педагогической деятельности в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав застрахованных лиц от "Дата" в назначении указанного вида пенсии ему было отказано в связи с недостаточностью специального стажа. При принятии соответствующего решения ответчиком из подсчета его трудового стажа в связи с педагогической деятельностью был исключен период работы с "Дата" по "Дата" в должности руководителя начальной военной подготовки в Средней школе N "адрес". Просил суд решение комиссии признать неправомерным, обязать ответчика засчитать в специальный трудовой стаж период с "Дата" по "Дата" и назначить досрочную трудовую пенсию по старости.
В ходе судебного разбирательства истец требования дополнил, просил суд обязать ответчика включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, период Службы в рядах Вооруженных сил СССР с "Дата" по "Дата" года, а также период работы с "Дата" по "Дата" года.
Определением суда от "Дата" производство по делу в части требований об обязании ответчика включить в педагогический стаж работы, дающей ему право на досрочное назначение пенсии по старости, период работы с "Дата" по "Дата" прекращено ввиду отказа истца от иска.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МАОУ " "данные изъяты" N" "адрес".
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе начальник УПФР (ГУ) в г. Краснокаменске Забайкальского края (межрайонное) Х. считает решение суда не соответствующим закону, постановленным без исследования всех необходимых обстоятельств дела. Полагает, что поскольку на момент обращения истца с заявлением в орган осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано менее 2/3 педагогического стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, не имелось оснований для зачета в специальный стаж работы периода службы истца в Советской Армии. Данная позиция согласуется с определением Верховного Суда РФ от 16.11.2012 г. N 49-КГ12-9. Просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
В возражении на апелляционную жалобу истец Кочелев В.А. считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, заслушав представителя ответчика Ланцова А.А., поддержавшего доводы жалобы, истца Кочелева В.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 3 ч.1 ст. 330 ГПК РФ основанием к отмене решения суда является несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
По мнению судебной коллегии такое нарушение судом первой инстанции по настоящему делу было допущено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, "Дата" Кочелев В.А. обратился в Управление Пенсионного фонда РФ(государственное учреждение) в г. Краснокаменске Забайкальского края(межрайонное) с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, N от "Дата" Кочелеву В.А. отказано в удовлетворении указанного заявления ввиду отсутствия 25-летнего стажа педагогической деятельности, необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
При этом в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в числе иных периодов, не был включен период с "Дата" по "Дата" - период прохождения службы в составе Вооруженных Сил СССР по призыву.
Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В период службы истца по призыву с "Дата" по "Дата" действовало утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пунктом 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР и работа на выборных должностях в советских учреждениях, профсоюзных и других общественных организациях.
Согласно абзацу 5 пункта 2 указанного Положения в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
При этом в силу пункта 4 указанного Положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Приходя к выводу о наличии у истца права на включение в его специальный стаж периода прохождения военной службы по призыву, суд первой инстанции исходил из того, что на момент обращения в пенсионный орган общий стаж педагогической деятельности истца составлял более 28 лет.
Такой вывод суда первой инстанции судебная коллегия находит неверным, поскольку из материалов дела следует, что к моменту обращения в пенсионный орган специальный стаж истца, без учета периода военной службы составлял "данные изъяты" лет "данные изъяты" месяца "данные изъяты" дней(см.л.д. "данные изъяты"), а подлежащий применению закон не содержит такого термина как "общий стаж педагогической деятельности".
Учитывая, что на момент обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости истцом было не выработано 2/3 стажа в учреждениях, организациях и должностях, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", следовательно, не имелось законных оснований для включения в специальный стаж периода службы истца по призыву в Вооруженных силах СССР с "Дата" по "Дата" года.
Фактически, удовлетворяя исковые требования истца в части зачета в его педагогический стаж периода службы в вооруженных силах, суд произвел одновременный зачет в педагогический стаж и периода работы истца в СДЮШОР N после "Дата" года, для чего законных оснований также не имелось.
Согласно п.20 Постановления Пленума ВС РФ от 11 декабря 2012 г. N 30, периоды работы в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка, в учреждениях, указанных исключительно в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка, засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, с 1 января 2001 года, если на указанную дату у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, названных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев, и факт работы (независимо от ее продолжительности) в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года (пункт 12 Правил).
При отсутствии данных условий такой период в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не засчитывается.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. N781 определен перечень наименований должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в специальный стаж при условии строгого соответствия наименования должности и учреждения наименованиям, поименованным в соответствующих Списках, а также утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации.
Работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" (учреждения дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)) списка, за периоды начиная с 1 января 2001г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:
- на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев:
- у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999г. по 31 декабря 2000г. в должностях в учреждениях указанных в пункте 2 раздела (Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
На 01.01.2001 года педагогический стаж Кочелева В.А. без учета времени службы в вооруженных силах, составил "данные изъяты" лет "данные изъяты" месяца "данные изъяты" дней.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы ответчика заслуживают внимания, состоявшееся по делу решение Краснокаменского городского суда Забайкальского края от 12 июля 2013 года следует признать не соответствующим закону, оно подлежит отмене, с вынесением в соответствии с п. 2 ст. 328 ГПК РФ нового решения об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований.
На момент обращения Кочелева В.А. с заявлением о назначении пенсии у него не имелось 25 лет педагогического стажа, то есть права на назначение льготной пенсии не было, следовательно, отказ в назначении пенсии является обоснованным.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Краснокаменского городского суда Забайкальского края от 12 июля 2013 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Кочелеву В. А. отказать.
Председательствующий: Чайкина Е.В.
Судьи: Карабельский А.А.
Смоляков П.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.