Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Пойменовой С.Н.,
судей Цветкова В.В. и Комаровой Ю.В.
при секретаре судебного заседания Иванове А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери
по докладу судьи Комаровой Ю.В.
дело по апелляционной жалобе Шуткин А.С.
на решение Вышневолоцкого городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
"Отказать Шуткин А.С. в удовлетворении иска к Территориальному отделу социальной защиты населения "адрес" и "адрес" и Министерству финансов Российской Федерации об индексации компенсационных выплат, взыскании ежемесячной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, в связи с выполнением работ по ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС, взыскании ежегодной компенсации на оздоровление, ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров, ежегодной денежной компенсации".
С у д е б н а я к о л л е г и я
УСТАНОВИЛА:
Шуткин А.С. обратился в суд с иском к Территориальному отделу социальной защиты населения "адрес" и "адрес" об индексации компенсационных выплат с ДД.ММ.ГГГГ в 1,1 раз, с ДД.ММ.ГГГГ в 1,581 раз, с ДД.ММ.ГГГГ в 1,515 раз, с ДД.ММ.ГГГГ в 1,25 раз, ДД.ММ.ГГГГ в 1,26 раз, с ДД.ММ.ГГГГ в 1,16 раз, с ДД.ММ.ГГГГ в 1,11 раз, с ДД.ММ.ГГГГ год в 1,09 раз, с ДД.ММ.ГГГГ в 1,08 раз, с ДД.ММ.ГГГГ год в 1,105 раз, с ДД.ММ.ГГГГ в 1,13 раз, с ДД.ММ.ГГГГ в 1,1 раз, с ДД.ММ.ГГГГ в 1,065 раз, с ДД.ММ.ГГГГ в 1,06 раз за счет бюджета Российской Федерации; взыскании ежемесячной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, в связи с выполнением работ по ликвидации Последствий на Чернобыльской АЭС, взыскании ежегодной компенсации на оздоровление, ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров, всего в размере "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек и назначении с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячных выплат компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек, ежегодной выплаты на оздоровление в размере "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек.
В обоснование иска указал, что с ДД.ММ.ГГГГ он является инвалидом 3 группы бессрочно с потерей здоровья 60% утраты, принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году. Территориальный отдел социальной защиты населения "адрес" "адрес" осуществляет данную выплату, но без индексации её размера и не в тех суммах, как это предусмотрено законодательством Российской Федерации, которым допускалась возможность индексации данных выплат пропорционально увеличению в централизованном порядке, установленного законом минимального размера оплаты труда. Индексацию нужно произвести за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ с учетом величины минимального размера оплаты труда и суммы в возмещение вреда индексируются с применением коэффициента минимального размера оплаты труда с ДД.ММ.ГГГГ равного 1.581, а с ДД.ММ.ГГГГ с учетом коэффициента равного 1,515. ДД.ММ.ГГГГ
индексация должна быть произведена исходя из роста величины прожиточного минимума. В ДД.ММ.ГГГГ году ему не была выплачена ежегодная компенсация на оздоровление, так как в конце года он находился в другом регионе и не мог
обратиться за её получением. В ДД.ММ.ГГГГ года он обратился в отдел
социальной защиты населения "адрес" с намерением написать заявление о выдаче компенсаций на оздоровление, но получил отказ, в связи с пропуском срока. На обращение об ознакомлении с выплатным делом
было отказано.
В дальнейшем истец уточнил исковые требования, просил взыскать с ответчиков компенсационные выплаты в общей сумме "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копейки за ДД.ММ.ГГГГ годы.
В последующем истец уточнил исковые требования, просил взыскать с ответчиков недополученные компенсационные выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в размере "данные изъяты" рублей, в том числе: "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копейки - компенсационная выплата на ежегодное оздоровление; "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек - компенсационная выплата за вред здоровью, "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек - компенсационная выплата на приобретение продовольственных товаров.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации, в качестве третьего лица Министерство социальной защиты населения "адрес".
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
В судебном заседании истец Шуткин А.С. иск придержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске с учетом уточнений.
Представитель ответчика, Территориального отдела социальной защиты населения "адрес" и "адрес", ФИО5 иск не признала. Указала, что Территориальный отдел социальной защиты населения не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку является территориальным исполнительным органом государственной власти "адрес", осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность в сфере социальной защиты различных категорий и групп населения, не имеет своего расчётного счета, денежные средства поступают на открытый расчётный счёт в Управлении Федерального казначейства по "адрес" (отделение по "адрес") из Федерального бюджета. Отделение по "адрес" Управления Федерального казначейства по "адрес" перечисляет денежные средства согласно платёжному поручению на лицевые счета ликвидаторов Чернобыльской АЭС.
