Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда
в составе председательствующего Пойменовой С.Н.,
судей Цветкова В.В. и Комаровой Ю.В.
при секретаре Варламовой А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Твери
по докладу судьи Комаровой Ю.В.
дело по апелляционной жалобе Военного комиссариата "адрес" на решение Московского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
"Признать за Коломоцын А.С. право на получение удостоверения "Ветеран боевых действий".
Обязать Военный комиссариат "адрес" направить документы, необходимые для выдачи Коломоцын А.С. удостоверения "Ветеран боевых действий" в комиссию по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений Западного военного округа.
Обязать Командование Западного военного округа Министерства Обороны Российской Федерации выдать Коломоцын А.С. удостоверение соответствующего образца "Ветеран боевых действий".
Взыскать с командования Западного военного округа Министерства Обороны Российской Федерации в пользу Коломоцын А.С. расходы по оплате услуг представителя в размере "данные изъяты" рублей и госпошлину в размере "данные изъяты" рублей.
В иске Коломоцын А.С. к Военному комиссариату "адрес" о направлении документов в военный комиссариат "адрес" для выдачи удостоверения "Ветеран боевых действий" отказать".
Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Коломыцин А.С. обратился в суд с иском к Военному комиссариату "адрес", Военному комиссариату "адрес", Командованию Западного военного округа Министерства Обороны Российской Федерации о признании права на получение удостоверения "Ветеран боевых действий".
В обоснование исковых требований указал, что он проходил действительную военную срочную службу в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года. В ДД.ММ.ГГГГ года он повторно по контракту был призван на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации, и был откомандирован в N дивизию, дислоцировавшуюся на территории Республики Таджикистан, где по ДД.ММ.ГГГГ выполнял задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, что подтверждается послужным списком, согласно которого он находился в составе Действующей армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Исключен из списков воинской части с зачислением в запас приказом командира в/ч N от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Военный комиссариат "адрес" с заявлением о выдаче удостоверения "Ветеран боевых действий", однако удостоверение не было выдано.
Просил суд признать за ним право на получение удостоверения "Ветеран боевых действий", обязав военный комиссариат по "адрес" направить установленным порядком через военный комиссариат "адрес" документы для выдачи ему удостоверения. Обязать командование Западного военного округа Министерства Обороны Российской Федерации выдать ему удостоверение соответствующего образца "Ветеран боевых действий". Взыскать с ответчика судебные расходы по оплате услуг представителя в размере "данные изъяты" рублей.
Истец Коломыцин А.С. и его представитель ФИО5 в суде поддержали исковые требования по доводам иска.
Представитель Военного комиссариата "адрес", военного комиссариата "адрес" ФИО6 в суде возражал против удовлетворения исковых требований, пояснив, что военный комиссариат по "адрес" и по "адрес" направил документы Коломыцина А.С. на получение удостоверения "Ветеран боевых действий", то есть со стороны военного комиссариата все исполнено, в связи с чем предъявленные к ним требования являются необоснованными.
Представитель Командующего войсками Западного военного округа Министерства Обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, представив письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя.
Судом постановлено приведенное выше решение.
ДД.ММ.ГГГГ от ответчика Военного комиссариата "адрес" поступила апелляционная жалоба, в которой он просит решение суда отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Коломыцина А.С. отказать.
В обоснование жалобы указывает, что Военным комиссариатом "адрес" были выполнены все те действия, которые своим решением суд первой инстанции вновь обязал выполнить Военный комиссариат.
Утверждение суда первой инстанции о том, что заявителем были предоставлены доказательства участия в боевых действиях полагает безосновательным, поскольку ни один из документов (копия послужного списка, архивная справка, военный билет) не подтверждает, что заявитель действительно участвовал в боевых действиях.
В заседании суда апелляционной инстанции представители ответчиков Министерства обороны Российской Федерации, отделу ВКТО по "адрес" военного комиссариата "адрес", командования Западного военного округа, Управления Западного военного округа, Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа", комиссии по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Западного военного округа, уведомленные о времени и месте рассмотрения дела в соответствии с требованиями статей 113-118 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не участвовали, сведений о причинах неявки не представили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили. На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Истец Коломыцин А.С. и представитель истца ФИО5 в заседании суда апелляционной инстанции поддержали исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика Военного комиссариата "адрес" ФИО7 в заседании суда апелляционной инстанции исковые требования не признала.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений, заслушав объяснения истца Коломыцина А.С. и представителя истца ФИО5, представителя ответчика ФИО7, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Вместе с тем в силу части 3 приведенной нормы вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью четвертой статьи 330 настоящего Кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции.
