Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Литвинцевой И.В.
и судей краевого суда Антипенко А.А., Михеева С.Н.
при секретаре Гайгул И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 27 ноября 2013 года гражданское дело по иску Черданцевой И.Е. к Пограничному управлению ФСБ России по Забайкальскому краю, жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по Забайкальскому краю о восстановлении нарушенных жилищных прав,
по апелляционной жалобе представителя истца Индюченко Н.А.
на решение Центрального районного суда г. Читы от 19 сентября 2013 года, которым постановлено в удовлетворении заявленных требований Черданцевой И.Е. отказать.
Заслушав доклад судьи Антипенко А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Черданцева И.Е. 06 августа 2013 года обратилась в суд с названным иском, ссылаясь на следующее. Она проходила военную службу по контракту в войсковой части N с местом дислокации в пгт. Приаргунск в должности "данные изъяты". Приказом начальника Пограничного управления по Забайкальскому краю от 30 января 2012 года она уволена с военной службы в отставку в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 ст. 51 закона "О воинской обязанности и военной службе", по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; а с 04 апреля 2012 года исключена из списков личного состава части, при наличии срока выслуги в календарном исчислении 22 года. До исключения ее из списков личного состава, указывает истица, она обратилась к руководителю управления и в жилищную комиссию с просьбой о постановке ее на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением на состав семьи 2 человека в избранном месте жительства г. Чите, в чем ей отказано 30 марта 2012 г. Основанием отказа послужило непредоставление сведений из ЕГРП об отсутствии прав на жилые помещения по всей территории России. После увольнения истица неоднократно обращалась к ответчикам с заявлением о постановке ее на учет для обеспечения жилым помещением в связи с изменением места жительства после увольнения со службы, представив все необходимые документы, выполнив неправомерное требование о деприватизации квартиры в "адрес". 02 ноября 2012 года жилищной комиссией вновь принято решение об отказе ей в постановке на учет, мотивированное тем, что она обратилась после утраты статуса военнослужащего, с чем истица не согласна. Ссылаясь на нарушение ответчиком ее жилищных прав, Черданцева И.Е. просила суд признать за ней и членами ее семьи право на обеспечение жилым помещением, передаваемым в собственность, бесплатно, в избранном месте жительства в г.Чите после увольнения с военной службы; обязать жилищную комиссию и начальника Пограничного управления ФСБ России по Забайкальскому краю поставить ее и членов ее семьи на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением в избранном месте жительства в г.Чите (л.д. "данные изъяты")
Судом постановлено вышеприведенное решение (л.д. "данные изъяты").
Представитель истца Индюченко Н.А. подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение, принять новое об удовлетворении требований. Не согласен с выводом суда о том, что правом на изменение места жительства при увольнении с военной службы имеют исключительно военнослужащие, обеспеченные либо служебным жильем, либо жилым помещением по социальному найму менее учетной нормы на каждого члена семьи. Считает такой вывод не соответствующим закону "О статусе военнослужащих", закрепляющему право военнослужащих, проходящих службу по контракту, при увольнении с военной службы выбрать постоянное место жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве. В жалобе содержится ссылка на Постановление Конституционного Суда РФ от 15 октября 2012 г. N21-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 2.1 статьи 15 закона "О статусе военнослужащих" в связи с жалобой Н.М. Кабулова", а также на практику Верховного Суда РФ о праве уволенных военнослужащих изменить решение об избранном месте жительства, праве на обеспечение жилым помещением по новому избранному месту жительства, независимо от степени обеспеченности жильем по последнему месту службы (л.д. "данные изъяты").
Истица, надлежаще извещенная о времени и месте апелляционного рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, направив своего представителя Индюченко Н.А. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие, что предусмотрено п. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истицы Индюченко Н.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ответчика Шишканова В.А., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Как следует из материалов дела, приказом начальника Пограничного управления по Забайкальскому краю от 30 января 2012 года Черданцева И.Е. уволена с военной службы в отставку в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 ст. 51 закона "О воинской обязанности и военной службе", по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; приказом от 07 марта 2012 года истица с 04 апреля 2012 года исключена из списков личного состава части, при наличии срока выслуги в календарном исчислении 22 года.
Решением жилищной комиссии ПУ ФСБ по Забайкальскому краю от 30 марта 2012 года Черданцевой И.Е. отказано в признании нуждающейся в получении жилья по избранному месту жительства после увольнения с военной службы. Отказ мотивирован тем, что ею не предоставлены сведения из ЕГРП об отсутствии прав на жилые помещения по всей территории России; справка отдела кадров о заключении первого контракта; сведения из БТИ о неучастии в приватизации и об отсутствии жилья в Чите и Читинском районе; обязательство о сдаче занимаемого жилого помещения в п. Приаргунск, т.е. не представлены документы, предусмотренные ч. 4 ст. 52 ЖК РФ и п. 3 Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями (утвержденных приказом ФСБ России от 24 октября 2011 года N590).
Решением Читинского гарнизонного военного суда от 06 июля 2012 года отказано в удовлетворении заявления Черданцевой И.Е. об оспаривании действий начальника Пограничного управления ФСБ РФ по Забайкальскому краю, связанных с исключением из списков личного состава воинской части, а также упомянутого решения жилищной комиссии ПУ ФСБ по Забайкальскому краю об отказе в признании нуждающейся в получении жилья (л.д. "данные изъяты").
02 ноября 2012 г. жилищной комиссией ПУ ФСБ по Забайкальскому краю Черданцевой И.Е. вновь отказано в признании нуждающейся в получении жилья по избранному месту жительства после увольнения с военной службы со ссылкой на следующее. Обеспечение жилыми помещениями лиц, уволенных с военной службы и не состоящих на момент увольнения на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не предусмотрено законом "О статусе военнослужащих" (ст.15), пунктами 1 и 2 Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями (утвержденных приказом ФСБ России от 24 октября 2011 года N590) - (л.д. "данные изъяты").