Федеральным законом от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" законодатель не предусмотрел никаких изменений, в нём ведётся речь только о выплате в возмещение вреда жизни и здоровью гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и об индексации этой выплаты ежегодно пропорционально росту величины прожиточного минимума.
Правительством Российской Федерации принято постановление N 326 от 25 мая 2005 года об индексации ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ только предусмотренных пунктом 15 части 1 статьи 14 и пунктом 4 части 1 статьи 15 указанного закона.
Предметом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, на которое указывает истец, явились нормы о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, предусмотренные пунктом 25 статьи 14 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Пункт 5.4 постановления предоставляет право судам общей юрисдикции до внесения изменений в действующее законодательство принимать решения об индексации только сумм возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью граждан. Необоснованно допускать расширенное толкование Постановления Конституционного Суда N 11-п 19 июня 2002 года, а также производить индексацию ежемесячных выплат на приобретение продовольственных товаров и ежегодной выплаты на оздоровление пропорционально росту величины прожиточного минимума в "адрес".
В соответствии со статьёй 5 Федерального закона от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотренные настоящим законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации, следовательно, финансирование расходов производится из средств федерального бюджета.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 27 декабря 2004 года N 847 "Об индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с ДД.ММ.ГГГГ с применением коэффициента 1,38, определенного с нарастающим итогом, исходя из уровня инфляции, установленного Федеральными законами "О федеральном бюджете на 2002 год", "О федеральном бюджете на 2003 год", "О федеральном бюджете на 2004 год".
В соответствии с удостоверением серии N N от ДД.ММ.ГГГГ, выданным Территориальным управлением Министерства социального развития "адрес" "адрес" ДД.ММ.ГГГГ Шуткин А.С. имеет право на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью и ежегодную компенсацию за вред здоровью как инвалид вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
ДД.ММ.ГГГГ Шуткин А.С. впервые обратился как вновь прибывший в Территориальный отдел социальной защиты населения города "адрес" с документами, встал на учёт и оформил заявление о назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, ежемесячной денежной компенсации на возмещение вреда здоровью и ежегодную компенсацию за вред здоровью. До этого данные компенсации выплачивались ему по предыдущему месту жительства.
В ДД.ММ.ГГГГ Шуткин А.С. в Территориальный отдел социальной защиты населения "адрес" и "адрес" за назначением ежегодной компенсации за вред здоровью не обратился. Данная компенсация назначается в заявительном порядке в соответствии с действующим законодательством.
С ДД.ММ.ГГГГ Шуткину А.С. назначены и выплачены следующие выплаты:
Ежемесячная денежная компенсация на возмещение вреда здоровью:
- ДД.ММ.ГГГГ года - "данные изъяты" руб. (в т.ч. доплата за ДД.ММ.ГГГГ года - ДД.ММ.ГГГГгода), ДД.ММ.ГГГГ года - "данные изъяты" руб., ДД.ММ.ГГГГ года - "данные изъяты" руб., ДД.ММ.ГГГГ года - "данные изъяты" руб. ежемесячно по ДД.ММ.ГГГГ года с учётом индексации на ДД.ММ.ГГГГ года - "данные изъяты" руб., ДД.ММ.ГГГГ года - "данные изъяты" руб. (в т.ч. доплата за ДД.ММ.ГГГГ года, индексация на 1,065), ДД.ММ.ГГГГ года- "данные изъяты" руб.; ежемесячно по ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ года - "данные изъяты" руб.; ежемесячно по ДД.ММ.ГГГГ года с учетом индексации на 1,06, ДД.ММ.ГГГГ года - "данные изъяты" руб., с учётом индексации на 1,055.
Ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров:
- ДД.ММ.ГГГГ года - "данные изъяты" руб. (в т.ч. доплата за ДД.ММ.ГГГГ года),
ДД.ММ.ГГГГ года - "данные изъяты" руб., ДД.ММ.ГГГГ года - "данные изъяты", ДД.ММ.ГГГГ года - "данные изъяты" руб. (в
т.ч. доплата за ДД.ММ.ГГГГ, индексация на 1,1), ДД.ММ.ГГГГ года - "данные изъяты" руб., ДД.ММ.ГГГГ года - "данные изъяты" руб., ДД.ММ.ГГГГ года - "данные изъяты" руб., ДД.ММ.ГГГГ года - "данные изъяты" руб.; (в т.ч. доплата за ДД.ММ.ГГГГ, индексация на 1,065), ДД.ММ.ГГГГ года - "данные изъяты" руб. ежемесячно по ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ года - "данные изъяты" руб., ДД.ММ.ГГГГ года - "данные изъяты" (в т.ч. доплата за ДД.ММ.ГГГГ года, индексация на 1,06), ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты" ежемесячно по ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ года - "данные изъяты" руб. (индексация на 1,055).
