Апелляционное определение Западно-Сибирского окружного военного суда Новосибирской области от 24 декабря 2013 г. по делу N 33-457/2013
Западно-Сибирский окружной военный суд
в составе: председательствующего - председателя судебного состава Юркова В.В., судей Войтко С.Н. и Таранова В.А.,
при секретаре судебного заседания Шумиловой Е.Л.,
с участием представителя заинтересованного лица майора юстиции Шиляева А.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе указанного представителя заинтересованного лица на решение Томского гарнизонного военного суда от 9 октября 2013 года по заявлению прапорщика Иванова Виталия Ивановича об оспаривании отказа командира войсковой части ... (далее - командир) в регистрации по её адресу.
Заслушав доклад председателя судебного состава Юркова В.В., изложившего обстоятельства дела, содержание решения и доводы жалобы, объяснения представителя заинтересованного лица Шиляева А.С. в её обоснование, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Иванов проходит военную службу по контракту в войсковой части ...
В сентябре 2013 года он обратился с рапортом о регистрации по адресу воинской части к командиру, в чём последний отказал.
По указанному заявлению гарнизонный военный суд признал такое решение неправомерным ввиду отсутствия у заинтересованного лица соответствующих полномочий и обязал командира передать рапорт Иванова в жилищную комиссию войсковой части ... для рассмотрения по существу.
В апелляционном обращении его автор просит судебное постановление отменить в связи с неверным применением материального закона и оставить заявление без удовлетворения.
В подтверждение, ссылаясь на законодательство, регулирующее спорные отношения, и практику Конституционного Суда Российской Федерации, представитель заинтересованного лица утверждает, что командир в рамках предоставленных прав обоснованно отказал заявителю в регистрации по адресу воинской части.
В возражениях, принесённых заявителем, указывается на несостоятельность доводов жалобы и содержится просьба об оставлении решения суда без изменения.
По результатам рассмотрения апелляционного обращения в установленных частью 1 статьи 3271 ГПК РФ пределах, окружной военный суд находит обжалованное решение согласующимся с подлежащими применению правовыми нормами.
Статьёй 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" на территории Российской Федерации введён регистрационный учёт её граждан по месту пребывания и по месту жительства в целях обеспечения необходимых условий для реализации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Правила указанной регистрации и перечень должностных лиц, ответственных за неё, определяются Правительством Российской Федерации.
О данной регистрации в отношении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, также упоминается в пункте 3 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", регулирующей право этой категории граждан на жилище. Следовательно, вопреки мнению автора жалобы вопросы, связанные с регистрацией военнослужащих по адресам воинских частей относятся к числу жилищных.
Постановлением от 17 июля 1995 года N 713 Правительство Российской Федерации утвердило Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 4 Правил и обозначенным перечнем, утверждённым тем же решением Правительства Российской Федерации, ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения. В их обязанности входит, в частности, первичный приём от граждан установленных документов на регистрацию по месту пребывания и по месту жительства, подготовка и передача в орган регистрационного учёта необходимых учётных сведений (см. пункт 17 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учёту граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждённого приказом ФМС России от 11 сентября 2012 года N 288).
Согласно пункту 23 Правил для регистрации военнослужащих, поступивших на военную службу по контракту, по месту дислокации воинских частей до получения жилых помещений предусмотрен особый порядок. Применительно к военнослужащим войсковой части ... он конкретизирован в Инструкции об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России, утверждённой приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 12 февраля 2010 года N 75 (далее - Инструкция).
На основании приведённых правовых актов, а также в силу пунктов 1, 11 и 18 Инструкции вопросы регистрации военнослужащих внутренних войск МВД России относятся к исключительной прерогативе Управления расквартирования и строительства тыла Главного командования внутренних войск МВД России, квартирно-эксплуатационных служб (частей), жилищных комиссий оперативно-территориальных объединений внутренних войск, соединений и воинских частей, военных образовательных учреждений высшего профессионального образования и учреждений внутренних войск.
Разработанным в соответствии с пунктом 18 Инструкции Положением о жилищной комиссии войсковой части ... рассмотрение обращений личного состава по жилищным вопросам отнесено к компетенции данного коллегиального органа
Сведений о существовании в этой воинской части иного порядка разрешения вопросов регистрации её военнослужащих по месту службы, основанного на вышеупомянутых нормах права, материалы спора не содержат и в жалобе не приведено.
Из дела усматривается, что рапорт Иванова о регистрации по адресу войсковой части ... названный коллегиальный орган не рассматривал. Отказ в удовлетворении данного обращения со стороны командира имел место не в порядке согласования решения жилищной комиссии воинской части, как того требует пункт 4.8 обозначенного Положения (л.д. 3).
При таких обстоятельствах гарнизонный военный суд пришёл к правильному выводу о превышении заинтересованным лицом предоставленных полномочий, в связи с чем в соответствии со статьёй 258 ГПК РФ обоснованно возложил на командира обязанность по устранению допущенного нарушения прав путём передачи указанного рапорта на рассмотрение в жилищный орган воинской части.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 327, 328 и 329 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Томского гарнизонного военного суда от 9 октября 2013 года по заявлению Иванова Виталия Ивановича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя заинтересованного лица Шиляева А.С. - без удовлетворения.
Председательствующий В.В. Юрков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.