Суд первой инстанции согласился с приведенными выше мотивами отказа в постановке истицы на учет, указав, что при увольнении истица не была признана нуждающейся в жилье, в этом ей было отказано, поэтому не имеется оснований применять к спорным правоотношениям Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы ... , нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (утверждены постановлением Правительства РФ N1054 от 06 сентября 1998 г.); отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований.
Указанные выводы районного суда соответствуют материалам дела и примененным к спорным отношениям нормам материального права, которым суд первой инстанции дал правильное толкование.
Согласно п.2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Выводы, изложенные в решении Читинского гарнизонного военного суда от 06 июля 2012 г., о правомерности исключения с 4 апреля 2012 г. Черданцевой И.Е из списков личного состава части приказом от 7 марта 2012 г., имеют в силу п. 2 ст. 61 ГПК РФ для разрешения данного спора преюдициальное значение; как и вывод о правомерном отказе ей в постановке на учет нуждающихся, имевшем место 30 марта 2012 г., т.е. до исключения ее из личного состава войсковой части.
Исходя из содержания пункта 1 упоминавшихся Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями, они распространяются на военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в органах безопасности; граждан, уволенных с военной службы из органов безопасности с оставлением в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий), и членов их семей, а также членов семей погибших (умерших) военнослужащих (граждан), признанных в органах безопасности нуждающимися в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) и принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Постановлением Правительства РФ от 06 сентября 1998 г. N 1054 утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Названные Правила предусматривают процедуру постановки на очередь до исключения военнослужащего из списков личного состава. Так, за 3 года до увольнения по достижению предельного возраста пребывания на службе либо в год увольнения по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями (п.п.9,12-24) необходимо инициировать процедуру постановки на очередь нуждающихся в жилье. Таким образом, названными Правилами также не предусмотрено обеспечение жилыми помещениями лиц, уволенных с военной службы и не состоящих на момент увольнения на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. По смыслу ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" не предусматривается обеспечение жилым помещением уволенных военнослужащих, которые на момент увольнения не состояли на учете в качестве нуждающихся.
Установлено, что Черданцева И.Е. обратилась к ответчику с заявлением о принятии на учет нуждающихся в обеспечении ее жилым помещением в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими статус военнослужащего, после увольнения с военной службы, что препятствовало положительному рассмотрению заявления. В связи с изложенным нельзя удовлетворить исковые требования о признании за ней и членами ее семьи права на обеспечение жилым помещением, передаваемым в собственность, бесплатно, в избранном месте жительства в г.Чите, предусмотренное законодательством, регулирующим статус военнослужащих.
Помимо прочего, судебная коллегия полагает, что Черданцева И.Е. не могла быть поставлена на учет нуждающихся в жилье, поскольку у нее на праве общей долевой собственности имелась приватизированная квартира. Указанное право прекращено 2 апреля 2012 г.
В дело представлен договор от 15 октября 1993 г. приватизации квартиры по адресу п. Приаргунск, ул. Комсомольская, д. 8, кв. 7, с участием истицы (л.д. 34а, 39).
Из справки от 27 января 2012 г. усматривается, что истица имеет в долевой собственности в п. Приаргунск двухкомнатную квартиру общей площадью 46,3 кв. м, жилой - 27,8 кв. м, по вышеназванному адресу.
Имеется договор от 26 марта 2012 г. о деприватизации квартиры, о которой идет речь, зарегистрированный регистрирующим органом 02 апреля 2012 г. (л.д.77). Истица снялась с регистрационного учета по указанному адресу 30 марта 2012 г. (л.д. 70). Согласно копии лицевого счета от 01 февраля 2012 г. он открыт на истицу и ее дочь,1986 года рождения.
Исходя из даты договора о передаче приватизированной квартиры в муниципальную собственность (30 марта 2012 г), не прошло 5 лет после намеренного ухудшения истицей жилищных условий, что исключало удовлетворение ее заявления о постановке на учет нуждающихся в жилье.
В силу ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно пункту 5 Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями от 24 октября 2011 года намеренным ухудшением жилищных условий признаются действия, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения, в том числе связанных с изменением права пользования жилым помещением, обменом жилого помещения, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, расторжением брака (за исключением случая, предусмотренного подпунктом "и" настоящего пункта - " утрата права пользования жилым помещением в связи с прекращением семейных отношений с собственником жилого помещения"), выделением доли жилого помещения собственниками, отчуждением жилого помещения или его части.
Военнослужащие не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий.
Согласно пункту 10 упоминавшихся выше Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 сентября 1998 г. N1054, не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае: а) наличия у них в собственности индивидуального жилого дома (квартиры); д) если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.
С учетом приведенного, оснований для отмены решения, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает. Доводы представителя истца основаны на неправильном толковании материального закона. Сам факт увольнения военнослужащего не является безусловным основанием для признания его нуждающимся в получении жилья. Постановление Конституционного Суда РФ от 15 октября 2012 г. N21-П, на которое имеется ссылка в жалобе, не имеет отношения к рассматриваемому спору и примененным к нему нормам материального права. В указанном постановлении речь идет об обеспечении жильем уволенных с военной службы граждан, первоначально принятых на учет нуждающихся органами местного самоуправления до 1 января 2005 года, а затем переехавших на постоянное место жительства из одного населенного пункта в другой и по этой причине принятых на соответствующий учет по новому месту жительства уже после 1 января 2005 года, в зависимости от первоначального времени принятия их на учет.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Читы от 19 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца -без удовлетворения.
Председательствующий: И.В. Литвинцева
Судьи: А.А. Антипенко
С.Н. Михеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.