Ежегодная компенсация за вред здоровью:
- ДД.ММ.ГГГГ года - "данные изъяты" руб., ДД.ММ.ГГГГ года - "данные изъяты" руб., ДД.ММ.ГГГГ года -
"данные изъяты" руб.
Выплаты компенсаций осуществляются Министерством труда и социальной защиты населения совместно с Министерством финансов Российской Федерации. Территориальный отдел социальной защиты населения "адрес" и "адрес" не вправе самостоятельно индексировать суммы ежемесячных компенсационных выплат на питание и оздоровление.
Представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации ФИО10 в судебном заседании иск не признал. Указал, что в соответствии с пунктом 12 Разъяснений Минтруда Российской Федерации от 30 ноября 2001 года N 6 "О применении порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС", утвержденного Постановлением Минтруда Российской Федерации от 30 ноября 2001 года N 83 (в редакции от 10 ноября 2002 года), пункта 4 Порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 года N 607 (с изменениями и дополнениями от 25 марта 2013 года N 257) решение о назначении или об отказе в назначении, а также выплата денежной компенсации производится органами социальной защиты населения или иными государственными органами, осуществляющими их пенсионное обеспечение, которые уполномочены выступать от имени казны Российской Федерации по обязательствам, вытекающим из причинения вреда жизни и здоровью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. Исковые требования Шуткин А.С. основывает на том, что в Российской Федерации отсутствует механизм индексации возмещения вреда здоровью, и что при определении размера возмещения вреда здоровью надо пользоваться положениями законодательства, действовавшего в ДД.ММ.ГГГГ годах. В Российской Федерации имеется механизм индексаций указанных выплат, установлен порядок индексации исходя из уровня инфляции, поэтому применение ранее действовавшего порядка невозможно.
Третье лицо Министерство социальной защиты населения "адрес" в судебное заседание своего представителя не направило. Ранее было представлено в суд заявление о рассмотрении дела в своё отсутствие, указано на поддержку позиции Территориального отдела социальной защиты населения "адрес" "адрес", а также представлено пояснение о том, что спорные выплаты носят заявительный характер.
Третье лицо Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте судебного заседания извещено, ходатайств не представило.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Шуткин А.С. просит отменить выплату в возмещение вреда здоровью в твердой сумме на возмещение вреда и выплачивать на основании заработной платы, поскольку компенсации в твердой денежной сумме уменьшают его материальные права (приносят убытки).
Просит взыскать за счет средств федерального бюджета задолженность в возмещение вреда здоровью в сумме "данные изъяты" рубля, ежемесячную выплату в возмещение вреда установить в сумме "данные изъяты" рубля. Взыскать задолженность за ежегодные выплаты на оздоровление в сумме "данные изъяты" рубля. Выплачивать ежегодную выплату на оздоровление в сумме "данные изъяты" рубля. Взыскать ежегодную компенсацию за ДД.ММ.ГГГГ год в размере "данные изъяты" рубля. Взыскать задолженность на приобретение продовольственных товаров в сумме "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек. Выплачивать ежемесячную выплату на приобретение продовольственных товаров в сумме "данные изъяты" рублей. Общая сумма задолженности составляет "данные изъяты" рубля.
Указал, что несвоевременные индексации привели к его убыткам, нарушены его имущественные права.
Пояснил, что в ДД.ММ.ГГГГ году ему не выплатили ежегодную компенсацию на оздоровление, поскольку он в начале ДД.ММ.ГГГГ года пришел в отдел соцзащиты для подачи заявления на получение данной выплаты, но ему был дан отказ по причине окончания года. Однако ст. 39 Закона от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС" не содержит сведений о заявительном порядке, для получения ежегодной компенсации на оздоровление, она должна выплачиваться автоматически без заявления.
Выплаты на приобретение продовольственных товаров также входят в возмещение вреда здоровья граждан, не своевременные индексации приводят к уменьшению материальных доходов граждан, что наносит вред здоровью граждан.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Министерства социальной защиты населения "адрес", Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, уведомленные о времени и месте рассмотрения дела в соответствии с требованиями ст. ст. 113-118 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не участвовали, сведений о причинах неявки не представили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили. Представитель ответчика Территориального отдела защиты населения "адрес" и "адрес" в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. На основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебной коллегией определено рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав истца Шуткина А.С., поддержавшего апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного по делу решения.
