Апелляционное определение Западно-Сибирского окружного военного суда Новосибирской области от 24 декабря 2013 г. по делу N 33-467/2013
Западно-Сибирский окружной военный суд в составе: председательствующего - председателя судебного состава Актаева Г.В., судей: Венедиктова С.В. и Двойцева Ю.В., при секретаре Лантух К.Е., с участием: заместителя военного прокурора отдела военной прокуратуры Центрального военного округа подполковника Баранова С.С., заявителя Арутюняна Т.М. и его представителя Мещерякова Н.Н., представителя заместителя руководителя Пограничной службы ... России (далее - ПС ... России) Башкирцева А.В., и представителя начальника Пограничного управления ... России по ... (далее - Управления) Ветчинкина А.Д., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам представителя заместителя руководителя ПС ... России и начальника Управления, поданных на решение Абаканского гарнизонного военного суда от 14 октября 2013 года, которым удовлетворенно заявление бывшего военнослужащего названного Управления подполковника запаса Арутюняна Тиграна Матевосовича об оспаривании действий указанных должностных лиц, связанных с увольнением с военной службы и исключением заявителя из списков личного состава воинской части без обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Заслушав доклад судьи Венедиктова С.В., доводы апелляционных жалоб, возражения помощника военного прокурора Абаканского гарнизона подполковника юстиции Диянова И.А., заявителя Арутюняна Т.М. и его представителя - адвоката Мещерякова Н.Н., заключение военного прокурора, отдела военной прокуратуры Центрального военного округа Баранова С.С., полагавших правильным оставить решение без изменения, а также мнения представителей должностных лиц, чьи действия оспорены о необходимости отмены судебного решения и отказе заявителю в удовлетворении требований, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Арутюнян проходил военную службу с 1983 года, в том числе в Вооруженных силах РФ по контракту заключенному в июне 1997 года. Общая продолжительность его военной службы превышает 20 лет, а последним местом её прохождения является г. К ... Республики Тыва, в котором он и его семья обеспечены служебным жильем по адресу: ул. Д ... , дом **, кв. N ... , соответствующим установленным нормам.
Решением жилищной комиссии Управления заявитель и трое членов его семьи признаны нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в городе Москве, то есть по избранному им месту жительства после увольнения с военной службы и с 1 июня 2011 года приняты на соответствующий учет.
Приказом Руководителя ПС ... России от 1 июля 2013 года N **** Арутюнян, в связи с достижением предельного возраста, уволен с военной службы в запас и с 17 октября 2013 года приказом начальника Управления от 25 июля 2013 года N ****** исключен из списков личного состава.
Считая названные приказы незаконными, заявитель, в порядке главы 25 ГПК РФ, оспорил их в Абаканском гарнизонном военном суде.
Рассмотрев заявление по существу, суд первой инстанции признал требования Арутюняна обоснованными и пришел к выводу о том, что заявитель подлежит восстановлению на военной службе в силу того, что он относится к категории военнослужащих, указанных в ч. 1 ст. 23 ФЗ "О статусе военнослужащих", а значит, командование было обязано реализовать его право на жильё до увольнения с военной службы.
В апелляционной жалобе представитель заместителя руководителя ПС ... России Башкирцев А.В. выражает несогласие с решением суда первой инстанции и просит его отменить в связи с неприменением судом закона, подлежащего применению, неправильным его истолкованием, а также неправильным определением обстоятельств, имеющих значение по делу.
По мнению представителя, суду, при рассмотрении вопроса о законности увольнения заявителя с военной службы, следовало принимать во внимание п. 28 "Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации" утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2002 года N 897, в соответствии с которым, военнослужащие, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет, проживающие в служебном жилом помещении и прекратившие военную службу, не могут быть выселены из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилья.
Кроме этого, Башкирцев А.В., анализируя ч. 1 ст. 23 ФЗ "О статусе военнослужащих" и определение Конституционного Суда РФ от 24 сентября 2012 года N 1580-О, указывает на неправильное истолкование её гарнизонным судом, так как данная норма не содержит запрета на увольнение военнослужащего, обеспеченного по месту службы служебным жильём до предоставления ему жилого помещения по договору социального найма в ином избранном им месте жительства. По его мнению, такое ограничение распространяется лишь на военнослужащих, желающих быть обеспеченными жильем по месту службы.
