Апелляционное определение Западно-Сибирского окружного военного суда Новосибирской области от 03 декабря 2013 г. по делу N 33-460/2013
Западно-Сибирский окружной военный суд в составе: председательствующего - председателя судебного состава Лебедева А.Г., судей Гусейнова Т.Г. и Степанова А.А., при секретаре судебного заседания Стекольщиковой Ю.А., рассмотрел в открытом судебном заседании частную жалобу представителя руководителя федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Новосибирской области" (далее - Управление) Чистова А.А. на определение Томского гарнизонного военного суда от 10 октября 2013 года, которым отказано в удовлетворении ходатайства представителя руководителя Управления Чистова А.А. об освобождении от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы на решение этого же суда от 22 мая 2013 года, принятое по заявлению военнослужащего войсковой части ... старшего лейтенанта Чекушина Павла Павловича об оспаривании законности бездействия руководителя Управления.
Заслушав доклад судьи Степанова А.А., изложившего содержание определения и доводы частной жалобы, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Чекушин обратился в гарнизонный военный суд с заявлением, в котором оспорил законность бездействия руководителя Управления, связанного с невыплатой понесенных им командировочных расходов.
Решением Томского гарнизонного военного суда от 22 мая 2013 года требования Чекушина удовлетворены в полном объеме.
Не соглашаясь с таким решением, представитель руководителя Управления Чистов А.А. подал на него апелляционную жалобу, в которой также содержалась просьба об освобождении от уплаты государственной пошлины.
Определением Томского гарнизонного военного суда от 10 октября 2013 года в удовлетворении такого ходатайства отказано, но руководителю Управления предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины.
В частной жалобе названный представитель просит это определение отменить ввиду нарушения судом норм материального и процессуального права.
В обоснование этого, ссылаясь на различные нормы действующего законодательства, он приводит доводы, совокупность которых сводится к суждению о том, что Управление, являясь представительным финансовым органом Министерства обороны РФ (органом исполнительной власти), финансируемым за счет средств федерального бюджета Российской Федерации, освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела и обсудив доводы частной жалобы, окружной военный суд не находит оснований для её удовлетворения.
В соответствии с ч. 4 ст. 322 ГПК РФ к апелляционной жалобе прикладывается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, если жалоба подлежит оплате.
Согласно подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и иные государственные органы, образуемые в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, в силу п. 2 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 9 февраля 2009 года N8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" отнесены к государственным органам.
Указом Президента РФ от 21 мая 2012 г. N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" утверждена структура федеральных органов исполнительной власти, в которую входит Министерство обороны РФ.
Согласно Положению о Министерстве обороны РФ, утвержденному Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. N 1082, Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, в структуру которого входят центральные органы военного управления и иные подразделения.
В силу приведенных правовых норм Министерство обороны РФ, являясь федеральным органом исполнительной власти, то есть государственным органом, обладает налоговыми льготами, предусмотренными подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, и координирует деятельность подведомственных ему других, перечисленных в Положении, федеральных органов исполнительной власти - федеральных служб и агентств, перечень которых является исчерпывающим.
В соответствии с Положением о Федеральном казенном учреждении "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Новосибирской области", утвержденным Министром обороны РФ 12 сентября 2011 года, оно создано в целях реализации государственной, финансовой, налоговой и социальной политики в сфере деятельности Вооруженных Сил в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, а также для осуществления финансового обеспечения объединений, соединений, воинских частей и учреждений, дислоцирующихся на территории субъекта (субъектов) РФ и за границей. Данное учреждение является некоммерческой организацией.
Согласно ст. 6 Бюджетного Кодекса РФ казенными учреждениями признаются государственные (муниципальные) учреждения, осуществляющие оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Исходя из положений ст. 9.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
С учетом изложенного, следует прийти к выводу о том, что Управление, являясь государственным учреждением, не является государственным органом и поэтому не может обладать налоговыми льготами, предусмотренными законодательством для государственного органа.
Об отсутствии оснований, предусмотренных подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, для освобождения от уплаты государственной пошлины федеральных казенных учреждений, решение о создании которых принимает Министр обороны РФ, содержится также в разъяснениях Статс-секретаря - заместителя Министра финансов РФ (исх. N08-09-02/14 от 10.10.2011 г.).
Кроме того, исходя из существа спора, рассмотренного по правилам главы 25 ГПК РФ, и лиц, участвующих в деле, ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Новосибирской области" истцом либо ответчиком в данном гражданском деле не выступает. В то же время к участию в деле привлечен руководитель этого Управления в качестве должностного лица, законность бездействия которого оспорена заявителем Чекушиным.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к обоснованному и правильному выводу об отсутствии оснований для освобождения подателя апелляционной жалобы от уплаты государственной пошлины, как это предусмотрено подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ.
Каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, вопреки доводам жалобы, из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 329 и 334 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
определение Томского гарнизонного военного суда от 10 октября 2013 года, которым отказано в удовлетворении ходатайства представителя руководителя федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Новосибирской области" Чистова А.А. об освобождении от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы на решение этого же суда от 22 мая 2013 года, принятое по заявлению военнослужащего войсковой части ... старшего лейтенанта Чекушина Павла Павловича об оспаривании законности бездействия руководителя Управления - оставить без изменения, а частную жалобу названного представителя - без удовлетворения.
Судья Западно-Сибирского
окружного военного суда А.А. Степанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.