Решение суда отвечает требованиям статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о законности и обоснованности судебного решения.
Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им и представленным доказательствам правильную правовую оценку.
Судом установлено, что Шуткин А.С. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ ему установлена 3 группа инвалидности, утрата трудоспособности составляет 60 %.
Территориальным управлением Министерства социального развития "адрес" "адрес" Шуткину А.С. выдано удостоверение серии N N от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающее право на соответствующие льготы.
Шуткину А.С. выплачивается ежемесячная компенсация в возмещение вреда здоровью, ежегодная компенсация за вред здоровью, ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров как инвалиду вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-1 "О распространении действия Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделения особого риска".
ДД.ММ.ГГГГ Шуткин А.С. обратился в Территориальный отдел социальной защиты населения "адрес" "адрес" как вновь прибывший, с документами, встал на учёт и оформил заявление о назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, ежемесячной денежной компенсации на возмещение вреда здоровью и ежегодную компенсацию за вред здоровью.
До указанного периода данные компенсации выплачивались истцу по предыдущему месту жительства в "адрес".
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что истцу в установленном законом порядке производятся выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью, которые индексируются в соответствии с действующим законодательством.
Из статей 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.
В Постановлении от 01 декабря 1997 года "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" Конституционным Судом Российской Федерации выражена правовая позиция, согласно которой сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.
Из изложенного следует, что как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячной денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.
Выплаты ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью предусмотрены пунктом 22 статьи 14 и частью 1 статьи 39 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ). Ежемесячные выплаты возмещения вреда здоровью предусмотрены пунктом 15 статьи 14 названного Закона.
Частью 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ) предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью был определен Федеральным законом от 07 августа 2000 года N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в РФ", в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы "данные изъяты" рублей. При этом ст. 3 Федерального закона от 07 августа 2000 года N 122-ФЗ и ст. 4 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ году выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат производится в размерах, действующих на ДД.ММ.ГГГГ (т.е. исчисленных исходя из "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп.), а с ДД.ММ.ГГГГ - исходя из базовой суммы "данные изъяты" рублей.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 года N 11-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральных законов от 12 февраля 2001 года "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 19 июня 2000 года "О минимальном размере оплаты труда" и от 07 августа 2000 года "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" указанные нормы признаны не противоречащими Конституции РФ в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью в твердых размерах, исходя из базовой суммы.
При этом то обстоятельство, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью, входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и подлежащего индексации, не означает, однако, что порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодной компенсации за вред здоровью не может быть различен. Так, ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью индексируются в соответствии с увеличением МРОТ, а впоследствии с увеличением роста величины прожиточного минимума, либо исходя из роста индексов инфляции, а ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, на основании вышеизложенного, индексируются путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы, а именно: в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 847, с Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2005 года N 292, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2006 года N 246, с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 года N 171, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2007 года N 914 и т.д.
В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года N 35, в редакции от 05 апреля 2005 года N 7 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" разъяснено, что денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от социальных выплат на основе обязательного социального страхования, в связи с чем суд вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью за период с 01 июля 2000 года с учетом величины минимального размера оплаты труда, указанной в ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", а не из базовой суммы, установленной ст. 4 этого Федерального закона. Данное разъяснение основано на правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 11-П и касается индексации размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, предусмотренной пунктом 15 статьи 14 базового Закона, а индексация ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью исходя из базовой суммы этим же Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации, как указывалось выше, не была признана неконституционной.
Материалами дела установлено, что в спорный период истцу была выплачена и на сегодняшний день выплачивается ежемесячная компенсация за приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью в размере, установленном в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, утверждение истца о наличии перед ним задолженности по указанным выплатам не нашло подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что выплата ежегодной компенсации за вред здоровью носит заявительный характер и обоснованно отказано во взыскании данной компенсации за ДД.ММ.ГГГГ года, поскольку с заявлением о выплате данной компенсации истец не обращался.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, правовых оснований для отмены решения суда не содержат, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом подробного исследования и оценки суда первой инстанции в соответствии с положениями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Указания истца о несогласии с выводами суда на оценку законности состоявшегося судебного постановления не влияют, отмену судебного акта не влекут.
Нарушений судом при рассмотрении настоящего дела норм гражданского процессуального законодательства, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьей 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Вышневолоцкого городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Шуткина А.С. - без удовлетворения.
Председательствующий С.Н. Пойменова
Судьи: В.В. Цветков
Ю.В. Комарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.