Судебная коллегия приходит к выводу, что такого рода нарушение допущено судом первой инстанции.
Пунктом 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ установлено, что основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Судом не учтено, что правовое положение военного округа и управления военного округа определены Указом Президента Российской Федерации "О военно-административном делении Российской Федерации" от 20 сентября 2010 года N 1144 и Положением о военном округе Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 27 июля 1998 года N 901.
Указом Президента Российской Федерации "О военно-административном делении Российской Федерации" от 20 сентября 2010 года N 1144 установлено, что основной военно-административной единицей Российской Федерации является военный округ Вооруженных Сил Российской Федерации. Этим Указом также установлено военно-административное деление Российской Федерации, в том числе границы Западного военного округа.
Положением о военном округе определено, что в состав военного округа как объединения Вооруженных Сил входят органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, организации Вооруженных Сил и военные комиссариаты, находящиеся на его территории (пункт 2); командующий войсками военного округа возглавляет управление военного округа (оперативно-стратегическое командование; пункт 12); управление военного округа организует и обеспечивает решение возложенных на военный округ задач (пункт 13); управление военного округа имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации, угловой штамп с изображением эмблемы Вооруженных Сил и со своим наименованием, другие необходимые для осуществления своей деятельности печати и штампы (пункт 16).
Приказ Министра обороны Российской Федерации от 12 сентября 2003 года N 324 "О государственной регистрации юридических лиц", которым созданы федеральные государственные учреждения, издан во исполнение Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с целью регистрации в установленном порядке в качестве юридических лиц отдельных органов военного управления.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 424 было создано Объединенное стратегическое командование Западного военного округа в форме федерального казенного учреждения.
Приказом Минобороны Российской Федерации от 29 июля 2011года N1290 утверждено Типовое общее положение о федеральном казенном учреждении "Управление объединения (управление соединения, воинская часть) Вооруженных Сил Российской Федерации", согласно которому учредителем Учреждения является Российская Федерация, функции и полномочия учредителя в отношении Учреждения осуществляет Министерство обороны Российской Федерации. Учреждение является юридическим лицом с момента государственной регистрации, имеет печать установленного образца, иные необходимые для уставной деятельности печати и штампы, бланки со своим наименованием.
В соответствии с приказом Минобороны Российской Федерации от 02 ноября 2009 года N 1177 "О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации", решение о выдаче удостоверения "Ветеран боевых действий" принимает комиссия по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий соответствующего военного округа.
Исходя из характера и предмета заявленных Коломыциным А.С. исковых требований, связанных с установлением права истца на получение удостоверения "Ветеран боевых действий", указанные выше учреждения также подлежали привлечению к участию в деле в качестве соответчиков.
Поскольку установление и оценка всех имеющих правовое значение по настоящему спору обстоятельств влечет разрешение вопроса об объеме прав и обязанностей Министерства обороны Российской Федерации, Управления Западного военного округа, Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа", комиссии по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Западного военного округа, то в соответствии с положениями пункта 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ судебной коллегией по правилам ч. 5 ст. 330 ГПК РФ в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ постановлено о переходе к рассмотрению данного дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев исковые требования Коломыцина А.С. судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Коломыцин А.С. в добровольном порядке по контракту призван на действительную военную службу в ряды Вооруженных сил Российской Федерации. Из записей в личном деле усматривается, что истец проходил службу, в том числе в составе действующей армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выполняя служебные обязанности в составе КМС в Республике Таджикистан.
Приказом командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ N "Об установлении льготной выслуги лет для лиц офицерского состава, прапорщиков и военнослужащих по контракту" Коломыцину А.С. выслуга лет исчислена на льготных условиях, как 1 месяц за 3 месяца с ДД.ММ.ГГГГ по день исключения из списков части на основании Закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики, и республики Таджикистан, а также исполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах".