Далее автор жалобы пишет, что вывод суда об отнесении военного городка N ... , в котором проживает Арутюнян, к закрытому типу является неправильным, поскольку из распоряжения Правительства РФ от 01 июня 2000 года N 752-р, на которое ссылается суд, такового не усматривается.
В заключение, Башкирцев указывает, что действующее законодательство не предусматривает различий между служебным жильём, расположенным в закрытых военных городках и вне них.
Начальник Управления в своей апелляционной жалобе просит решение Абаканского гарнизонного военного суда отменить как незаконное и необоснованное, вынесенное с неверным токованием и неправильным применением норм материального права.
В обоснование жалобы должностное лицо, проводя анализ п. 1 ст. 23 ФЗ "О статусе военнослужащих" в совокупности с п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы указывает, что Арутюнян, как военнослужащий, обеспеченный служебным жилым помещением по установленным нормам и выбравший в качестве постоянного места жительства г. Москву, вопреки мнению суда первой инстанции, мог быть уволен с военной службы, поскольку подобного запрета п.1 ст. 23 ФЗ "О статусе военнослужащих" не содержит.
Кроме того, по мнению автора жалобы, вывод суда первой инстанции противоречит сложившейся судебной практике, что нарушает соблюдение её единства.
В поступивших на жалобы возражениях помощника военного прокурора Абаканского гарнизона Диянова И.А., заявителя Арутюнян и его представителя - адвоката Мещерякова содержатся просьбы об оставлении судебного решения без изменения, а апелляционных жалоб - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах, предусмотренных ст. 327.1 ГПК РФ, изучив материалы дела, доводы жалоб и возражения на них, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из представленных материалов и пояснений, данных заявителем в ходе рассмотрения дела по существу, достоверно установлено, что на момент увольнения с военной службы Арутюнян и члены его семьи обеспечены служебным жилым помещением по установленным нормам.
При этом, он дважды, в марте 2011 и мае 2013 году обращался к командованию с рапортами о постановке по месту военной службы на учет нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма, но получал отказ, который в судебном порядке не обжаловал.
Согласно ч. 1 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года или признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации после 1 марта 2005 года, предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ст. 23 ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие-граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе без предоставления жилых помещений.
При желании таких военнослужащих получить жилое помещение по избранному месту жительства они обеспечиваются им в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", то есть обеспечение их жилым помещением при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Из системного анализа указанных норм закона следует, что при условии обеспечения военнослужащего жильем по месту военной службы по договору социального найма, препятствия для его увольнения с военной службы без предоставления жилья по избранному им месту жительства, - отсутствуют.
Поскольку Арутюнян установленным порядком не признан нуждающимся в получении социального жилья по месту прохождения военной службы, что является обязательным условием его предоставления, то удерживать его на военной службе до получения жилья по избранному месту жительства после увольнения с военной службы у должностных лиц, чьи действия оспариваются, оснований не имелось.
Поэтому утверждение суда первой инстанции о нарушении должностными лицами жилищных прав Арутюняна является ошибочным, основанным на неправильном истолковании ч. 1 ст. 23 ФЗ "О статусе военнослужащих".
Из смысла п. 5 Положения об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 1999 года N 487 следует, что жилищный договор найма служебного жилого помещения, заключенный с военнослужащим, уволенным с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе при общей продолжительности этой службы 10 лет и более, не может быть расторгнут до обеспечения военнослужащего и совместно проживающих с ним членов его семьи жилым помещением для постоянного проживания.
То есть такой военнослужащий, после увольнения с военной службы, из занимаемого служебного помещения до предоставления ему с семьей жилого помещения в избранном постоянном месте жительства выселению не подлежит.
При таких данных, руководитель ПС ... России имел основания для увольнения Арутюняна с военной службы и поэтому принятые должностными лицами решения об увольнении с военной службы и исключении из списков личного состава Управления прав и охраняемых законом интересов заявителя не нарушают, в связи с чем его требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 199, 328 - 330 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Абаканского гарнизонного военного суда от 14 октября 2013 года по гражданскому делу по заявлению Арутюняна Тиграна Матевосовича об оспаривании действий руководителя Пограничной службы ... России и начальника Пограничного Управления ... России по ... связанных с увольнением и исключением заявителя из списков личного состава без обеспечения жильем по избранному месту жительства - отменить и принять по делу новое решение, которым заявление Арутюняна Т.М. оставить без удовлетворения.
Судья Западно-Сибирского
окружного военного суда С.В. Венедиктов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.