ДД.ММ.ГГГГ Коломыцин А.С. обратился с заявлением к начальнику отдела военного комиссариата "адрес" о выдаче удостоверения "Ветеран боевых действий", которое было представлено в военный комиссариат "адрес", в соответствии с Инструкцией о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным Законом "О ветеранах", утвержденной постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 11 октября 2000 года N 69.
Согласно заключению от ДД.ММ.ГГГГ комиссии по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений "Ветеран боевых действий" Западного военного округа, Коломыцину А.С. отказано в выдаче удостоверения на основании отсутствия документов, подтверждающих непосредственное участие в боевых действиях в "адрес".
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" следует, что к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях. Из раздела III Приложения к указанному Закону "Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации" усматривается, что он относит к таковым лиц, выполнявших боевые действия в Республике Таджикистан: ДД.ММ.ГГГГ.
Статьей 2 указанного Закона предусмотрено, что военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца.
Судебная коллегия оснований для выдачи удостоверения ветерана боевых действий не находит и полагает необходимым в выдаче удостоверения отказать.
Как следует из ответа ФГКУ "Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации" в приказах командира войсковой части полевая почта N за ДД.ММ.ГГГГ (по личному составу, по общим вопросам), ДД.ММ.ГГГГ (по общим вопросам) Коломыцин А.С. не значится.
В силу ст. 3 Федерального закона от 12 января 1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации. Пункт 3 названной статьи устанавливает, что перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к Федеральному Закону "О ветеранах".
В перечень государств и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации ФЗ "О ветеранах" включены боевые действия в Республике Таджикистан в периоды: сентябрь - ноябрь 1992 года; с февраля 1993 года по декабрь 1997 года.
Таким образом, законодатель разграничивает понятия "участие в боевых действиях" и "выполнение задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах".
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 02 ноября 2009 года N 1177 "О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации", действующим на момент рассмотрения заявления Коломыцина А.С., утвержден соответствующий порядок, по которому к обращению прикладываются, в том числе документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях.
Следовательно, для получения удостоверения "Ветеран боевых действий" заявителю необходимо представить данные, свидетельствующие о непосредственном участии в боевых действиях.
Выполнение Коломыциным А.С. задач по защите конституционных прав граждан в зоне вооруженного конфликта в составе воинской части, находящейся в составе Коллективных миротворческих сил в Республике Таджикистан, как и предоставление ему в этот период дополнительных гарантий и компенсаций, не дают оснований для приобретения им статуса участника боевых действий. Преимуществами материального характера заявитель пользовался, как и многие другие военнослужащие, в силу действия Федерального закона от 21 января 1993 года N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах". Расширенное толкование понятия "участие в боевых действиях" не допустимо.
Данных о непосредственном участии в боевых действиях не имеется и в послужном списке заявителя.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что требования Коломыцина А.С. о признании участником боевых действий, признании права на получение мер социальной поддержки, установленные для ветеранов боевых действий, об обязании выдать удостоверение ветерана боевых действий не подлежат удовлетворению, поскольку непосредственное участие в боевых действиях не установлено.
Поскольку заявленные исковые требования об обязании выдать удостоверение "Ветеран боевых действий" удовлетворению не подлежит, судебная коллегия полагает также не подлежащими удовлетворению требования о взыскании в пользу Коломыцина А.С. судебных издержек.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Московского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ отменить.
Постановить по делу новое решение, которым отказать Коломоцын А.С. в удовлетворении исковых требований к Министерству обороны Российской Федерации, военному комиссариату "адрес", отделу ВКТО по "адрес" военного комиссариата "адрес", командованию Западного военного округа, Управлению Западного военного округа, Федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа", комиссии по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Западного военного округа о признании права на получение удостоверения "Ветеран боевых действий", обязании отдела ВКТО по "адрес" направить через военный комиссариат "адрес" документы для выдачи удостоверения "Ветеран боевых действий", обязании командования Западного военного округа выдать удостоверение "Ветеран боевых действий", взыскании судебных расходов.
Председательствующий С.Н. Пойменова
Судьи областного суда Ю.В. Комарова
В.В. Цветков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.